Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Захарова Любовь Ивановна,
Учитель начальных классов
2022-2023 уч.год
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, в котором часу нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Всему этому мы учимся на занятиях внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» по книге - тренажер для младших школьников. Эта книга учит применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная.
В разделе «Читательская грамотность» (страницы тренажера голубого цвета) учит быть вдумчивым читателем, понимать содержание прочитанного произведения, рассуждать о том, чему могут научить рассказы, определять главную мысль, обьяснять значения слов.
В разделе «Математическая грамотность» (страницы тренажера оранжевого цвета) учит решать непростые задачи, применять законы Царицы наук Математики в жизни.
В разделе «Финансовая грамотность» (страницы тренажера фиолетового цвета) учащийся узнает, что такое потребительская корзина», «инфляция», как определяется прожиточный минимум, почему бывают распродажи, скидки, с какой целью проходят благотворительные акции, для чего нужно страхование.
Выполняя задания из раздела «Естественно-научная грамотность» (страницы тренажера зеленого цвета) учащийся попадает в удивительный мир наблюдений и экспериментов. Проводит необычные опыты с грибами, луком, капустой, горохом; рассматривает строение томата, картофеля, болгарского перца, баклажана, лука, капусты, гороха.
Для того чтобы у четвероклассников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в этом тренажере для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию.
Наименование разделов и тем программы | Виды деятельности | Форма проведения занятия |
Старинная женская одежда | Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования. | Беседа. Практическая работа. |
Старинные женские головные уборы | Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. | Викторина. Практическая работа. |
Старинная мужская одежда и головные уборы | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Дискуссия. Практическая работа. |
Жилище крестьянской семьи на Руси | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа. Практическая работа. |
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самостоят. работа |
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа с обсуждением. |
История посуды на Руси | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Мозговой штурм |
Какие деньги были раньше в России | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Квиз |
Томат | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа. Работа в паре. |
Болгарский перец | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах |
Картофель | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра |
Баклажан. Семейство Паслёновые | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самост. работа |
Лук | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре |
Капуста | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа |
Горох | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. | Парная работа |
Грибы | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах |
Творческая работа | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Практическая работа. |
Потребительская корзина | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра |
Потребительская корзина | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра |
Прожиточный минимум | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: | Самост. работа |
Инфляция | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах |
Распродажи, скидки, бонусы | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Беседа |
Распродажи, скидки, бонусы | Выявлять и анализировать финансовую информацию.. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра |
Благотворительность | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа |
Страхование | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа, игра |
В бассейне | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Викторина |
Делаем ремонт | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра |
Делаем ремонт | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Самост. работа |
Праздничный торт | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Беседа. Практическая работа |
Обустраиваем участок | Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. | Работа в группе |
Поход в кино | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Игра |
Поход в кино | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре. Игра |
Отправляемся в путешествие | Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа. Игра |
Составляем словарик по финансовой грамотности | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. | Игра |
Выполнение заданий способствует развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме. Помогают обучающимся успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предметам, принимать участие в различных конкурсах: в международном конкурсе "Русский медвежонок", «Кенгуру», во всероссийской онлайн – олимпиаде по русскому языку, онлайн – олимпиаде по математике и окружающему миру. Успешно выполнять ВПР. Результат: призовые места, похвальные грамоты, дипломы.
Функциональная грамотность повышает интерес к предметам, помогает подготовить ученика, способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.