СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКиСЭ и ОДНКНР

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение о развитии функциональной читательской грамотности на уроках ОПК

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКиСЭ и ОДНКНР»

МОУ "Кривецкая средняя общеобразовательная школа"







Формирование функциональной читательской грамотности

на уроках ОРКиСЭ и ОДНКНР




методическое сообщение

подготовила учитель музыки и ОПК первой квалификационной категории

Пшеничных Оксана Александровна









2024







Формирование функциональной читательской грамотности

на уроках ОРКиСЭ и ОДНКНР


«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

  В  настоящее время у  обучающихся  наблюдается  языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят в Интернете и у экранов телевизора. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

     Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Один из приёмов формирования читательской грамотности на уроках ОРКиСЭ и ОДНКНР является использования притч.

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость.

Притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предметов духовно-нравственной направленности, ибо в них заложен глубокий смысл и большой воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Притча имеет творческую основу и может служить хорошим материалом для развития читательской грамотности на уроках предметов духовно-нравственной направленности.

Примеры организации работы с притчами.

1. Притча о человеке, построившем дом.

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Анализ притчи

1. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

– Определите значение символов, используемых в притче:

• Дом – семья, жизнь, опора, защита…

• Камни правила, законы…

• Пламя – войны, беды, несчастья…

– Какие ценности рассматриваются в этой притче? - (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

– Какова основная мысль? – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?



Примерные вопросы к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

Демонстрация рисунков 4 группы учащихся.

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Притча о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

1) Самостоятельное чтение притчи.

2) Обсуждение содержания текста, определение главной мысли.

- Как вы думаете, почему Добро отплатило на зло добром?

3) Подготовка к инсценированию.

4) Инсценировка притчи.

Итог:

«Чем больше мы делаем добра, тем больше его становиться в мире»

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать

зло».

Преподавание предметов духовно-нравственной направленности имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Задания, основанные на притчах, дают возможность получать духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, основные жизненные сценарии и много другой важной информации.

Анализ содержательной составляющей в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой для разработки заданий по формированию функциональной грамотности были выбраны следующие дидактические единицы:

  • Человек и природа

  • Здоровье как ценность

  • Традиции и обычаи

  • Права человека как ценность

  • Семья

Каждый блок представлен ситуацией, описанной в притче. Вопросы и задания развивают и дополняют исходный сюжет. Задания направлены на формирование глобальных проблем и понимание сущности межкультурных взаимодействий на уровне, соответствующем их образовательному опыту и потенциалу их контекстных знаний; сформированность познавательных (когнитивных) умений учеников, связанных с аналитическим и критическим мышлением на уровне, соответствующем возрасту и психологическим возможностям учащихся.

Приём «Опорный конспект» ИЛИ конкурс шпаргалок

Уже само название вызывает у ребят интерес,  и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это  задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы.

Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят,  кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости  используются  различные словари.

Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности - творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для восстановления текста.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!