СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности обучающихся в контексте реализации концепции развития предметных областей и цифровизации образования

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Формирование читательской грамотности обучающихся в контексте реализации концепции развития предметных областей и цифровизации образования"

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности обучающихся в контексте реализации концепции развития предметных областей и цифровизации образования»

Формирование читательской грамотности обучающихся в контексте реализации концепции развития предметных областей и цифровизации образования Учитель математики: Лис М.Н, школа №3 г.Черемхово

Формирование читательской грамотности обучающихся в контексте реализации концепции развития предметных областей и цифровизации образования

  • Учитель математики:
  • Лис М.Н, школа №3
  • г.Черемхово
Место смыслового чтения в ФГОС Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Ведущей целью  общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения. · Мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности; · Операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности; · Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Место смыслового чтения в ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью  общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

  • · Мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
  • · Операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
  • · Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» , выделено отдельное умение - «смысловое чтение».

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» , выделено отдельное умение - «смысловое чтение».

Класс

5 класс (10-11 лет)

Возрастные психологические особенности

Умения смыслового чтения

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышление, на которые опирается предметное содержание 5 класса.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

Способность к саморегуляции. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

определять главную тему текста;

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности: школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием. Ведущий учебный мотив - познавательный.

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

обнаруживать связь между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;

объяснять назначение карты, таблицы, рисунка, части графика и т.д.;

находить необходимую информацию в тексте.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

структурировать тест, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;

интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся

6 класс

(11-12 лет)

У шестиклассников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память , но замедляется развитие механической памяти , что связано с увеличением объема информации.

Можно говорить о сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления, характерного для высокого уровня интеллекта.

Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного

Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений). Ребенок должен понимать то, что учит. Тогда у него будет развиваться теоретическое рефлексивное мышление.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

сопоставлять формы выражения информации в запросе и самом тексте.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

интерпретировать текст: вводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с: · осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от  коммуникативной задачи; · определением основной и второстепенной информации; · формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

  • В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от

коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.  Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:   · в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; · в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; · в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • · в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • · в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • · в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики . Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: - осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; - уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; - уметь критически оценивать данную информацию; - уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики .

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь критически оценивать данную информацию;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Содержание учебного предмета «Математика» предполагает систематизацию и расширение знаний учащихся, полученных в начальной школе.  Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы учащиеся 5 классов готовы к осмысленному усвоению учебного материала.

Содержание учебного предмета «Математика» предполагает систематизацию и расширение знаний учащихся, полученных в начальной школе. Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы учащиеся 5 классов готовы к осмысленному усвоению учебного материала.

Приёмы работы с текстом на уроках математики   1 этап – Работа до чтения В начале урока можно предложить игру «Найди!» Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» 2 этап – Работа с текстом  Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

Приёмы работы с текстом на уроках математики

  • 1 этап – Работа до чтения

В начале урока можно предложить игру «Найди!»

Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?»

  • 2 этап – Работа с текстом Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
Прием «Инсерт» Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное. Читая, учение делает пометки в тексте: V – уже знал; + - новое - - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. Например, урок алгебры и начала математического анализа тема «Решение логарифмических неравенств». Ученики, читая текст, делали пометки: V простейшие логарифмические уравнения решаются на основе определения логарифма. + решение логарифмических уравнений методом потенцирования -- решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной.
  • Прием «Инсерт»

Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Чтение индивидуальное. Читая, учение делает пометки в тексте:

  • V – уже знал;
  • + - новое
  • - - думал иначе;
  • ? – не понял, есть вопросы.

Например, урок алгебры и начала математического анализа тема «Решение логарифмических неравенств». Ученики, читая текст, делали пометки:

V простейшие логарифмические уравнения решаются на основе определения логарифма.

+ решение логарифмических уравнений методом потенцирования

-- решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной.

В целом работа с учебником математики может быть следующей: 1.Найти задание по оглавлению;  2.Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: Очем пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?); 3.Прочитать содержание пункта параграфа; 4.Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре); 5.Задать по ходу чтения вопросы и ответитьна них (О чем здесь говорится?Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?) 6.Выделить основные понятия; 7.Выделить основные теоремы или правила;

В целом работа с учебником математики может быть следующей:

1.Найти задание по оглавлению;

2.Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: Очем пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);

3.Прочитать содержание пункта параграфа;

4.Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре);

5.Задать по ходу чтения вопросы и ответитьна них (О чем здесь говорится?Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?)

6.Выделить основные понятия;

7.Выделить основные теоремы или правила;

8.Изучить определения понятий;теоремы (правила); 9.Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои; 10.Самостоятельно провести доказательство теоремы; 11.Составить схемы, рисунки, чертежи; 12.Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест); 13.Ответить на конкретные вопросы в тексте; 14.Придумать и задать себе такие вопросы.

8.Изучить определения понятий;теоремы (правила);

9.Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;

10.Самостоятельно провести доказательство теоремы;

11.Составить схемы, рисунки, чертежи;

12.Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);

13.Ответить на конкретные вопросы в тексте;

14.Придумать и задать себе такие вопросы.

Варианты приемов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.  1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Варианты приемов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.

1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Например, при изучении темы по геометрии в 7 классе «Признаки равенства треугольников» было предложено детям сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса: «ТОНКИЕ» вопросы: О равенстве каких фигур идет речь?  2.Сколько признаков равенства треугольников вы знаете? 3. Сколько равных элементов должно быть у каждого треугольника? «ТОЛСТЫЕ» вопросы: Объясните, почему треугольники равны по двум сторонам и углу между ними?  В чем различие второго и третьего признака равенства треугольников?  Предположите, что будет если у двух треугольников взять по стороне и двум углам?

Например, при изучении темы по геометрии в 7 классе «Признаки равенства треугольников» было предложено детям сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса:

«ТОНКИЕ» вопросы:

  • О равенстве каких фигур идет речь?
  • 2.Сколько признаков равенства треугольников вы знаете?

3. Сколько равных элементов должно быть у каждого треугольника?

«ТОЛСТЫЕ» вопросы:

  • Объясните, почему треугольники равны по двум сторонам и углу между ними?
  • В чем различие второго и третьего признака равенства треугольников?
  • Предположите, что будет если у двух треугольников взять по стороне и двум углам?
2. Прием «вопросы к тексту учебника» Например, при изучении темы «Окружность» в 6 классе ребята читают текст. После чего встает один ученик и задает вопрос по прочитанному любому однокласснику. Кому задали вопрос отвечает и называет, кому он задает следующий вопрос и так далее. Можно тот же прием обыграть по другому: ребята прочитав текст каждый записывает по нескольку вопросов на отдельных листочках помещают все вопросы в сундук и встряхивают его, все перемешивая. По одному выходят к доске вытаскивают листочки и отвечают на вопросы.

2. Прием «вопросы к тексту учебника»

Например, при изучении темы «Окружность» в 6 классе ребята читают текст. После чего встает один ученик и задает вопрос по прочитанному любому однокласснику. Кому задали вопрос отвечает и называет, кому он задает следующий вопрос и так далее.

Можно тот же прием обыграть по другому: ребята прочитав текст каждый записывает по нескольку вопросов на отдельных листочках помещают все вопросы в сундук и встряхивают его, все перемешивая. По одному выходят к доске вытаскивают листочки и отвечают на вопросы.

3. Прием «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель:  сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

3. Прием «Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель:  сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

  • Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий

инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

4. Прием «Кластер» Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки) с ним связанные. Составление краткого условия задачи: Например, урок математики в 5 классе «Площадь прямоугольника» Задачи на нахождение площади прямоугольника Площадь Ширина Длина S=ab b=s:a a=s:b ? 42 7

4. Прием «Кластер»

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки) с ним связанные.

Составление краткого условия задачи:

Например, урок математики в 5 классе «Площадь прямоугольника»

Задачи на нахождение площади прямоугольника

Площадь

Ширина

Длина

S=ab

b=s:a

a=s:b

?

42

7

5. Прием «Синквейн». Цель: развить умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна. Существительное (тема).                      Два прилагательных (описание).           Три глагола (действие).                                                    Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Например , урок геометрии 9 класс «Векторы» Вектор Нулевые, коллинеарные Складывать, вычитать, умножать Я умею складывать векторы    а

5. Прием «Синквейн».

Цель: развить умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Структура синквейна.

Существительное (тема).                     

Два прилагательных (описание).          

Три глагола (действие).                                                   

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Например , урок геометрии 9 класс «Векторы»

Вектор

Нулевые, коллинеарные

Складывать, вычитать, умножать

Я умею складывать векторы

а

Решение практико-ориентированных задач Задача Необходимо сделать ремонт – покрасить стены учебной комнатыс четырьмя окнами. На ремонт (включая стоимость работы) выделено 25000 рублей. Задания 1. Определить площадь стен для покраски, если известно, что:- высота потолка 320см;- длина комнаты 800 см;- ширина 600 см;- размеры окна 200 см х 180 см;- размеры двери 200 см х 100см). 2. Выбрать цвет краски, наиболее благоприятствующий для учебного процесса (таблица 1). 3. Выбрать наиболее безопасную краску (таблица 2). 4. Рассчитать необходимое количество краски. 5. Определить стоимость затрат (учитывая, что маляру заплатить 11000 рублей).

Решение практико-ориентированных задач

  • Задача Необходимо сделать ремонт – покрасить стены учебной комнатыс четырьмя окнами. На ремонт (включая стоимость работы) выделено 25000 рублей.
  • Задания 1. Определить площадь стен для покраски, если известно, что:- высота потолка 320см;- длина комнаты 800 см;- ширина 600 см;- размеры окна 200 см х 180 см;- размеры двери 200 см х 100см).
  • 2. Выбрать цвет краски, наиболее благоприятствующий для учебного процесса (таблица 1).
  • 3. Выбрать наиболее безопасную краску (таблица 2).
  • 4. Рассчитать необходимое количество краски.
  • 5. Определить стоимость затрат (учитывая, что маляру заплатить 11000 рублей).
3 этап - Работа после чтения После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать своё отношение, своё мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображениена листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления,речевые умения и снижаетутомляемость.Ещё одним приёмом является составление маркировочной таблицы «Знаем, Хотим узнать, Узнали», которая является вариацией вышеописанного метода «Инсерт».

3 этап - Работа после чтения

После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать своё отношение, своё мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры.

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображениена листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления,речевые умения и снижаетутомляемость.Ещё одним приёмом является составление маркировочной таблицы «Знаем, Хотим узнать, Узнали», которая является вариацией вышеописанного метода «Инсерт».

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всём. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
  • Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всём.
  • Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!