СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетическая и речевая зарядка как системная форма работы над произносительной стороной речи обучающихся с нарушением слуха

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках, воспитательных занятиях, на специальных уроках (в слуховом кабинете и ритмики), на специальных индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, в ходе общения в школе, вне школы, дома.

Просмотр содержимого документа
«Фонетическая и речевая зарядка как системная форма работы над произносительной стороной речи обучающихся с нарушением слуха»

Фонетическая и речевая зарядка как системная форма работы над произносительной стороной речи обучающихся с нарушением слуха

И.Н. Рожкова, учитель-логопед,

В.Н. Комиссарова, учитель истории,

С.Н. Савенкова, учитель русского языка и литературы,

Н.Ю. Короткая, учитель математики,

г. Белгород, ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа-интернат № 23»


Работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках, воспитательных занятиях, на специальных уроках (в слуховом кабинете и ритмики), на специальных индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, в ходе общения в школе, вне школы, дома. Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи детей с нарушениями слуха в коррекционном образовательном учреждении 1 и 2 вида.

Фонетическая (речевая) зарядка – это одна из форм организации фронтальной работы над произношением на общеобразовательных уроках и самоподготовке.

Задачи:

-Закрепление в устной речи обучающихся ранее усвоенных произносительных навыков. Совершенствование произносительных навыков;

-Предупреждение распада усвоенных произносительных навыков

-Закрепление вновь приобретенных навыков.

Основные требования к речевой зарядке. Речевая зарядка проводится на первом уроке или самоподготовке в течение 3-5 минут. При необходимости (отработка сложных терминов, связанных с программным материалом урока) её можно проводить на любом уроке в течение 2-3 минут. Речевая зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, индивидуальными слуховыми аппаратами с опорой на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы.Материал на речевые зарядки отбирается:

1. Знакомый по содержанию и грамматическим формам (т.е. слова и выражения, которые обучающиеся усваивают на занятиях по любому учебному предмету).

2. Широко используется обиходно – разговорная речь, а также термины и предложения, которые обучающиеся усваивают на уроках русского языка, математики, естествознания, истории, географии, труда и т.д.

3. Речевой материал во всех видах работ должен содержать контрольные звуки, т.е. звуки, подлежащие отработке.

На одной речевой зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. Например: чтение и ответы на вопросы; называние картинок, решение примеров и т.д. Необходимо учитывать общедидактический принцип «от простого к сложному». Речевые зарядки не должны носить чисто формальный характер.Время проведения зарядки 3-5 минут. Обязательное использование ЗУА и ИСА. Материал зарядки может совпадать или не совпадать с темой урока. Смена хотя бы 2-х видов деятельностиВсе ошибки обучающихся исправляются.Содержанием фонетической (речевой) зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами, элементами ритмико-интонационной структуры речи-словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией.

Работа над речевым дыханием.Работа над голосом.Работа над звуками (автоматизация, дифференциация звуков). Работа над словом (словесным ударением, орфоэпией)Работа над фразой (логическим ударением, темпом речи, интонацией).Весь материал фонетических зарядок необходимо подбирать с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития слабослышащих детей и фонетического принципа так, чтобы этот материал обеспечивал речевую практику обучающихся и способствовал развитию речи в целом.Весь материал речевых зарядок подобран с учетом:программных требований к общеобразовательным урокам состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого обучающегося фонетического принципа практики обучающихся

Порядок подачи речевого материла. Речевые зарядки должны строиться по фонетическому принципу, соблюдая позиции отрабатываемого звука в его сочетаниях с гласными и согласными при постепенном усложнении позиционных трудностей: изолированное произнесение звука, произнесение звука в слогах, в словах (можно с разложением на части), в словосочетаниях, в предложениях.

Виды работ на речевых зарядках:

1.Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске, и их воспроизведение;
2.Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;
3.Чтение материала с доски или таблицы (плаката)чтение слов с последующим восприятием на слух;

4. Чтение предложений с наращиванием;

5.Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения;

6.Подбор слов и словосочетаний по образцу;
7.Составление предложений по образцу и их чтение;
8. Ответы на вопросы;

9.Составление предложений по опорным словам;
10.Выполнение поручений;

11. Составление диалогов;

12. Составление коротких рассказов;

13.Подражание (с использованием фонетической ритмики);

14.Называние картинок и конкретных предметов;

15. Чтение и рассказывание наизусть текстов, загадок, чистоговорок и т.п.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!