СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности как элемента функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей обществоведческих дисциплин

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности как элемента функциональной грамотности»

Формирование финансовой грамотности как элемента функциональной грамотности

Годовой доход в 20 фунтов при годовом расходе в 19 фунтов 96 пенсов – счастье. Годовой доход в 20 фунтов при годовом расходе в 20 фунтов 6 пенсов – нищета.

Чарльз Диккенс.

Прежде чем говорить о финансовой грамотности отмечу, что, хотя она очень тесно связана с экономическими знаниями, но абсолютно не тождественна им. Говоря просто, финансовая грамотность – это понимание того, как работают деньги, умение ставить финансовые цели и использовать различные инструменты для их достижения.

В своей практике элементы финансовой грамотности я могу формировать на уроках истории и обществознания, в ходе внеурочной деятельности (2 года назад я вела курс ВД «Дети и деньги» в 5 классе, в этом году курс ВД «Финансовая грамотность» в 9 классе) и как классный руководитель 9 класса. С вашего позволения я не буду разделять данные информационные потоки. Так же я не буду касаться общих вопросов и перечисления тем учебного плана, при изучении которых мы непосредственно занимаемся «формированием финансовой грамотности», а просто остановлюсь на моментах, которые считаю наиболее важными.

Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание: наше финансовое поведение примерно на 80% зависит от наших психологических стереотипов по отношению к деньгам. Значит, для формирования финансово грамотного поведения необходимо выявить и при необходимости скорректировать данные стереотипы в сознании детей, а заодно и в собственном. Задача не из лёгких, но результат того стоит, особенно что касается себя самого.

Если обобщить негативные стереотипы в отношении денег в наших умах, то их можно разделить на 2 группы:

  1. «Деньги – зло». Честным трудом достатка не нажить. Я выше этого праха. Все благотворители только откупаются, наворовав большие деньги. Искать дополнительных заработков – значит быть стяжателем…

  2. «Налоги – это государственный инструмент ограбления народа». Здесь можно привести массу высказываний, бродящих по соцсетям на тему «Не государство мне машину покупало… », а также до сих пор бытующее мнение о том, что серая зарплата – это круто.

И то, и другое идёт из семьи и от ближайшего окружения, что определяет трудности коррекции.

Для работы с первой группой стереотипов неплохо познакомить ребят с примерами социально ответственных предпринимателей, подчеркнув их положительное влияние на экономическую и социальную ситуацию. И, конечно, чем ближе во времени и пространстве эти примеры будут к нам, тем действеннее они окажутся для ребят.

Что касается второй группы, работа с ней может вестись на уроках истории и обществознания. Говоря о налогах как таковых и о реформах системы налогообложения в исторической ретроспективе, важно показать, что, во-первых, ни одно государство (даже пресловутые ОАЭ) без налогов не живет, во-вторых, получателями каких социальных благ являются учащиеся и члены их семей. (Практика показывает, что эта сторона их бытия ускользает не только от детей, но и от их родителей).

Второй момент, на котором я хотела бы остановиться, это максимальное приближение к жизненным реалиям. Однажды проводила внеклассное занятие по теме «Семейный бюджет». Проходя очередные курсы по финансовой грамотности, в качестве бонуса получила материалы для ролевой игры и решила использовать этот кейс. Игра, в общем-то, удалась, но на этапе рефлексии ребята отметили, что им показались нежизненными указанные в кейсе суммы и ситуации. Действительно, легенда игры была ориентирована на столичные реалии.

Вопрос практикоориентированности работы по формированию финансовой грамотности я недавно освещала. Коллеги, которым будет интересно познакомиться с этим материалом, могут найти его на моей страничке на Мультиуроке. Там есть примеры конкретных заданий, которые дети получали при проработке той или иной темы курсов внеурочной деятельности.

При рассмотрении вопросов планирования семейного или личного бюджета, с одной стороны, удобнее опираться на реальные цифры, с другой – важно не переступить черту конфиденциальности и неприкосновенности личной информации. Тем не менее, есть общие рекомендации, которые можно дать ребятам, особенно, имеющим уже некоторый личный доход. В моём 9 классе у 4 человек из 6 имеются регулярные, хоть и небольшие, поступления. Итак, что же это за рекомендации?

  1. Составлению осознанного бюджета предшествует период учета и анализа денежных потоков. Они

А. помогут сформулировать основные статьи бюджета, особенно в его расходной части;

Б. покажут степень рациональности расходов.

2. Вести учет можно и в банковском приложении, но я рекомендую «ручное» ведение в тетради или exel, например, Тинькофф-таблице. Ручное внесение расходов заставляет в момент покупки задумываться о степени необходимости данной траты, сокращая, таким образом, их импульсивную составляющую.

3. Как можно раньше приступить к формированию подушки финансовой безопасности. Придерживаться при этом принципа «сначала заплати себе».

4. Составлять бюджет нескольких уровней с учетом поставленных финансовых целей.

Буквально на последнем внеурочном занятии мои девятиклашки резонно заметили, что, как бы там ни было, а составление бюджета имеет смысл лишь тогда, когда есть что записать в доход. У них созрел вопрос о том, как в их ситуации можно доход увеличить. Пояснила, что они могут подрабатывать на законных основаниях с согласия родителей. Но в наших условиях весьма ограниченного рынка вакансий найти постоянную подработку непросто. Возможны ли разовые заработки? С помощью стратегии «Кольца Венна» предложила ребятам заполнить два кольца:

Анализ собственных умений и потребностей местного населения в выполнении некоторых несложных работ навел кого-то на мысли о возможном заработке, а кого-то - о скромности своих практических навыков. Что, в общем-то уже неплохо.


Изучение вопросов экономии и рационального потребления я сопровождаю коллективной работой по составлению «памятки бережливого потребителя». Прописывание даже знакомых положений вносит новизну восприятия и мотивирует к применению этих советов. Особенно, как мне показалось, это работает с ребятами помладше. Для них выключение света там, где никого нет, или правила экономии воды становятся своего рода игрой.

Важным элементом финансовой грамотности является умение противостоять кибермошенникам, тем более, что они регулярно меняют тактику. Здесь хочется обратить внимание на то, что в ряде ситуаций распознать обман ребятам мешает элементарное незнание жизненных реалий. Можно ли выиграть, если не играл? Сколько стоит оформление на работу? Можно ли занять должность, требующую высокой квалификации, не имея специального образования? Не все ребята могут правильно ответить на эти вопросы.

Возможно, от меня ожидали услышать рассказ о подготовке к мониторинговым процедурам. Ничего нового в этом плане я сообщить не могу. Пользуюсь теми же ресурсами, что и остальные коллеги. Для меня не менее важным, чем измеряемые показатели, (читай – важнее во сто крат) является попытка уберечь моих учеников от тех финансовых ошибок, на осознание которых у представителей поколений их отцов и дедов ушло слишком много времени и сил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!