СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках физики средствами ИКТ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной методической разработки заключается в формировании основ функциональной грамотности обучающихся средствами ИКТ на уроках физики в рамках раздела «Электромагнитное поле».

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках физики средствами ИКТ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа Смоленской области Смоленского района











Методическая разработка урока физики в 9 классе

из системы уроков по теме

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках физики средствами ИКТ»





Автор:

учитель физики

Шанова

Влада Николаевна













Смоленск, 2022

Содержание

1. Пояснительная записка.

2

2. Используемые источники при подготовке методической разработки.

6

3. Конспект учебного занятия по теме «Передача электроэнергии. Трансформаторы».

7





1. Пояснительная записка

Функциональная грамотность, по определению А. А. Леонтьева – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). На данный момент, функциональная грамотность обучающихся выходит за рамки умения «читать и понимать текст». Она включает в себя:

  • читательская грамотность;

  • естественно – научная грамотность;

  • математическая грамотность;

  • финансовая грамотность;

  • креативное мышление;

  • глобальные компетенции.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность обучающихся – важнейший показатель качества образования. Кроме того, общество и экономика нуждаются в функционально грамотных специалистах, то есть специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к меняющимся условиям и решать возникающие проблемы. Получается, одна из ведущих целей основного общего образования – подготовить выпускников, обладающих основами функциональной грамотности.

Важно отметить, что вместе с формированием функциональной грамотности практически на одном уровне по значимости находится формирование информационных и компьютерных компетенций. В период цифровизации образования компьютерная грамотность, формируемая и развивающаяся у обучающихся средствами ИКТ, эффективно способствует достижению предметных, метапредметных (в частности, универсальные учебные действия), личностных результатов, в особенности, на уроках физики. Кроме того, использование средств ИКТ позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, способствует развитию самостоятельности обучающихся.

Вообще говоря, ИКТ – компетентность определяют как компонент функциональной грамотности. Поэтому, в данной разработке я решила совместить методические рекомендации по формированию основ важнейших компетентностей – функциональная грамотность и ИКТ – компетентность.

Вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы формирования функциональной грамотности (в частности, средствами ИКТ) как одной из приоритетных задач повышения качества образования.

Цель данной методической разработки заключается в формировании основ функциональной грамотности обучающихся средствами ИКТ на уроках физики в рамках раздела «Электромагнитное поле».

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

  1. Изучить методические особенности формирования основ функциональной грамотности средствами ИКТ на уроках физики;

  2. Провести анализ существующих ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и средств ИКТ с целью определения подходящих и эффективных для создания и выполнения заданий по формированию функциональной грамотности;

  3. Пополнить банк заданий по формированию функциональной грамотности на уроках физики ЦОР и интерактивными заданиями в рамках раздела «Электромагнитное поле»;

  4. Разработать серию уроков физики в 9 классе в рамках раздела «Электромагнитное поле» с применением средств ИКТ, в том числе ЦОР;

  5. Реализовать проведение разработанных уроков, нацеленных на формирование основ функциональной грамотности средствами ИКТ, с последующей оценкой результатов.

Для успешного решения поставленных задач по реализации указанной цели – формирование основ функциональной грамотности, необходимо применять технологии развивающего обучения:

1. Технология проблемного обучения;

2. Технология проектной и исследовательской деятельности;

3. ИКТ - технологии (информационно – коммуникационные технологии).

Методы:

  1. объяснительно – иллюстративный;

  2. репродуктивный;

  3. частично – поисковый;

  4. проблемное изложение знаний;

  5. исследовательский.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • умение объяснять физические процессы в контексте ситуаций практико– ориентированного характера; расширение основного понятийного аппарата за счет формирования новых понятий и закономерностей; умение характеризовать принципы действия технических устройств.

Метапредметные результаты:

  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной форме (запись формул, формулирование письменного и устного ответа); формирование основ функциональной грамотности (выполнение соответствующих заданий); выявлять причинно – следственные связи при изучении явлений и процессов; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; выявлять причинно-следственные связи при изучении особой формы материи – электромагнитного поля и его проявлений; самостоятельное формулирование обобщений и выводов.

Регулятивные:

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владение способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Коммуникативные:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных ответах; воспринимать и формулировать суждения.

Личностные результаты:

  • способность формирования новых знаний, а также способность формулировать понятия, гипотезы об объектах и процессах, возможно ранее неизвестных; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе, на основе применения изучаемого знания в предметной области «Физика»; овладения основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений.

Используемые источники при подготовке

методической разработки

  • Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 319, [1] с.: ил.;

  • Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 368 с. – (В помощь школьному учителю);

  • Основы читательской грамотности на уроках физики. Текстовые задачи и работа с ними. Ведущий методист ЦМПП О. А. Литвинов. URL: https://clck.ru/YWkhy.

  • Интересные факты о трансформаторах. В. Степанов. По материалам журнала «Техника молодежи». URL: http://electrik.info/main/fakty/255-interesnye-fakty-o-transformatorax.html.

  • Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема Российской Федерации. Н. Н. Асхадуллина, Д. Р. Вильданова. Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». г. Елабуг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-rossiyskogo-obrazovaniya/viewer.

  • Приемы и методы формирования функциональной грамотности при изучении физики. Н. В. Беляева. URL: https://rosuchebnik.ru/material/priemy-i-metody-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-pri-izuchenii/







Конспект учебного занятия по физике в 9 классе

по теме «Передача электроэнергии. Трансформаторы»

Класс: 9.

Тип урока: комбинированный.

Глава: Электромагнитное поле.

Тема: Передача электроэнергии. Трансформаторы.

УМК: Физика. 7 - 9. А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.

Материально – техническое обеспечение: учебник (Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 319, [1] с.: ил.); презентация «Передача электроэнергии. Трансформаторы» (прилагается); интерактивный тест «Производство электроэнергии. Генераторы» на игровой обучающей платформе «Kahoot»; самостоятельно созданные интерактивные задания на платформе LearningApps.org, направленные на формирование функциональной грамотности; модель производства и передачи электроэнергии, раздаточный материал.

Цель: расширение знаний об явлении электромагнитной индукции посредством изучения способа передачи электроэнергии, а также устройства и принципа действия трансформатора.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить повторение основных понятий по ранее изученной теме «Производство электроэнергии»;

  • В ходе учебного занятия сформировать у обучающихся научные знания о передаче электроэнергии на расстояние и принципе действия и работе трансформаторы;

  • Обобщить и закрепить основные знания и умения по вопросам производства и передачи электроэнергии.

Развивающие:

  • Продолжить формирование функциональной грамотности обучающихся по средством использования соотвествующих заданий и средств ИКТ (в том числе ЦОР);

  • Развивать интерес к предмету и учению в целом по средством применения заданий политехнического характера, в том числе в интерактивной форме;

  • Продолжить формирование общеучебных знаний и умений (планирование ответа, четкость излагаемых мыслей, обобщение и т. д.).

Воспитательные:

  • Содействовать в ходе учебного занятия формированию научного мировоззрения обучающихся;

  • Содействовать воспитанию сознательного отношения к образовательному процессу (организованность, внимательность, дисциплинированность и т. д.);

  • Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделяя особое внимание патриотизму.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • умение объяснять физические процессы в контексте ситуаций практико– ориентированного характера; расширение основного понятийного аппарата за счет формирования новых понятий и закономерностей; умение характеризовать принципы действия технических устройств.



Метапредметные результаты:

  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной форме (запись формул, формулирование письменного и устного ответа); формирование основ функциональной грамотности (выполнение соответствующих заданий).

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении процесса производства и передачи электроэнергии; самостоятельное формулирование обобщений и выводов.

Регулятивные:

  • владение способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Коммуникативные:

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных ответах; воспринимать и формулировать суждения.

Личностные результаты:

  • способность формирования новых знаний, а также способность формулировать понятия, гипотезы об объектах и процессах, возможно ранее неизвестных.

План урока

  1. Организационный момент. Запись домашнего задания, инструктаж по его выполнению – 3 мин;

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 2 мин;

  3. Актуализация знаний – 7 мин;

  4. Объяснение нового материала – 13 мин;

  5. Закрепление полученных знаний – 13 мин;

  6. Подведение итогов. Рефлексия – 2 мин.

Технологическая карта урока по теме «Передача электроэнергии. Трансформаторы»

П – познавательные УУД;

Р – регулятивные УУД;

Л – личностные УУД;

К – коммуникативные УУД.

ДУ – деятельность учителя;

ДО – деятельность обучающегося.

Этапы урока

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя и обучающихся. Примечания к деятельности

Планируемые ведущие УУД

1.Организационный момент. Запись домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Фронтальная форма (беседа, обсуждение)

ДУ: приветствие, эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение учебного занятия, проверка готовности обучающихся, озвучивание и комментирование домашнего задания.

Домашнее задание: §46, упр. 43 – письм., контрольные задания на РЭШ по вариантам (Урок 22 – Переменный электрический ток).

ДО: самоорганизация на учебное занятие, запись домашнего задания.

Р: волевая самоорганизация;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л: принятие своей роли в учебном процессе, соблюдение определённых правил поведения.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Фронтальная форма (беседа, обсуждение)

ДУ: подведение обучающихся к формулированию темы, цели урока путем постановки проблемного вопроса; озвучивание плана урока.

Ребята, как производят электроэнергию, с помощью каких устройств и где именно, мы с вами изучили на прошлом уроке. А знаете ли вы, как электроэнергия передается от электростанции до потребителя?! Обсуждение. Как вы думаете, какую тему мы сегодня изучим? (Передача электроэнергии. Трансформаторы). Ребята, попробуйте сформулировать цель урока и предложите этапы работы по ее достижению.

(Цель: расширение знаний об явлении электромагнитной индукции посредством изучения способа передачи электроэнергии, а также устройства и принципа действия трансформатора.

План урока:

  1. актуализировать и закрепить знание по предыдущей теме «Производство электроэнергии. Генераторы»;

  2. изучить новую тему «Передача электроэнергии. Трансформаторы»;

  3. закрепить полученные знания путем выполнения интерактивных заданий;

  4. подвести итоги урока, осуществить обратную связь (рефлексия).

ДО: ответы на вопросы учителя; формулирование темы, цели урока; предложение плана урока.


Р: целеполагание, определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3. Актуализация знаний

Индивидуальная форма (индивидуальное выполнение интерактивного теста с помощью мобильных устройств)

ДУ: организует подключение обучающихся к игре и проведение интерактивного теста на игровой обучающей платформе «Kahoot», озвучивает вопросы теста, комментирует ответы на вопросы, озвучивает результаты теста, определяемые автоматически.

Ссылка на интерактивный тест передается по электронной почте.

Подключение обучающихся к игре: зайдите со своих мобильных устройств на сайт Play Kahoot (https://kahoot.it/), введите в поле КОД игры (несколько цифр), которые вы видите на слайде доски, затем укажите фамилию и ждите, пока учитель не начнет игру (все ученики подключатся – это видно на экране интерактивной доски). Далее, прочитав вопрос на экране, выберете на своем устройстве соответствующий значок (вариант ответа). В конце игры мы увидим рейтинг.

Вопросы теста:

1. Индукционный генератор тока – это (устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую).

2. На каком явлении основано действие генератора? (явление электромагнитной индукции)

3. Основные части генератора? (ротор – вращающаяся часть – электромагнит, статор – неподвижная часть - обмотка)

4. Переменный ток – это ток, у которого (сила и направление периодически изменяются)

Прочитайте текст. (текст будет на экране и в раздаточном материале)

ГЭС – это заводы, которые преобразуют энергию падающей воды в электричество. Плотина строится через реку, чтобы поднять уровень воды, с которого может осуществляться её падение, необходимое для развития движущей силы. Проточная вода поворачивает колесо турбины, которое соединено с генератором. Генератор имеет ротор, который вращает турбина. При повороте ротора генератора производится электричество. Причина, по которой выработка электроэнергии ГЭС составляет лишь около 20% мирового производства электричества, заключается в необратимом влиянии на экосистему по всему руслу реки и ирригацию прилегающих территорий. Размеры всего гидроузла, включая водохранилище, достигают сотен тысяч гектаров.

5. От каких факторов не зависит мощность ГЭС? (температура воды в реке)

6. Укажите недостаток работы ГЭС среди преимуществ (плотина мешает естественной миграции рыбы в реке.)

7. Укажите преимущество работы ГЭС (практически не тратятся природные ресурсы).

ДО: выполняют задания интерактивного теста со своих мобильных устройств на игровой обучающей платформе Kahoot; определяют границы знания и незнания, восполняют проблемы в знаниях, получают новую информацию.

Игровое поле.

П: смысловое чтение, применение информации для решения конкретных практических задач; контроль и оценка результатов усвоения знания; интерпретация имеющихся знаний.

Р: самоконтроль процесса учебной деятельности; умение быстро и правильно находить ответ на поставленный вопрос.

К: правильно и точно формулировать свой вопрос в случае не точного восприятия и понимания.

Л: позитивная самооценка.

4. Объяснение нового материала

Фронтальная форма

(эвристическая беседа, обсуждение)

ДУ: организует и ведет беседу по изучению нового материала, продолжает формирование знаний об явлении электромагнитной индукции, задает уточняющие вопросы, подводит обучающихся к формированию новых опорных знаний на основе уже усвоенных.

ДО: отвечают на вопросы учителя, выявляют закономерности, анализируют ранее изученный закон и формулы, делают выводы, исходя из цепочки логических рассуждений, записывают определения и формулы, работают с учебников и находят в нем нужную информацию.

Учитель: напряжение, вырабатываемое генератором на электростанции, обычно не превышает 12 киловольт. А ток какого напряжения подается в квартиры потребителям?

Ученик: 220 В.

Учитель: а вот ток, который идет по линиям электропередач от электростанции к потребителю, имеет напряжение сотни тысяч вольт.

Получается, что электроэнергию передают под высоким напряжением. Это позволяет многократно уменьшить тепловые потери в линиях электропередачи. Давайте разберемся, почему.

Учитель: что происходит с проводником, когда по нему идет ток?

Ученик: греется.

Учитель: вспомним, что в проводнике сопротивлением R за время t протекания по нему тока I выделяется количество теплоты Q. Это формулировка какого закона?

Ученик: закон Джоуля - Ленца.

Учитель: записываем формулу в тетрадь: Q = I2Rt

Нам нужно уменьшить Q. t изменить не можем. Следовательно, нужно уменьшать сопротивление и силу тока. Записываем: IR↓= Q

Вспомним формулу сопротивления: R = p*l/S. Записываем в тетрадь.

l уменьшить нельзя, так как нельзя уменьшить расстояния между населенными пунктами, городами.

S увеличить нельзя, иначе будут слишком тяжелые провода и большие затраты на материалы.

Значит, нужно уменьшать удельное сопротивление. Записываем: 𝝆↓= R

Поэтому провода изготавливают из алюминия или меди (материалы с маленьким удельным сопротивлением).

Учитель: как мы сказали, нужно уменьшить силу тока в линиях электропередачи, но как это сделать, чтобы передаваемая мощность не изменилась? Давайте вспомним формулу для мощности.

Ученик: P = UI. Записываем

Теперь запишем: P1 = P2, U1 I1 = U2 I2

Значит, чтобы уменьшить силу тока, сохранив мощность, нужно повысить напряжение. I↓ = U↑. Записываем в тетрадь.

Учитель: однако перед подачей электроэнергии потребителю напряжение необходимо уменьшить. Устройства, с помощью которых повышают или понижают напряжение переменного тока, получили название «Трансформаторы»

Итак, запишем в тетрадь: Трансформаторы – это устройства, с помощью которых повышают или понижают напряжение переменного тока.

Их действие основано на явлении электромагнитной индукции.

Учитель: напомним себе, в чем заключается это явление?

Ученик: явление возникновения индукционного тока в замкнутом контуре при изменении числа магнитных линий через поверхность, ограниченную этим контуром.

Учитель: трансформатор состоит из двух катушек с разным числом витков, намотанных на один сердечник (увеличивает магнитное поле)

Запишем в тетрадь: Устройство: 2 катушки с разным числом витков на одном сердечнике.

Одна катушка - первичная -число витков n1– на нее подается входное напряжение U1

Другая катушка – вторичная - число витков n2 – на ее концах выходное напряжение U2

Запишем в тетрадь и перенесем в нее рисунок со слайда:

Первичная катушка - число витков n1 – входное напряжение U1

Вторичная катушка - число витков n2 – выходное напряжение U2

Если n2 n1 или U2 U1, то трансформатор повышающий

Если n2n1 или U2 U1, то трансформатор понижающий

Запишем это в тетрадь

Опыты и расчеты показывают, что отношение выходного напряжения к входному равно отношению числа витков вторичной катушки N2 к числу витков первичной катушки N1

U2/U1 = n2/n1

Повышающие трансформаторы установлены от электростанции на ЛЭП, а понижающие – от ЛЭП на потребителя.

Запишем формулу в тетрадь

Учитель: ребята, найдите в §46 учебника информацию о том, кто первый создал и применил трансформаторы для преобразования напряжения переменного тока. (русский электротехник, военный инженер, изобретатель П. Н. Яблочков).

П: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; структурирование знаний, поиск решения проблемы.

Р: определять способы выхода из затруднения, саморегуляция.

К: постановка вопросов, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, участие в коллективном обсуждении.

Л: учебно-познавательная мотивация и интерес к предмету.

5. Закрепление полученных знаний

Индивидуальная и фронтальная форма (совокупность индивидуальных и фронтальных заданий)

ДУ: обобщение ранее изученного и нового материала по теме «Производство и передача электроэнергии», предлагает и организует индивидуальные задания, предлагает фронтальные интерактивные задания, организует работу с текстом и решение практических задач, контролирует вовлеченность каждого ученика в деятельность.

Итак, мы с вами прошли большую и важную тему «Производство и передача электроэнергии». Мы узнали, что электроэнергию на электростанциях производят с помощью генераторов, действие которых основано на явлении ЭМИ, изучили их устройство. Также узнали новое понятие «переменный ток», его график и характеристики. Сегодня на уроке изучили как передают электроэнергию, под каким напряжением, с помощью каких устройств это напряжение изменяют и почему.

Теперь предлагаю вам закрепить знания о получении и производстве электроэнергии, выполнив следующие задания. Подпишите в тетраде – задание №1. Перед вами устройства, благодаря которым производится и передается электроэнергия: генератор, трансформаторы, соединительные провода, потребитель тока, приборы, вольтметры (их уменьшенные и упрощенные версии). Изобразите в тетраде простейшую схему производства и передачи энергии, а затем по ней соберете реальную модель.

Задание №2. Перед вами в раздаточном материале текст «Скованный гигант». Прочитайте его и найдите ответы на вопросы. Приготовьтесь к обсуждению. На это вам 4 минуты.

Трансформаторы — самые неподвижные машины техники. «ЭТИ НАДЕЖНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ КОЛОДЫ...» Так, подчеркивая простоту конструкции и большой вес, назвал трансформаторы француз Жанвье.

Но эта неподвижность кажущаяся: обмотки обтекаются токами, а по стальному остову движутся магнитные потоки. Впрочем, всерьез говорить о движении электронов как-то неловко. Заряжённые частицы едва ползут по проводникам, перемещаясь за час всего на каких-нибудь полметра. Между моментами входа и выхода «меченой» группы электронов проходит около года.

Почему же тогда напряжение во вторичной обмотке возникает практически одновременно с включением? Ответить нетрудно: скорость распространения электроэнергии определяется не скоростью движения электронов, а связанных с ними электромагнитных волн. Импульсы энергии развивают 100—200 тыс. км в сек.

Трансформатор «не суетится», но это ни в коем случае не говорит о его «внутреннем» тяготении к покою. Взаимодействие токов в проводниках приводит к появлению сил, стремящихся сжать обмотки по высоте, сместить их относительно друг друга, увеличить диаметр витков. Приходится сковывать обмотки бандажами, распорками, клиньями.

Распираемый внутренними силами, трансформатор напоминает скованного гиганта, стремящегося порвать цепи. В этой борьбе всегда побеждает человек. Но за укрощенными машинами нужен глаз да глаз. На каждой конструкции устанавливают около десятка электронных, релейных и газовых защит, которые следят за температурами, токами, напряжениями, давлением газа и при малейшей неисправности отключают питание, предотвращая аварию. (По материалам журнала «Техника молодежи»)

Вопрос 1: чем определяется скорость распространения электроэнергии?

Вопрос 2: почему трансформатор напоминает «скованного гиганта»?

Вопрос 3: в чем проявляется «движение» трансформатора?

Задание 3: ребята, сейчас мы с вами выполним несколько интерактивных заданий на платформе LearningApps.org. Задания будут появляться на интерактивной доске, выполнять их будем фронтально, то есть ответ каждого – это часть выполненного задания. Задания будут по общей теме «Производство и передача электроэнергии»

1. Вставьте пропуски в текст.

https://learningapps.org/watch?v=p5x65hz9522



2. Соотнести части и характеристики к устройствам: генератор и трансформатор.

https://learningapps.org/watch?v=pok33s9e222



3. Составь слова из букв на сетке.

https://learningapps.org/watch?v=pgzo5m9x522

ДО: выполняет индивидуальные и фронтальные задания, моделируют, осуществляет самопроверку и самооценку, по необходимости корректируют знания.

Выполняют задание №1 индивидуально. (1 ученик – демонстрирует схему, 1 ученик – демонстрирует модель, 1 ученик – поясняет модель (у доски)).

Выполняют задания №2, работая в раздаточном материале.

Коллективное выполнение интерактивных заданий посредством включения каждого ученика в работу (поднятая рука – ответ).


П: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, контроль и оценка результатов и процесса деятельности.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.

К: умение быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, связно высказывать суждения по изучаемому материалу, организация учебного сотрудничества с другими учениками.


Л: уважение и доброжелательное отношение к окружающим (умение слушать и принимать мнение других)

6. Подведение итогов. Рефлексия

Фронтальная форма (беседа, обсуждение)

ДУ: подводит обучающихся к формулированию итогов урока, выясняет, достигнута ли цель, поставленная в начале учебного занятия, организует рефлексию в форме «Лесенка успеха» (нужно поставить (нарисовать) себя на одну из ступеней, тем самым провести самоанализ своей деятельности и ее результатов). Завершает урок. Проводит оценивание. Завершает урок.

ДО: формулируют итоги урока, определяют степень достижения поставленной цели, проводят самоанализ своей деятельности в ходе учебного занятия и ее результаты, отмечают достижения.

П: рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

Р: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.
К:
умение точно и полно выражать свои мысли.
Л:
адекватная самооценка, познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.



Раздаточный материал (на каждого ученика)

Текст 1

ГЭС – это заводы, которые преобразуют энергию падающей воды в электричество. Плотина строится через реку, чтобы поднять уровень воды, с которого может осуществляться её падение, необходимое для развития движущей силы. Проточная вода поворачивает колесо турбины, которое соединено с генератором. Генератор имеет ротор, который вращает турбина. При повороте ротора генератора производится электричество. Причина, по которой выработка электроэнергии ГЭС составляет лишь около 20% мирового производства электричества, заключается в необратимом влиянии на экосистему по всему руслу реки и ирригацию прилегающих территорий. Размеры всего гидроузла, включая водохранилище, достигают сотен тысяч гектаров.

Текст 2 (задание 2)

Трансформаторы — самые неподвижные машины техники. «ЭТИ НАДЕЖНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ КОЛОДЫ...» Так, подчеркивая простоту конструкции и большой вес, назвал трансформаторы француз Жанвье.

Но эта неподвижность кажущаяся: обмотки обтекаются токами, а по стальному остову движутся магнитные потоки. Впрочем, всерьез говорить о движении электронов как-то неловко. Заряжённые частицы едва ползут по проводникам, перемещаясь за час всего на каких-нибудь полметра. Между моментами входа и выхода «меченой» группы электронов проходит около года.

Почему же тогда напряжение во вторичной обмотке возникает практически одновременно с включением? Ответить нетрудно: скорость распространения электроэнергии определяется не скоростью движения электронов, а связанных с ними электромагнитных волн. Импульсы энергии развивают 100—200 тыс. км в сек.

Трансформатор «не суетится», но это ни в коем случае не говорит о его «внутреннем» тяготении к покою. Взаимодействие токов в проводниках приводит к появлению сил, стремящихся сжать обмотки по высоте, сместить их относительно друг друга, увеличить диаметр витков. Приходится сковывать обмотки бандажами, распорками, клиньями.

Распираемый внутренними силами, трансформатор напоминает скованного гиганта, стремящегося порвать цепи. В этой борьбе всегда побеждает человек. Но за укрощенными машинами нужен глаз да глаз. На каждой конструкции устанавливают около десятка электронных, релейных и газовых защит, которые следят за температурами, токами, напряжениями, давлением газа и при малейшей неисправности отключают питание, предотвращая аварию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!