Просмотр содержимого документа
«Формативная и суммативная оценки в методике обучения»
Формативная и суммативная оценки в методике обучения
Оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. Пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.
В. А. Сухомлинский
Итак, что такое оценивание?
"Оценивание — категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения".
Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание проводится от официальных тестирований и экзаменаций до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, ежедневно.
Существуют различные виды оценивания учащихся, однако все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают следующие этапы: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение.
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть:
. понятным всем участникам образовательного процесса;
. гибким;
. многоинструментальным;
. психологически комфортным;
. многосоставным.
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Различают две формы оценивания: формативная и суммативная.
Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. Оценивание, направленное на определение возможностей повышения качества обучения, методов и подходов в реализации этих возможностей, является формативным, иначе – оцениванием для обучения (ОдО). Оценивание для обучения - это процесс выявления и интерпретации
данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления итоговых отметок, сертификации, а также, для регистрации динамики продвижения обучения, то оценивание по своей сути является суммативным и называется «оценивание обучения» (ОО). Целью «оценивания обучения» является суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент.
Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся быть оцененными по достоинству. Сосредоточенности на ученике требует от учителя и конструктивистская теория. Решая данную задачу учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания:
- Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся.
-Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.
- Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.
- Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.
- Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.
- Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.
- Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.
- Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся.
На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития.
И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата. Считается более значимым для достижение учеником основательного понимания предмета применение формативного и суммативного оценивания. Это является ключевыми факторами, способствующими устранить существующую проблему оценивания. Данная система оценивания мало изучена большинством учителей, но требует пристального внимания.