6
Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика
Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.
Ход урока
Организационный момент
III. Самоопределение к деятельности
— Что такое звук?
Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?
Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов (с. 15).)
Дополнительные вопросы
Сколько букв в русском алфавите? (33.)
Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)
Назовите все буквы русского алфавита.
(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)
Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)
Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)
Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)
Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)
2. Фонетический разбор слов
(Чтение теоретического материала учебника (с. 15). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)
Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)
Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)
3. Работа по учебнику
Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 17).
Упр. 27, 29 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
Упр. 30 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения
4. Упр. 31 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з']ёй, сантиметр, скворе[ш]ник, яи[ш]ница.
— Запишите слова в алфавитном порядке.
5. Упр. 32 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
V. Закрепление изученного материала
1. Фонетический анализ слов
— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют - )
2. Работа по учебнику
(Упр. 33 — комментированное письмо.)
4. Загадка-шутка
— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)
VI. Подведение итогов урока
Как связаны фонетика и орфография?
Что изучает орфоэпия?
Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?
домашнее задание
1. Учебник: упр.34