СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается описание функциональной грамотности, ее цель на уроках ИЯ. Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. В работе представлены материалы по формированию читательской грамотности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка»

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.

Когда мы говорим «читательская компетентность», то имеем в виду достаточный уровень развития у учащихся навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного. Из вышесказанного следует, что читательская компетентность включает в себя следующие понятия – «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром).

Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка

Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке [Носонович, Мильруд, 1999: 14].

Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Важное значение имеет и подготовка учеников к работе с текстом и с языковой стороны восприятию текста с языковой стороны.

Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом педагогу необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.

Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.

Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка

Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:

– предтекстовый;

– текстовый;

– послетекстовый.

Предтекстовый этап.

Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей.

На предтекстовом этапе учитель может в своей работе использовать:

– «мозговой штурм»

ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);

– прогнозирование,(попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);иллюстрации)

– различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,

– раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,

– предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);

глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);



В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:

  • определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);

  • главные герои, о которых может идти речь;

  • попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.

Текстовый этап

Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом



На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения (см. выше) и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками.

К стратегиям на данном этапе относятся:

  • чтение в парах;

  • чтение с пометками;

  • чтение с вопросами;

  • чтение с остановками;

  • тайм-аут (паузы для сохранения информации);

  • преобразование текста в таблицу;

  • компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);

  • кластер.

Послетекстовый этап

Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного.

Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по

теме..

Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:и

  • репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),

  • репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),

  • продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).

Распространённые стратегии этого этапа:

  • отношение между вопросом и ответом;

  • вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);

  • ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)

    • простые (Кто? Когда? Где? Как?)

    • уточняющие (Правильно ли я понял..?)

    • практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)

    • интерпретационные (Почему?)

    • творческие (Что будет, если..?)

    • оценочные (Как вы относитесь ?);

  • взаимовопросы;

  • синквейн;

  • сводные таблицы;

  • задание на соотнесения;

  • верно, неверно, нет информации;

  • проверочный лист;

  • люкентекст (текст с пропусками);

  • изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);

  • восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.).

Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!