СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры. Развитие морально-волевых качеств у учащихся посредством подвижных игр военно-патриотической направленности на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой методическую рекомендацию по развитию морально-волевых качеств у учащихся начальных классов на уроках физической культуры посредством подвижных игр военно-патриотической направленности - как формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры у учащихся младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры. Развитие морально-волевых качеств у учащихся посредством подвижных игр военно-патриотической направленности на уроках физической культуры»

ДОКЛАД


Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры


Развитие морально-волевых качеств у учащихся начальной школы посредством подвижных игр военно-патриотической направленности на уроках физической культуры


  Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета, в том числе и физической культуры.

   Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в процессе обучения, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».

Процесс физического воспитания на уроках физической культуры может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию и самоконтролю.

В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении многих задач. Таких как:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

А так же воспитание моральных и волевых качеств.

Следовательно, процесс вооружения учащихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять на уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие не только физических и интеллектуальных, но и морально-волевых качеств.

В этих целях надо настойчиво активизировать учащихся, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свои действия, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Инструментарием развития функциональной грамотности в области морально-волевых качеств школьников, а также проверки их сформированности могут служить подвижные игры военно-патриотической направленности.





Подвижная игра «Секретный пакет» (2-3 класс)

Задачи:

Воспитывать волю к победе, настойчивость, взаимовыручку, чувства гражданственности и патриотизма.

Правила:

Учащиеся свободно передвигаются по площадке, передавая друг другу мяч. Водящий (шпион или сыщик) в зависимости от того какая роль разыгрывается, старается прикоснуться к мячу (перехватить секретный пакет). Если это ему удастся, то водящим становится тот, у кого до этого был мяч. Мяч разрешается только передавать из рук в руки, но не бросать.

Усложнение:

Увеличить количество водящих.

Подвижная игра «Специальное задание» (2-4 класс)

Задачи:

Воспитывать чувства коллективизма и патриотизма, волю к победе, готовность к выполнению поставленной задачи.

Правила:

Соревнуются две команды с одинаковым чётным количеством игроков. Для игры нужны флажки двух цветов.

Игра проводится на площадке, имеющей форму квадрата. Каждый игрок одной из команд получает два флажка разного цвета. Разбившись на две группы, игроки этой команды располагаются у противоположных сторон площадки. Игроки другой команды, также разбившись на две группы, занимают другие стороны квадрата. По сигналу учителя обе команды устремляются вперед. Задача первой команды – обменяться флажками с таким расчетом, чтобы у каждого игрока оказалось два флажка одного цвета. Задача второй команды (без флажков) – помешать этому. Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды, последний выходит из игры. В результате победительницей считается первая команда, если больше половины ее игроков сумели обменяться флажками. В противном случае побеждает вторая команда. При повторении игры участники меняются ролями.




Подвижная игра «Тактическая дуэль» (2-3 класс)

Задачи:

Воспитывать умение мыслить тактически в интересах отряда (команды). Формировать умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания.

Правила:

Учащиеся разделяются на две команды (отряда), которые становятся каждая в одной шеренге, на противоположных сторонах площадки. Участники стоят лицом друг к другу с протянутыми вперед руками и открытыми ладонями. Правофланговый первой команды (отряда) подходит к играющим, второй хлопает кого-нибудь по ладоням и старается убежать от него на исходное положение. Если догонит тот, кого он ударил по вытянутой ладони, команда (отряд) получает очко; если нет, очко получает другая команда. После этого идет к играющим правофланговый второй команды, затем вторые номера, третьи и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков.



Подвижная игра «Тропой разведчика» (3-4 класс)

Задачи:

Воспитывать самоконтроль, чувства коллективизма и патриотизма, волю к победе, морально-волевые качества.


Правила:

Игра проводится со всем классом. Основу игры составляют гимнастические упражнения: переползание по-пластунски, связка кувыроков вперёд, передвижение по гимнастической скамейке на узкой опоре. В спортивном зале организуется из матов и г/скамеек полоса препятствий, обозначается линия старта и финиша. Назначается помощник, в обязанность которого входит фиксировать время прохождения и записывать штрафные баллы. Игроки поочерёдно проходят полосу препятствий с фиксацией времени прохождения каждого игрока. В итоге все показатели суммируются, полученная сумма делится на количество игроков в классе, таким образом определяется среднее время прохождения «тропы». Особым правилом игры является соблюдение полной тишины. За нарушение начисляются штрафные баллы. К общему времени прибавляется 5 секунд за каждое нарушение тишины. Соревнования проводятся между параллельными классами по конечному результату затраченного времени.



Подвижная игра «До последнего бойца!» (2-4 класс)

Задачи:

Воспитывать умение подчиняться командиру, способность взять командование на себя.

Формировать способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе.

Правила:

Учащиеся стоят в одношереножном строю, учитель - в 3 м позади, с мячом в руках. Он внезапно бросает мяч в каком-нибудь направлении. Все играющие стремительно бегут за мячом. Кто первый схватит мяч, берёт на себя роль командира, и отдаёт команду: «Становись!». Выстраивает группу в обратном направлении и, став позади шеренги, бросает мяч. Все бегут за мячом, кроме бросавшего, он в игре больше не участвует. Так продолжается до тех пор, пока в шеренге остается один.

Подвижная игра «Прорыв» (4 класс)

Задачи:

Воспитывать смелость, находчивость, взаимовыручку.

Воспитывать чувства коллективизма и патриотизма, волю к победе, стремление идти к поставленной цели.

Правила:

Класс разбивается на две команды по 10-12 человек. Игрокам надеваются цветные метки на рукава. Игра проводится на площадке 20х40 метров, разделенной средней линией поперек. За лицевыми линиями на каждой стороне площадки ставят по 8-10 флажков.

Команды располагаются на своих половинах поля. По установленному сигналу учителя игроки каждой команды стараются проникнуть на половину противника, взять флажок и скорее вернуться к себе.

На пути к флажкам и обратно игроки могут быть осалены. Осаленный игрок остается на том месте, где его коснулся игрок противоположной команды. Салить можно только на территории противника (если игроку удалось прорваться за лицевую линию, он осален быть не может). Командам дается право выручать своих игроков (для этого к ним надо прикоснуться). Вырученный игрок либо возвращается на свою половину поля, либо бежит за лицевую линию противника к флажкам. Если у осаленного игрока был флажок, его забирают и ставят на прежнее место. В случае опасности игроку разрешается передавать флажок партнерам по команде, чтобы они продолжали движение к своей половине площадки. Игра ограничивается по времени. Побеждает команда, сумевшая доставить на свою половину площадки больше флажков. Игра может окончиться досрочно, если все флажки одной из команд будут перенесены на половину противника. Игру судят два судьи, каждый из которых наблюдает за борьбой на одной половине площадки. Руководитель следит за временем игры и подводит итоги.

 

Таким образом, систематическое внедрение подвижных игр военно-патриотической направленности в содержание уроков физической культуры поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания.

А значит будет способствовать развитию морально-волевых качеств у школьников.

Подготовил: учитель физической культуры Сафаров С.И.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!