ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главный признак этой группы животных
Цели: ввести понятия «земноводные», «головастики»; рассмотреть развитие лягушки; познакомить с другими земноводными; развивать познавательный интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Естественно научной грамотности: постановка вопросов; освоение новых знаний; формулирования выводов, основанных на научных доказательствах.
Предметные: определять особенности строения лягушек; называть их существенные признаки; соблюдать правила экологического поведения в природе; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; задавать вопросы, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: интерес к учебному материалу;формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении в природе.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок, начинается урок
Мы друг к другу повернёмся, широко все улыбнёмся
Актуализация знаний
КОНЭРС: карточки с изображением различных животных. Необходимо занять свой угол: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы продолжим знакомство с миром животных.
- Рассмотрите рисунки на экране. К какой группе вы бы отнесли этих животных?
- О ком сегодня пойдёт речь вы узнаете, если расшифруете слово.
ЗВЕРМСНЛОКВБОАДИНЬЫЧЕ
- Кто догадался, что нужно сделать, чтобы прочитать запись? (Зачеркнуть каждую вторую букву)
«Земноводные»
- Чем интересно это слово? Как вы понимаете значение этого слова?
- Так какой же будет тема нашего урока?
- Что нам предстоит узнать? (Записать на лоске ключевые слова)
Знакомство с земноводными.
- Посмотрим видеоролик, чтобы найти ответы на заданные вами вопросы.
https://youtu.be/wPTrFSqKn7M?si=TFw4Za4TiHHUWL4G
- Ответим на вопросы, которые поставили перед просмотром ролика.
Лягушка и жаба
- Рассмотрите картинки лягушки и жабы. Найдите сходство и различия лягушки и жабы.
- Где можно встретить лягушек? (На прудах, на заливных лугах, на болотах, возле горных озёр.)
- Чем покрыто тело у лягушек?
- Кожа у лягушек голая. В тёплом сухом воздухе она быстро высыхает, потому-то лягушка влагу, предпочитая тенистые, прохладные места, и поэтому время от времени уходит в воду.
- Лягушки-квакши самые красивые из всех земноводных. Многие любители держат их как домашних животных. Квакши лазают по деревьям, как акробаты, перепрыгивая с листа на лист, они поднимаются высоко на деревья. А вот жаба живёт в зарослях кустарника и часто держится вблизи человеческого жилья.
- Самая крупная лягушка – голиаф обитает в Африке. Она достигает 32-35 см в длину и весит до 3,5 кг. Она способна совершать прыжки до 8 м.
Развитие лягушки
- Как развиваются лягушки? (Из икринок)
В зависимости от мест обитания лягушки приспособились откладывать икру в разные места. Озёрные лягушки цепляют икру за травинки, лягушки – квакши устраивают на деревьях маленькие водоёмы в дупле дерева или строят водоём из листочков. Есть такие, которые носят икру на спине и даже во рту.
Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались,
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкульт-привет!
Тритон и саламандра
- Другими представителями класса земноводных являются саламандры и тритоны.
- Тритон живёт в прудах, озёрах, канавах. Окрашен ярко: от затылка до хвоста – оранжевая кайма и голубая линия по гребню. Гребень служит тритону для увеличения кожного дыхания.
А саламандра очень похожа на ящерицу. Она любит дождливую погоду, за что её прозвали дождевой ящерицей. Окраска её блестяще-чёрная с ярко-жёлтыми пятнами. Пятнистая или огненная саламандра достигает длины 20-25 см.
Тритон и саламандра – полезные животные, уничтожающие большое количество комаров, в том числе и малярийных.
Итог
- С какими видами земноводных мы познакомились?
- Какие особенности животных вы запомнили?
- Где они обитают?
- Что ты знаешь о пользе земноводных для природы и человека?
Р ефлексия
- Наш урок подошёл к концу. Если вы довольны своей работой на уроке, то раскрасьте лягушку зеленым цветом, если не очень довольны – синим, а если совсем недовольны – красным.