СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции. Смысловое чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном МО. Формирование читательской компетенции. Смысловое чтение.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции. Смысловое чтение.»

Выступление на МО: Формирование читательской компетенции. Смысловое чтение.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения;

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Основу формирования читательской компетенции составляет смысловое чтение.

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

- Развитие умения анализировать задание.

- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

- Определение последовательности событий в тексте.

- Формулирование простых выводов после прочтения.

- Преобразование прочитанного текста в таблицу.

- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы над смысловым чтением на уроках в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:

-сравнение текста и набора предложений, определение отличий;

-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

-усвоение структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

-оглавление текста (подбор заголовков);

-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

-самостоятельная постановка вопросов к тексту;

-деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в парно – групповой работе;

-выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;

-характеристика героев и их поступков под руководством учителя;

-подбор антонимов и синонимов к словам;

-работа со словарём.

Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:

  • анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;

  • вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.

  • выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.

Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!