СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА для обучающихся 5 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

  • учебному предмету

 

  • ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

  • учебному предмету
  •  

  •  
  • ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

  • учебному предмету
  •  

  •  
  •  

    для обучающихся 5 кл

    для обучающихся 5 кл

 

для обучающихся 5 кл

Просмотр содержимого документа
«ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА для обучающихся 5 кл»








ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

  1. по учебному предмету

  2. ЛИТЕРАТУРА



для обучающихся 5 кл



ФОС разработал:

Викторова Светлана Геннадьевна

учитель русского языка и литературы





Бакалы, 2021 г.





















Паспорт фонда оценочных средств

Литература 5 класс



п/п

Контролируемые разделы (темы) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)∙

Наименование оценочного средства

1


Устное народное творчество. Литература 19, 20 веков

Входная контрольная работа

2

УНТ. Русская литература 19 века.( Пушкин, Жуковский, Крылов)

Контрольная работа за 1 четверть

3

Русская литература 19 века. ( Некрасов, Погорельский, Тургенев)


Контрольная работа за 2 четверть

4

Русская литература 19 -20 веков


Контрольная работа за 3 четверть

5


Курс литературы за 5 класс

Итоговый тест за курс 5 класса.


































ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по литературе в 5 классе

I вариант

Часть 1

1. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки:

Из далека - далеча чиста поля,

Выезжал старый казак да Илья Муромец.

  1. Рассказ.

  2. Сказка.

  3. Былина.

  4. Басня.


2. Продолжи определение. Сказка - это… .

  1. Русская народная эпическая песня о богатырях.

  2. Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.

  3. Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

  4. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?

  1. ритм

  2. рифма

  3. размер

  4. строфа


4. Узнай героя произведения А.С. Пушкина. Этот герой обращался с просьбой о помощи к солнцу, месяцу, ветру.

  1. Царь Салтан.

  2. Царь Дадон.

  3. Королевич Елисей.

  4. Князь Гвидон.


5. Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова?

Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

  1. Лисице.

  2. Стрекозе.

  3. Муравью.

  4. Мартышке.


6. Кто из перечисленных авторов является поэтом?

  1. Б.Житков.

  2. В.Бианки.

  3. Л.Толстой.

  4. Н.Некрасов.


7. Назови поэта, написавшего следующие строки:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

А) А.Фет.

Б) М.Лермонтов.

В) Ф.Тютчев.

Г) И.Бунин

8. Назови автора, который написал «Денискины рассказы».

  1. В. Драгунский.

  2. Е.Чарушин.

  3. А.Гайдар.

  4. Н.Носов.


9. Восстанови пословицу.

Чтение – вот лучшее…


  1. Развлечение.

  2. Учение.

  3. Мышление.

  4. Обучение.



10. Соотнесите названия и типы сказок:


А

«Сивка-бурка»

1

Бытовые сказки

Б

«Заюшкина избушка»

2

Волшебные сказки

В

«Каша из топора»

3

Сказки о животных


А

Б

В





Часть 2


1.Как называется эта часть сказки?

Стали жить да быть – на славу всем людям.____________________________________


2. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:

хитрая лиса, добрый ____.


3. Определите жанр:


Баю-баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

___________________


4.Кто является автором фольклорных произведений? ___________________


5. Соотнесите название рода литературы с его особенностями.


1

драма  

А

 имеет повествовательную основу

2

лирика   

Б

предназначена для постановки на сцене

3

эпос  

В

основной жанр - стихотворение


1

2

3





ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по литературе в 5 классе


II вариант


1. Кто является автором строчек:

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…?

  1. А. Фет

  2. И. Суриков

  3. С. Есенин


2. Как называется данная часть сказки.

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

А)завязка

Б)кульминация

В)концовка

Г)запев

3. Как называется этот литературный прием: ветры буйные, ясны очи, конь ретивый?

  1. сравнение

  2. олицетворение

  3. гипербола

  4. эпитет


4. Какое из перечисленных произведений является басней?

  1. «Тема и Жучка» (Н. Гарин-Михайловский)

  2. «Мартышка и очки» (И. Крылов)

  3. «Лев и собачка» (Л. Толстой)


5. Какой эпитет из приведённых ниже не является постоянным?

А)ясный месяц

Б)добрый молодец

В)сильный ветер

Г)синее море


6.К какой басне подходит пословица «Делу – время, а потехе – час»:

А) «Лебедь, Щука и Рак»
Б) «Зеркало и Обезьяна»
В) «Стрекоза и Муравей»

7. Что такое рассказ?

  1. небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения

  2. небольшое прозаическое произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя

  3. жанр фольклора, в котором вещи изображаются иносказательно (путем сравнения и пр.)


8. Назови автора, который написал рассказ «Живая шляпа»».

А)В. Драгунский.

Б) Е.Чарушин.

В)А.Гайдар.

  1. Н.Носов.


9. К какому жанру относится произведение И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»?

  1. басня

  2. сказка

  3. стихотворение


10. Соотнесите названия и типы сказок:


А

«Волк и лиса»

1

Бытовые сказки

Б

«Как мужик гуся делил»

2

Волшебные сказки

В

«Гуси - лебеди»

3

Сказки о животных


А

Б

В




Часть 2


1. Как называется эта часть сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве жил – царь, и было у него три сына.

2. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:

Красная девица , море __________     

3.Определите жанр:

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

__________     

4.Кто является автором фольклорных произведений? ___________________



5. Соотнесите название рода литературы с его особенностями.


1

 лирика   

А

 имеет повествовательную основу

2

драма 

Б

предназначена для постановки на сцене

3

эпос  

В

основной жанр - стихотворение



1

2

3







1 вариант


2 вариант

Часть 1

Часть 1

1

В

1

В

2

Г

2

В

3

Б

3

Г

4

В

4

Б

5

Б

5

В

6

Г

6

В

7

Г

7

Б

8

А

8

Г

9

Б

9

А

10

А-2 Б-3 В-1

10

А-3 Б-1 В-2

Часть 2


Часть 2


1

концовка

1

зачин

2

молодец

2

синее

3

колыбельная

3

считалка

4

народ

4

народ

5

1-Б 2-В 3-А

5

1-Б 2-В 3-А







Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с 1 по 14 оцениваются 1 баллом, 15 задание -5 баллами (за каждый правильный ответ 1 балл). Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

балл

0-5

6-9

10-15

16-19





Контрольная работа за 1 четверть

Часть I

1 . Какое высказывание о книге указывает на связь времен?

1) Книга –духовное завещание одного поколения другому.

2) «Чтение –вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).

3) «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать» (В.Г.Белинский)

4) «Книги должны готовить нас к жизни, дополнять ее и делать более разнообразной, но они не должны заменять жизнь» (ДраганЕремич).

2. Как переводится слово «фольклор»?

1) индивидуальное поэтическое творчество

2) народное знание, народная мудрость

3) авторское произведение

4) старинное творчество


3. Найди соответствие:

1 Жанр фольклора, краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки

а) поговорка

2. Жанр фольклора, краткое устойчивое выражение, не составляющее законченного высказывания (водить за нос)

б) басня

3. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, в котором содержится мораль.

г) загадка


4. Как называется прием переноса человеческих качеств на животных или предметы?

а) сравнение б) олицетворение в) сатира г) вымысел


5. Кто похитил Василису Премудрую в русской народной сказке «Царевна-Лягушка»?

а) змей Горыныч б) Кощей Бессмертный в)ворон г) царевич


6. . Какое историческое событие отражено в басне И.А.Крылова «Волк на псарне»?

1) Отечественная война 1812 года

2) отмена крепостного права

3) набег печенегов в лето 6476

4) Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


7 В.А.Жуковский написал сказку «Спящая царевна».

В чем заслуга Жуковского-сказочника?

1) Написал народную сказку.

2) Использовал сюжеты немецкой сказки, которые нашел у братьев Гримм.

3) Использовал сюжеты французской сказки, которые нашел у Шарля Перро.

4) Сделал важный шаг вперед в литературной обработке сказки.



Часть II

1. Как называется традиционная часть басни, в которой заключен основной авторский вывод?

Ответ __________________________

2. Укажите жанр произведения В.А.Жуковского «Кубок».

Ответ __________________________

3. Ознакомьтесь с фрагментами сказок, в которых рассмотрены ее особенности.

«Жили-были старик да старуха...» _____________

«Елена прекрасная» _________________________

«шел-шел» _________________________________

«Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец»_____

Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка:

1) повтор

2) зачин

3) концовка

4) постоянный эпитет

Пример какой особенности сказки не приведен выше?

Ответ_____________________ (запишите словом).

4. Подчеркните те глаголы, которые использует В.А.Жуковский в произведении «Кубок», чтобы передать характер морской стихии.

Кипит, журчит, ревет. Воет, свищет, шепчет, бьет, шипит, переливается, бунтует, спит, клокочет, извергнуться хочет, стонет, ласкает, летит.




Контрольная работа по литературе за 3 четверть, 5 класс (после Тургенева) по В.Я Коровиной и др.

1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

2. Перечислите сказки, написанные А. С. Пушкиным

3. Из какого стихотворения эти строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Продолжи их:

4. Из какого произведения эти строки:

Ждёт-пождёт с утра до ночи, И никто с начала мира


Смотрит в поле, инда очи Не видал такого пира;


Разболелись, глядючи Я там был, мёд, пиво пил,


С белой зори до ночи… Да усы лишь обмочил.

Перечисли героев сказки

5. Созвучие окончаний стихотворных строк – это

6. Изобрази и подпиши виды рифмовок:

1) 1) 1)

2) 2) 2)

3) 3) 3)

4) 4) 4)

7. Повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени – это

8. Речь, свободно движущаяся от предложения к предложению

9. Речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю

10. Назовите автора повести-сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

11. Для кого писатель сочинил свою сказку?

12. Придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения

13. «Ты добрый мальчик, но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо». Кто и кого охарактеризовал такими словами?

14. . Чем Алёша расплатился с кухаркой за Чернушку, хотя берёг это «пуще глаза своего», так как это было «всё его имение»

15. Что явилось причиною того, что подземные жители «должны переселиться далеко-далеко» от привычных мест обитания?

16. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя…

17. Какому событию посвящено это стихотворение?

18. О каком событии повествует быль, рассказанная дьячком ***ской церкви?


19. Кто автор истории про заколдованное место?

20. Какое произведение Н А Некрасова рассказывает о трудностях и тяжестях, о горестях и радостях трудовой и дружной крестьянской семьи? Какие черты крестьянки прославляет поэт?


21. Из какого стихотворения эти строки и кто их автор:

Чу! щёпоткакой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

22. «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк, одним словом, муштровали как рекрута». Чьи это воспоминания?

23. «А между тем в ту самую пору по Т…у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и длинной палкой в руках… Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину». О ком эти строки?

24. Почему герой возвращается в деревню?

25. Кто автор и каково название этого произведения?







        1. за каждую сказку по 1б – 7б.

        2. 0-3б ( учитывается глубина ответа

        3. 25 2б


24-25 б. – «5»

15-23 б. – «4»

5-14 б. – «3»

0-4 б. – «2»






Контрольная работа 3 четверть

1. Соотнесите понятие и определение.

а) слово

1) особая, специфически организованная речь, выражающая
чувства в стихотворной, ритмической форме;

б) стихотворение

2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли,
служит средством общения между людьми;

в) поэзия

3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования
с фантастическим вымыслом;

г) сказка

4) небольшое лирическое произведение, написанное
в стихотворной форме.


2. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом


3. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;


4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что…Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
8 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является: а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н. А.;













Итоговый тест за курс 5 класса.

Цель: проверить знания учащихся по литературе за год. Выявить проблемы в знаниях учащихся с целью предупреждения ошибок.

Время проведения: 40 минут


  1. Контрольно-измерительные материалы.

Часть 1

Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа.

А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?

  1. эпос

  2. фантастика

  3. лирика

  4. драма

А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

  1. поэма

  2. ода

  3. басня

  4. баллада

А3.«Несмотря на то что большая часть народных посвящена простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая полный простор для творческой фантазии народа. Для многих характерна иносказательная или метафорическая природа построения».

О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?

  1. прибаутка

  2. поговорка

  3. считалка

  4. загадка

А4. Какое из перечисленных ниже произведений следует назвать фантастическим?

  1. «Хирургия»

  2. «Тёплый хлеб»

  3. «Васюткино озеро»

  4. «Чёрнаякуриа, или Подземные зрители»

А5. Укажите лишнее произведение,

  1. «Руслан и Людмила»

  2. «Зимнее утро»

  3. «Зимняя дорога»

  4. «Няне»

А6. Какое из названных произведений является произведением древнерусской литературы?

  1. «Никита»

  2. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

  3. «Муму»

  4. «Заколдованное место»

А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?

  1. завязка

  2. кульминация

  3. абзац

  4. эпилог

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5.

- Ну-с, раскройте рот пошире... - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. - Сейчас мы его... тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси... и все... (подрезывает десну) и все...

- Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил...

- Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт... Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот - раз плюнуть... (Накладывает щипцы.) Постойте, не дергайтесь... Сидите неподвижно... В мгновение ока... (Делает тракцию.) Главное, чтоб поглубже взять (тянет)... чтоб коронка не сломалась...

- Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв...

- Не тово... не тово... как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет.) Сейчас... Вот, вот... Дело-то ведь не легкое...

- Отцы... радетели... (Кричит.) Ангелы! Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

- Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот... Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительнейшие полминуты - и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

- Тянул! - говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. - Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу...

- А ты зачем руками хватаешь? - сердится фельдшер. - Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова... Дура!

- Сам ты дура!

- Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (Дразнит.) "Не умеешь, не умеешь!" Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты... Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов... Человек почище тебя, а не хватал руками... Садись! Садись, тебе говорю!

- Света не вижу... Дай дух перевести... Ох! (Садится.) Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!

- Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими... очумеешь! Раскрой рот... (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (Делает тракцию.) Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (Тянет. ) Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (Слышен хрустящий звук.) Так и знал!

Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

- Было б мне козьей ножкой... - бормочет фельдшер. - Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

- Парршивый черт... - выговаривает он. - Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси...

B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Определите тему, основную мысль текста.

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Найдите ключевые слова, характеризующие героев.

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В5.Определите стиль и тип текста, докажите своё мнение.

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания А8, В6 – В10.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который

не может быть верным для данного вопроса.

  1. о любви

  2. о любви к родине

  3. о грусти

  4. об одиночестве

В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.

Ответ_________________________________________

В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.

Ответ_________________________________________

В8. Выпишите из текста метафоры в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

В9. Определите типы рифмовки в стихотворении.

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («голубые ставни», «серенький ситец»)? Ответ запишите в форме множественного числа.

Ответ__________________________________________

Часть 4

С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

Напишите об этом небольшое сочинение (8–10 предложений) на отдельном подписанном листе.


Вариант II

Часть: А

Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа.

А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?

    1. эпос

    2. фантастика

    3. лирика

    4. драма

А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

  1. Сказка

  2. Поэма

  3. Ода

  4. былина

А3.«Это коротенькая притча; сама же говорит, что «голая речь не пословица». Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком, и пущенное в оборот… Кто её сочинил – не ведомо никому; но все её знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором…»

О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?

  1. прибаутка

  2. поговорка

  3. пословица

  4. загадка

А4. Какое из перечисленных ниже произведений следует назвать фантастическим?

  1. «Кавказский пленник»

  2. «Чёрная курица, или Подземные жители»

  3. «Косцы»

  4. «Никита»

А5. Укажите лишнее произведение,

  1. «Полтава»

  2. «Медный всадник»,

  3. «Зимняя дорога»,

  4. «Борис Годунов»

А6. Какое из названных произведений является произведением древнерусской литературы?

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  2. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

  3. «Песнь о вещем Олеге»

  4. «Песнь о Роланде»

А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?

  1. завязка

  2. кульминация

  3. абзац

  4. эпилог

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5.

Бедной собачонке было всего недели три, глаза уней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выравнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима.

B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ__________________________________________________

В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ___________________________________________________

В3. Определите тему, основную мысль текста.

Ответ___________________________________________________

В4. Найдите ключевые слова, характеризующие героев.

Ответ___________________________________________________

В5.Определите стиль и тип текста, докажите своё мнение.

Ответ_____________________________________________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания А8, В6 – В10.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который не может быть верным для данного вопроса.

  1. о природе

  2. о родном крае

  3. о грусти

  4. об одиночестве

В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.

Ответ_________________________________________

В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.

Ответ_________________________________________

В8. Выпишите из текста метафоры в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

В9. Определите рифмовку стихотворения.

Ответ__________________________________________

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («край забытый», «суховатой липой»)? Ответ запишите в форме множественного числа.

Ответ__________________________________________

Часть 4

С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

Напишите об этом небольшое сочинение (8–10 предложений) на отдельном подписанном листе.


На выполнение работы отводится 40 минут: 9 минут – часть 1; 12 мин. – часть 2; 12 мин. – часть 3; 7 мин. – часть 4.Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.

Задания в контрольной работе оценивается в зависимости от сложности задания разными количеством баллов. Таблица 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

2

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

3

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

4

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

5

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

6

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

7

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

8

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

9

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

10

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

11

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

12

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

13

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

14

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

15

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

16

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

17

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

18

1 балл – правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Максимальное количество баллов: 1

19

4 балла – дан развёрнутый ответ в объёме не менее 8 предложений, речевых и фактических ошибок нет;

3 балла - Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или фактические ошибки

2 балла - Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания затемнен / менее 10 предложений

1 балл - Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного

0 баллов - Ответа нет / не соотносится с вопросом

Максимальное количество баллов: 4

Оценка правильности выполнения задания

После проверки работы учителем учащиеся анализируют свои ошибки, оценивают степень правильности выполнения работы, соотносят с отметкой учителя.

Итого

22 балла

Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3

Таблица 3

Баллы

Отметка

22-19

«5»

18-15

«4»

14-11

«3»

10-5

«2»

4-0

«1»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!