СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формативная и суммативная оценки в методике обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. Пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.

В. А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Формативная и суммативная оценки в методике обучения»

Формативная и суммативная оценки в методике обучения

Оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. Пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.

В. А. Сухомлинский

Итак, что такое оценивание?

"Оценивание — категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения".

Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание проводится от официальных тестирований и экзаменаций до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, ежедневно. 
Существуют различные виды оценивания учащихся, однако все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают следующие этапы: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение.

Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть: 
ƒ. понятным всем участникам образовательного процесса; 
ƒ. гибким; 
ƒ. многоинструментальным; 
ƒ. психологически комфортным; 
ƒ. многосоставным. 
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное. 



Различают две формы оценивания: формативная и суммативная.

Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. Оценивание, направленное на определение возможностей повышения качества обучения, методов и подходов в реализации этих возможностей, является формативным, иначе – оцениванием для обучения (ОдО). Оценивание для обучения - это процесс выявления и интерпретации
данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения.  Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления итоговых отметок, сертификации, а также, для регистрации динамики продвижения  обучения, то оценивание по своей сути является суммативным  и называется «оценивание обучения» (ОО). Целью «оценивания обучения» является суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент. 

Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся быть оцененными по достоинству. Сосредоточенности на ученике требует от учителя и конструктивистская теория. Решая данную задачу учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания: 
ƒ- Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения  и деятельности учащихся. 

-Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей,  компетентностей целям и результатам обучения. ƒ

- Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и  отметки как инструмента давления на учащегося. 
ƒ- Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно  продуманной составной части процесса обучения. 
ƒ- Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед  выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки. 
ƒ- Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса  оценивания для всех участников образовательного процесса. 
ƒ- Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания. 
ƒ- Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся. 

На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. 
И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата. Считается более значимым для достижение учеником основательного понимания предмета применение формативного и суммативного оценивания. Это является ключевыми факторами, способствующими устранить существующую проблему оценивания. Данная система оценивания мало изучена большинством учителей, но требует пристального внимания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!