СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорный праздник «Бабушкин сундучок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщать детей к истокам народной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Фольклорный праздник «Бабушкин сундучок»»

Фольклорный праздник «Бабушкин сундучок»

Цель: Приобщать детей к истокам народной культуры.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями татарского и русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Воспитывать любовь к народному творчеству. Доставить детям радость.

Заходят дети. Садятся, занимаются рукодельем.

Выходят ведущие

Вед 1: У русского и татарского народов есть свои обряды, традиции. Со временем некоторые теряются. Сегодня мы хотим вам показать фрагмент фольклорного праздника «Веселые посиделки». Собирались девушки, женщины, бабушки у кого – то дома и занимались рукодельем. Кто прядет, кто носочки вяжет, пели песни и играли.

Вед 2: Күңелләр шатлыклы булганга

Без җыелдык бүген бу өйгә

Кадерле кунаклар, карагыз!

Ничек без бергәләп күңел ачабыз!

Матур җырлар өзелмәс

Шатлык өстәр кул эше

Күмәк бию, уен-көлке

Кызык булачак билгеле

Вед 1: С шуткой, песней да весельем и работа спорится

Реб: Игла – барыня, княгиня,

Весь мир нарядила,

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила

Реб : Хвостик, нитяной

Тяну – тяну за собой.

Сквозь холст проходит,

Конец себе находит

Все: Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится

Вед 2: Такмакка да мин оста

Шакмакка да мин оста

Әти әни эш кушса,

Мин авыру, мин хаста


Көзге гә карыйм әле

Чәчемне тарыйм әле

Әбиләргә бер атнага

Кунакка барыйм әле


Сары, сары, сап-сары

Сары пәке саплары

Сараларга барган идем

Җырлый икән атлары


Иртән торып тышка чыксам

Кәҗәләр кар көриләр

Чикерткәләр туфли киеп

Җырлап-биеп йөриләр


Әнә килә машина

Бүрек кигән башына

Күкәйгә дип менгән идем

Тавык типте башыма

Малика: Карагыз әле, минем кулъяулыгым матурмы?

Вед 1: Бик матур булган. Әйдәгез шушы кулъяулык белән “Яулык яшереш”уенын уйнап алыйк. Әйдәгез әле, эшләрне кырыйгарак алып куйык, бергәләп күңел ачыйк.

Вед 2: Можете убрать под стульчик, чтобы они вам не мешали

Уен «Яулык яшереш»

Вед 2: Туган телгә мәхәббәт тәрбияли торган чыганакларның берсе нәрсә дип уйлыйсыз? (Бишек җырлары)

Җырлый: А. Мәликә “Бишек жыры”

Вед 1: А как славится русской фольклор своими пословицами и поговорками

- Языком не спеши, а делом не ленись.

- Человек без друзей, что дерево без корней

- Нет друга – ищи, а найдешь – береги

- Весенний день – что ласковое слово

Вед 2: Әйдәгез, балалар, мәкаль әйтеш уйнап алабыз.

-Иң татлы тел – туган тел

Анам сөйләп торган тел

-Ата-ананы тыңлаган – адәм булган.

Тыңламаган – әрәм булган

-Кош- канаты белән, кеше дуслык белән көчле

-Язгы көн ел туйдыра

Вед 1: Уйнат-уйнат гармуныңны

Биесеннәр яшь кызлар,

Безнең кызлар нурлы йөзле

Әйтерсең лә йолдызлар

Умырзая биюе”

Вед 1: Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте - ка частушки

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей

Реб: Начинаю я припевку

Первую, начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную

Реб: Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну, а я тогда в кого ж?

Реб: Я сирени наломаю

Набросаю у ворот

Заплету я руссу косу

Пусть завидует народ

Реб: На окошке два цветочка –

Голубой да, аленький

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький

Вед 1: Веселимся мы играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет нас новая игра –

А называется игра “Вышел Ваня погулять”

Игра “Вышел Ваня погулять”

Реб: А кто будет водить?

Вед 1: Выберем водящего считалкой

Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют:

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись, (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая и красивая (все хлопают, дети пляшут). Далее, идёт внутри круга девочка, высматривая друга…

Вед 2:

-Ишеттегезме эле, кызлар, кибеткә бик матур җепләр кайткан, ди

- Әй, зарплата бирсеннәр әле, алырбыз

- Исламнарның казлары күкәй сала башлаган ди, безнеке салмый әле

- Салыр эле борчылма

- Ясминәнең әтисе яңа машина алган ди, кып – кызыл ди

- Нинди марка?

- Хундай солярис

- Бик әйбәт булган. Исән – сау гына йөрсен.

- Мәликә, сиңа әти-әниең телефон алдымы әллә? Шулай дип ишеттем.

- Әйе шул, алдылар шул

- Миңа да алырга уйлаганнар иде, акча юк әле кредитны түләп бетергәч, диде әти

- Борчылма, минеке дә юк әле. Телефонсыз да бик әйбәт әле. Барыбер аңа салырга акча юк миндә.

Вед 1: Ну- ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками

Реб: Ну, что девчонки, поиграли, повеселились. А теперь за работу.

Реб: Делу время, по тихий час

Зилә апа килеп керә.

Зилә апа: Ясминәләр өенә дөрес керәмме соң? Нишләп утырасыз?

Балалар: Эшләп утырабыз.

Зилә апа эшләрен карап йөри, мактый

Зилә апа: Гармунчы да бар икән

Реб: Мин әле оста уйнаучы түгел, өйрәнәм генә

Н. Ислам җырлый: “Эх, сез матур кызлар”

Зилә апа үзенең кул эшләре белән таныштыра

Зилә апа: Балалар, сезнең дә кул эшләренә өйрәнәсегез киләме?

Балалар: Килә, әйе

Зилә апа: Мин сезне кунакка чакырам. Әйдәгез

Балалар чыгып китәләр

Вед.2

Тел кешене дус итә

Бер – берсенә беркетә.

Бел балам, син рус телен,

Һәм онытма, үз телең!

Вед. 1

Ходит матушка – Весна

По полям, лесам одна

А мы праздник наш кончаем

И танец Вас приглашаем!

Ожидаемый результат: Наш опыт показал, что детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер и поэтому хорошо сочетаются с системой фольклорного воспитания, которая осуществляется в нашей в детском саду.

Поставив задачу знакомства детей с татарским и русским народным творчеством, мы понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры разного народа. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Дети познакомились со старинной прялкой, серпом, предметами старинного татарского и русского быта, о которых они поют, готовясь к фольклорным праздникам. Предметы старинного быта находятся в нашем мини-музее «Русская изба». Дети очень любят бывать в музее; они приходят сюда перед каждым обрядовым праздником и на занятия.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, игры, шутки, юмор, дети в татарских и русских народных костюмах, зал, оформленный в народном стиле, - всё это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта в жизнь наших воспитанников. Преемственность со школой, татарскому и русскому народному искусству, почитание традиций и обычаев, знание основ народной культуры воспитанники нашего детского сада – мы очень надеемся на это – привнесут в свои семьи, духовное возрождение которых – залог возрождения Отечества. Праздники популярны и среди родителей, которые активно участвуют в развлечениях для детей.

Такие мероприятия обучают детей традициям наших предков.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!