Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся
Подготовила: Нуркаева Наталья Александровна
учитель физики и математики ГБОУ СОЩ с.Волчанка
Задача
- – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления
- это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь
Конфуций
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому - и я научусь».
Практико-ориентированные задачи
это задачи, требующие в своем решении реализации всех этапов метода моделирования
Этапы решения практических задач:
1.Анализ условия задачи
2.Построение математической модели задачи. 3. Решение математической модели задачи.
4.Интерпретация решения
Задача№1
Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18
Какой из них более вместителен?
Решение:
- Составляем математическую модель :
кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.
- Решаем математическую задачу :
объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:
V=abc , где a, b и c – это размеры кузовов
Подставляем данные в формулу:
V М =6,07·2,64·2,44=39,1(м 3
V З =6,72·2,39·2,18=35,0(м 3 )
- Переводим математическое решение на язык исходной задачи:
Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.
- В автобус помещается 45 пассажиров. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 235 пассажиров?
Задача №2 «Задача о браслете»:
В научно-исследовательскую лабораторию пришла девушка и обратилась к сотрудникам с просьбой определить вещество, из которого сделан её браслет. Могут ли сотрудники лаборатории выполнить просьбу девушки, и каким образом?
Этапы решения задачи:
- О смысление условия задачи.
2 . Составления плана задачи:
- браслет нужно взвесить – найдем массу; опустим в мензурку с водой – найдем его объем; затем разделив массу на объем, получим плотность; посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет
- браслет нужно взвесить – найдем массу;
- опустим в мензурку с водой – найдем его объем;
- затем разделив массу на объем, получим плотность;
- посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет
Этапы решения задачи:
3 . О существление плана решения задачи:
- составить краткую запись
- выполнить вычисления
- сверить результаты
- проверить правильность своих вычислений
(браслет имеет массу 3,86 г; объем 0,2 см 3 .)
- Изучение найденного решения:
- учащиеся еще раз проверяют по таблице плотностей,
что вещество, из которого сделан браслет , это золото.
Масштаб
Используя линейку и географические атласы, найти расстояние между городами:
Самара - Санкт-Петербург
Самара - Москва
Самара - Владивосток
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
- ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — геометрическая точка, неизменно связанная с твёрдым телом, через которую проходит равнодействующая сила всех сил тяжести, действующих на частицы тела при его любых положениях в пространстве.
- Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести.
- центр тяжести шара, круга, квадрата и прямоугольника находятся в центрах этих фигур, так как они симметричны
Для крепления мачты нужно установить 4 троса.
Один конец каждого троса должен крепиться
на высоте 12 м,
другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.
Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Примеры практико-ориентированных задач
- Послан человек из Москвы в Самару, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 20 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 25 верст. Через сколько дней второй человек догонит первого?
(Т.к первый вышел на день раньше и прошел 20 верст, то второму надо нагнать эти 20 верст. За 20:(25-20)=4 дня.)
- Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)
Примеры практико-ориентированных задач
1. Рассчитайте расход масляной краски, идущей на окраску помещения (высота 3м, ширина 4м, длина 5м), если на окраску 1м 2 требуется 0,2 кг (окна и двери занимают 12% площади поверхности).(9.504 кг)
2. Сколько литров побелки надо налить в емкость для краскопульта диаметром 20 см и высотой 60 см.
3. Рассчитать массу стальной трубы длинной 7,5 см, зная что внешний и внутренний диаметры ее соответственно 155 и 135мм, а плотность стали равна 7960кг/м 3 .
4. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,4м, а высота – 2,3м. Сколько стали необходимо для выполнения работы? ( на швы следует добавить 3% материала)(17,304)
Задача
Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки»)
- « V » — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
- « + » — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация). «-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь). « ? » — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
Рефлексия:
- Собственная деятельность в мастерской
- Ценность данных заданий для школьника
- Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)
- Удовлетворение от работы