СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Орфоэпия. Графика»

6


Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика


Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.


Ход урока


Организационный момент


III. Самоопределение к деятельности

— Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов (с. 15).)

Дополнительные вопросы

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

2. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 15). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

3. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 17).

Упр. 27, 29 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.

Упр. 30 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения

4. Упр. 31 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з']ёй, сантиметр, скворе[ш]ник, яи[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

5. Упр. 32 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

1. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют - )

2. Работа по учебнику

(Упр. 33 — комментированное письмо.)

4. Загадка-шутка

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

VI. Подведение итогов урока

Как связаны фонетика и орфография?

Что изучает орфоэпия?

Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?


домашнее задание

1. Учебник: упр.34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!