Выступление на МО: Формирование читательской компетенции. Смысловое чтение.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность определяется
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Основу формирования читательской компетенции составляет смысловое чтение.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
- Определение последовательности событий в тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы над смысловым чтением на уроках в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:
-сравнение текста и набора предложений, определение отличий;
-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
-усвоение структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
-оглавление текста (подбор заголовков);
-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
-самостоятельная постановка вопросов к тексту;
-деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в парно – групповой работе;
-выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;
-характеристика героев и их поступков под руководством учителя;
-подбор антонимов и синонимов к словам;
-работа со словарём.
Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:
анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;
вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.
выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.
Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.