СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

задача 

- это  упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления

 

-это  проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся»

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся Подготовила: Нуркаева Наталья Александровна учитель физики и математики ГБОУ СОЩ с.Волчанка

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся

Подготовила: Нуркаева Наталья Александровна

учитель физики и математики ГБОУ СОЩ с.Волчанка

 Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления   это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь

Задача

  • это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления

  • это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь
Конфуций «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню.  Дай мне действовать самому - и я научусь».

Конфуций

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Дай мне действовать самому - и я научусь».

Практико-ориентированные задачи это задачи, требующие в своем решении реализации всех этапов метода моделирования

Практико-ориентированные задачи

это задачи, требующие в своем решении реализации всех этапов метода моделирования

Этапы решения практических задач: 1.Анализ условия задачи 2.Построение математической модели задачи.  3. Решение математической модели задачи. 4.Интерпретация решения

Этапы решения практических задач:

1.Анализ условия задачи

2.Построение математической модели задачи. 3. Решение математической модели задачи.

4.Интерпретация решения

Задача№1 Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18 Какой из них более вместителен?

Задача№1

Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18

Какой из них более вместителен?

Решение:   Составляем математическую  модель :  кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов. Решаем математическую задачу :   объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:  V=abc , где a, b и c – это размеры кузовов  Подставляем данные в формулу:  V М =6,07·2,64·2,44=39,1(м 3  V З =6,72·2,39·2,18=35,0(м 3 ) Переводим математическое решение на язык исходной задачи:  Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.  

Решение:

  • Составляем математическую модель :

кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.

  • Решаем математическую задачу :

объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:

V=abc , где a, b и c – это размеры кузовов

Подставляем данные в формулу:

V М =6,07·2,64·2,44=39,1(м 3

V З =6,72·2,39·2,18=35,0(м 3 )

  • Переводим математическое решение на язык исходной задачи:

Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.

 

В автобус помещается 45 пассажиров. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 235 пассажиров?
  • В автобус помещается 45 пассажиров. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 235 пассажиров?
Задача №2 «Задача о браслете»: В научно-исследовательскую лабораторию пришла девушка и обратилась к сотрудникам с просьбой определить вещество, из которого сделан её браслет. Могут ли сотрудники лаборатории выполнить просьбу девушки, и каким образом?

Задача №2 «Задача о браслете»:

В научно-исследовательскую лабораторию пришла девушка и обратилась к сотрудникам с просьбой определить вещество, из которого сделан её браслет. Могут ли сотрудники лаборатории выполнить просьбу девушки, и каким образом?

Этапы решения задачи: О смысление условия задачи.   2 . Составления плана задачи: браслет нужно взвесить – найдем массу; опустим в мензурку с водой – найдем его объем; затем разделив массу на объем, получим плотность; посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет браслет нужно взвесить – найдем массу; опустим в мензурку с водой – найдем его объем; затем разделив массу на объем, получим плотность; посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет

Этапы решения задачи:

  • О смысление условия задачи.

2 . Составления плана задачи:

  • браслет нужно взвесить – найдем массу; опустим в мензурку с водой – найдем его объем; затем разделив массу на объем, получим плотность; посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет
  • браслет нужно взвесить – найдем массу;
  • опустим в мензурку с водой – найдем его объем;
  • затем разделив массу на объем, получим плотность;
  • посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет

Этапы решения задачи: 3 . О существление плана решения задачи: составить краткую запись  выполнить вычисления сверить результаты  проверить правильность своих вычислений  (браслет имеет массу 3,86 г; объем 0,2 см 3 .) Изучение найденного решения: учащиеся еще раз проверяют по таблице плотностей,  что вещество, из которого сделан браслет , это золото.

Этапы решения задачи:

3 . О существление плана решения задачи:

  • составить краткую запись
  • выполнить вычисления
  • сверить результаты
  • проверить правильность своих вычислений

(браслет имеет массу 3,86 г; объем 0,2 см 3 .)

  • Изучение найденного решения:
  • учащиеся еще раз проверяют по таблице плотностей,

что вещество, из которого сделан браслет , это золото.

 Масштаб Используя линейку и географические атласы, найти расстояние между городами: Самара - Санкт-Петербург  Самара - Москва Самара - Владивосток

Масштаб

Используя линейку и географические атласы, найти расстояние между городами:

Самара - Санкт-Петербург

Самара - Москва

Самара - Владивосток

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — геометрическая точка, неизменно связанная с твёрдым телом, через которую проходит равнодействующая сила всех сил тяжести, действующих на частицы тела при его любых положениях в пространстве. Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести. центр тяжести шара, круга, квадрата и прямоугольника находятся в центрах этих фигур, так как они симметричны

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ

  • ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — геометрическая точка, неизменно связанная с твёрдым телом, через которую проходит равнодействующая сила всех сил тяжести, действующих на частицы тела при его любых положениях в пространстве.
  • Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести.
  • центр тяжести шара, круга, квадрата и прямоугольника находятся в центрах этих фигур, так как они симметричны
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться  на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?  

Для крепления мачты нужно установить 4 троса.

Один конец каждого троса должен крепиться

на высоте 12 м,

другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.

Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

 

 Примеры практико-ориентированных задач   Послан человек из Москвы в Самару, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 20 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 25 верст. Через сколько дней второй человек догонит первого?   (Т.к первый вышел на день раньше и прошел 20 верст, то второму надо нагнать эти 20 верст. За 20:(25-20)=4 дня.)  Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)  

Примеры практико-ориентированных задач

  •   Послан человек из Москвы в Самару, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 20 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 25 верст. Через сколько дней второй человек догонит первого? 

(Т.к первый вышел на день раньше и прошел 20 верст, то второму надо нагнать эти 20 верст. За 20:(25-20)=4 дня.) 

  • Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)  

 Примеры практико-ориентированных задач 1. Рассчитайте расход масляной краски, идущей на окраску помещения (высота 3м, ширина 4м, длина 5м), если на окраску 1м 2  требуется 0,2 кг (окна и двери занимают 12% площади поверхности).(9.504 кг) 2. Сколько литров побелки надо налить в емкость для краскопульта диаметром 20 см и высотой 60 см. 3. Рассчитать массу стальной трубы длинной 7,5 см, зная что внешний и внутренний диаметры ее соответственно 155 и 135мм, а плотность стали равна 7960кг/м 3 . 4. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,4м, а высота – 2,3м. Сколько стали необходимо для выполнения работы? ( на швы следует добавить 3% материала)(17,304)

Примеры практико-ориентированных задач

1. Рассчитайте расход масляной краски, идущей на окраску помещения (высота 3м, ширина 4м, длина 5м), если на окраску 1м 2  требуется 0,2 кг (окна и двери занимают 12% площади поверхности).(9.504 кг)

2. Сколько литров побелки надо налить в емкость для краскопульта диаметром 20 см и высотой 60 см.

3. Рассчитать массу стальной трубы длинной 7,5 см, зная что внешний и внутренний диаметры ее соответственно 155 и 135мм, а плотность стали равна 7960кг/м 3 .

4. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,4м, а высота – 2,3м. Сколько стали необходимо для выполнения работы? ( на швы следует добавить 3% материала)(17,304)

Задача Найти объем кучи щебня.

Задача

  • Найти объем кучи щебня.
Стратегия ИНСЕРТ  («Условные значки») « V » — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер). « + » — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).  «-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).  « ? » — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

Стратегия ИНСЕРТ  («Условные значки»)

  • « V » — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
  • « + » — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация). «-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь). « ? » — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
Рефлексия: Собственная деятельность в мастерской  Ценность данных заданий для школьника Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта) Удовлетворение от работы

Рефлексия:

  • Собственная деятельность в мастерской
  • Ценность данных заданий для школьника
  • Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)
  • Удовлетворение от работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!