СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовной нравственности учащихся через уроки оркисэ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовной нравственности учащихся через уроки оркисэ»

формированиЕ духовной нравственности учащихся через уроки ОРКиСЭ


Мое педагогическое кредо: Всегда в делах,

Всегда в заботах.

Учить детей –

Моя работа.


Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.  

   В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Учителем курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» я работаю второй год.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. И я, как преподаватель «Основы религиозной культуры и светской этики», считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

В нашей школе был выбран модуль «Основы светской этики».

Документы министерства образования говорят о том, что данный учебный курс является культурологическим и направленным на развитие у школьников десяти - одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней (тема итогового урока «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»).

  1. Задачи ОРКиСЭ

  • знакомство обучающихся с содержанием одного из модулей;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.

Цели и задачи, поставленные перед нами в рамках курса, на мой взгляд, слишком общие, широкие (для всех модулей), пока далёкие, недостижимые за такое короткое время в пределах одного модуля, ведь у нас, преподавателей, нет за плечами достаточного опыта в данной области, достойной (на начало эксперимента) методической базы, к сожалению, тоже нет. К тому же сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 11 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой следует ставить более реальные, узкие цели и задачи.

Задачи, которые я поставила перед собой: дать первичное представление о добре и зле, «заставить» детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать? В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным и неожиданным. Широко применялись методы проблемного и интерактивного обучения (презентации), организация практической работы. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики. Стараюсь проявлять творчество при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находила необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работаем с диском к учебнику, составляю презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника. Мои ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на уроке «Альтруизм и эгоизм» некоторые ребят возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет меня самосовершенствоваться. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный. Основные принципы: 1) в центре обсуждения должна быть понятная (близкая, повседневная) проблемная ситуация; 2) высказаться может каждый; 3) нет неправильных мнений; 4) свою точку зрения надо доказать; 5) ребёнок имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения. В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование тех или иных норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

Дети часто задали каверзные вопросы. Это очень подстегивает, заставляет самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Последним шагом в изучении данного модуля было создание каждым учащимся своей собственной презентации на выбранную тему.

Итоговые проекты стали для меня некой детской рефлексией. Дети самостоятельно выбирали тему, которая их заинтересовала, тему, над которой они хотели бы поработать ещё, потому что она им близка, понятна, им было, что рассказать, чем поделиться. В моих классах были выбраны следующие темы итоговых мероприятий: «Вместе весело шагать» (дружба), «Галерея достойных людей», «Моя родословная», «Мой город». Дети, выступая, доказывали, почему выбранный ими человек может находиться в этой галерее достойных людей. Приятно отметить, что среди достойных были не только великие и известные люди, но и родители, бабушки или сёстры. Рассказы о родословных сопровождались презентациями, газетами с фотографиями, поделками, сделанными руками детей и родителями. О нашем городе был собран детьми прекрасный материал с фотографиями, подготовлены различные презентации. Да, к сожалению, поликультурного диалога не получилось (выбран был лишь один модуль), но зато получился внутригрупповой диалог, а ведь это не менее ценно и важно.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня через изучение специальной литературы, периодической печати, посещения школьной и районной библиотеки с целью ознакомления с последними изданиями моего профиля.

    Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса. Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».




2020г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!