СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской идентичности младшего школьника на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "окружающий мир"- выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом , другими людьми; осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности.

   Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и снижении социальной напряженности в обществе. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской идентичности младшего школьника на уроках окружающего мира»

«Формирование гражданской идентичности младшего школьника

на уроках окружающего мира»



Содержание.

1.Пояснительная записка.

2.Рабочие программы 1 -4 класс.

3.Приложение

а) Приложение 1

Диагностические материалы по оценке сформированности гражданской идентичности у младших школьников.

б) Приложение 2

Примерные сценарии занятий родителей с детьми.













Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей современного образования.

Предмет «окружающий мир» - выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми; осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и снижении социальной напряженности в обществе. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «я» и самооценка.

Задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках окружающего мира устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения учащихся связывается с культурными традициями прошлого.

Формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи своей семьи с историей страны.

Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имен.

Формирование идентичности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир « возможно, если создать определенные условия для такого формирования.

Модуль разработан для преподавания в 1 – 4 классах на уроках окружающего мира по 4 урока в каждом классе. Уроки модуля отличаются от обычных содержанием и формами преподавания.

Цель данного модуля:

- создание условий для формирования гражданской идентичности младшего школьника на уроках окружающего мира через установление более тесной связи с семьей.

Задачи:

- разработка содержания уроков с выходом на взаимодействие с семьей;

-подбор заданий, формирующих активное взаимодействие с семьей.

- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (составление семейных родословных, творческие проекты, презентация семейных реликвий, альбомов, домашних музеев, увлечений семьи, традиций).

В начальной школе ребята учатся работать в группах, парах постоянного и сменного состава. Создают краткосрочные и долгосрочные проекты, проекты на бумажном и электронном носителях. На уроки приглашаются родители, бабушки и дедушки.





1 класс.

Тема урока

Форма проведения.

Планируемые результаты

Обратная связь

1

Мы и наш мир

Виртуальное путешествие

С опорой на собственный опыт путем сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – позже, теперь; давно-недавно»; различать разные народы и страны.

Изготовление кукол в традиционном костюме одного из народов нашей Родины.

25

Мы в семье.

Рассматривание семейного альбома.

Умение различать ступени родства, уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность»

Создание родословной своей семьи

(яблоня с плодами)

26.

Моя семья – часть моего народа

Презентация семейных проектов.

Уметь находить ласковые слова при общении в семье, знать некоторые семейные традиции.

Разучивание старинных названий предметов домашнего быта нашего края.

63

Всему свой черед.

Урок «открытия» нового знания.

Умение приблизительно определять возраст мужчин и женщин; соотносить возрастные признаки в их внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), зимой(сумерки); называть возрастные этапы жизни(детство, молодость, зрелость, старость);

Наблюдение за взрослыми людьми на улицах села, обмен своими впечатлениями.



2 класс

2

Мы – союз народов России.

Заочное путешествие по станциям.

Знать некоторые особенности традиционной культуры народа нашего края(одежда, блюда национальной кухни, праздники и обычаи)

Проект « Сборник пословиц народов нашего края»

6

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

Урок - практикум

Сформировать понятие о календаре как древнем явлении мировой культуры. Познакомить с разными видами старинных и современных календарей. Научить ориентироваться на страницах календаря.

Устный рассказ «Особенные (памятные) семейные даты».

18.

Народный календарь.

Деловая игра.

Сформировать представление о народном календаре. Учить соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Узнать особенности местного народного календаря у родственников старшего поколения.

41

Растения в домашней аптечке.

Урок-исследование.

Знать названия наиболее распространённых лекарственных растений нашего края, места их произрастания, их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений, целебные свойства. Знакомство с лекарственными растениями домашней аптечки.

Проект «Лекарственные растения в домашней аптечке моей семьи»



3 класс.

3

Тепло родного дома.

Урок-экспедиция в деревенский дом. Встреча со старожилами села.

Знать трехчастную структуру старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матрицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме. Их аналоги в устройстве старинного жилища своего края, а также названия с местных языков.

Рисунок деревенского дома своей малой родины.

4.

В красном углу сесть – великая честь.

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почетного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

Изучить свой дом

10.

Мое имя – моя честь.

Ролевая игра.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; стремиться проявлять уважение к своим родителям.

Узнать значение своего имени.

11.

Добрые дети – дому венец.

Защита творческих работ.

Знать традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отраженные в народных сказках, пословицах

Творческая работа.





4 класс

4.

Права ребенка

Учебная конференция.

Знать права детей, объяснять связь между правами и обязанностями, принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления.

Создать свою конвенцию о правах ребенка.

33.

В путь по реке времени.

Урок- путешествие в историю.

Знать прошлое своего народа, своей семьи; знать великие события и тех, кто внёс значительный вклад в историю и культуру Отечества.

Беседа с бабушками и дедушками, старожилами села.

58

Нет в России семьи такой…

Презентация семейных проектов.

Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне. Знание вклада каждой семьи в победу

Проект «Моя семья в годы великой Отечественной войны»

67

Начни с себя.

Творческий отчет.

Посильный вклад детей в развитие семьи, школы, родного края, страны.

Практические дела.



Ожидаемые результаты формирования идентичности школьника:

освоение новых знаний и видов деятельности, обогащающих социальный опыт младшего школьника.

Литература:

Для учащихся:

1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Окружающий мир: учебник для 1 - 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/

Москва «Просвещение» 2023 год.

2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 - 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/.

Для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

  2. «Я познаю мир» (энциклопедия)

MULTIMEDIA-поддержка курса:

КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир».

М.: Экзамен, 2020. (Серия «Учебно – методический комплект»)



Электронные образовательные ресурсы.

- http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.

  • http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.

  • http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.

  • http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html - Картинки о природе.

http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс.







Приложение 1.

Диагностические материалы по оценки сформированности гражданской идентичности у младших школьников в семье



Тест 1. «С чего начинается Родина»

Проведение данного анкетирования позволит определить уровень сформированности когнитивной составляющей гражданской идентичности у младших школьников. Тест включает следующие вопросы:

1. Какие цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны?

2. Какой город является столицей нашей Родины?

3. Какие народные сказки ты знаешь?

4. Как зовут твоих дедушек и бабушек?

5. Назови дни рождения мамы и папы?

6. Кто является президентом нашей страны?

7. В каком городе, районе, селе ты живешь?

8. Назови реки нашей страны?

9. Какие марки отечественных машин ты знаешь?

10. Назови диких животныхобитающих в твоем крае?

11. Какая птица изображена на гербе нашей страны?

12. Кто из русских поэтов написал сказку О рыбаке и рыбке?

13. Какой праздник отмечают только в России?

Ответы детей на эти вопросы покажут, какие знания, представления о стране, семье сформированы у ваших детей, какие проблемы имеются.





Тест 2. « Кто Я?»

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности, определения ее мотивационной готовности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Ребенку следует объяснить, какую функцию он выполняет в жизни.

Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

1.Семья: Я- сын, дочь, внук, племянник, брат, сестра.
2. Родина: Я – москвич, Я – россиянин , Я – сибиряк, Я – кавказец и т.д.

3.Народ: Я – русский, Я- еврей, Я- татарин, Я- якут и т.д.
4.Учеба: Я – ученик, Я - первоклассник, Я- дежурный.
5.Досуг: Я – спортсмен, Я – певец, Я- фигуристка, Я –футболист, фотограф и т.д.;
6.Отношения: Я – друг, Я- помощник, Я- хозяин, Я- командир, Я- человек.
Образец: Я – мальчик, хороший.

1. Я …

2. Я …

3. Я…

4. Я…

5. Я…

6. Я…



Теперь каждую отдельную социальную роль и характеристику ребенка оцените по четырехзначной системе

«+» – знак «плюс» ставится, если в целом ребенку данная роль нравится;
«-»- знак «минус»- если в целом ребенку данная роль не нравится;
«±» – знак «плюс-минус» – если данная роль ребенку и нравится, и не нравится одновременно;
«?» – знак «вопроса» – если ребенок не знает на данный момент времени, как он относится к этой роли.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. После того как ваш ребенок написал свои роли и характеристики и поставил знаки, подведите итог: сколько всего получилось ответов, сколько ответов каждого знака.

Если у ребенка больше плюсов, это значит, что ребенок сознает себя частью семьи, страны, сообщества, коллектива и стремится быть положительным. Если же у ребенка больше знаков минус, то это говорит о том, что у ребенка низкий уровень социальной идентичности.

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности ребенка переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности ребенка к изменениям, готовности к переменам.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у ребенка наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы – другие» и низкий уровень определенности схемы «я – мы». Личностная идентичность превалирует у детей с высоким уровнем определенности схемы «я – другие» и низким уровнем определенности схемы «мы – другие».

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько ребенок осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе





Приложение 2

Примерные сценарии занятий родителей с детьми



1. Тема "Семейный сад".

Сад – хорошая метафора для семьи. Каждый отдельный цветок красив и неповторим, и каждый является составной частью большого красивого семейного сада. И хотя маленькие дети еще не в состоянии понять связь между метафорой и реальностью, тот факт, что они сажают семейный сад и наглядно демонстрируют свою семейную общность, делает этот вид деятельности очень важным.

Ход задания

1. Из цветной бумаги вырежьте множество стеблей, листков и цветков простой формы.

2. Расстелите на столе оберточную бумагу и разложите на ней части растений. Вместе с ребенком нарисуйте по всей длине бумаги землю для вашего сада.

3. Вверху на листе бумаги составьте из частей цветок и «посадите» его в нарисованную землю, на цветке ребенок пишет свое имя.

4. Затем сажают все цветки, и на цветках ребенок пишет имя всех членов семьи.

5. После того, как будут посажены все цветы, предложите детям нарисовать в саду солнышко, облака, птиц, жуков, бабочек. Когда сад будет готов, этот лист бумаги, превратившийся в сад, можно повесить на

стену в кухне или детской спальне, чтоб ребенок видел всегда, что он не один, а они все вместе составляют красивый сад. Всем в саду хорошо.

6. В течение нескольких следующих дней обращайте внимание ребенка на сад. Говорите, что каждый цветок такой красивый и необычный и если бы его не было, то сад бы опустел. Необходимо беречь каждый цветок в нашем саду.



2. Тема "Наш семейный паровоз".

Создаем проект семейное панно, использую семейные фотографии и картинки из старых журналов.

Работа над проектом "Наш семейный паровоз" позволяет воспитать у детей чувство уважения к своим родителям, ответственности за свою семью и гордости.

Ход задания

1. Рисуем или вырезаем картинки и приклеиваем на большом ватмане паровоз и вагончики.

2. Затем подбираем из семейного альбома фотографии членов семьи и приклеиваем их или просто помещаем кого-то в паровоз, а кого-то в вагончике. Чтобы разместить всех членов семьи на паровозике, нужно провести беседу, и ответить на вопросы:" А кто у нас в семье машинист? Кто помогает машинисту, а кто просто пассажир?" В зависимости от того, кто из членов в семье дорог ребенку и ребенок понимает, кто материально содержит семью, кто создает уют в доме, кто играет с ребенком. Ваш ребенок расставляет членов семьи по значимости. Обсудите вклад, который вносит в семью каждый из ее членов. Попытайтесь довести до группы мысль, что дети тоже вносят свой вклад в благополучие семьи, например, дают старшим членам семьи возможность гордиться способностью заботиться о младших, помогать им и учить их. Данное панно можно поместить в зале или на кухне, на виду у ребенка и время от времени обращаться к нему и хвалить сына или дочь на успехи в учебе, творческих делах, спорте. Говорить об успехах папы и мамы, братьев и сестер.





3. Тема "Флаг моей семьи".

В этой деятельности должен принять участие каждый член семьи. До изготовления флага семьи, обсудите с детьми ваши интересы, любимые занятия, дайте характеристику нравственных, духовных качеств семьи, какие мечты есть у ваших детей. Расскажите, что такое флаг, какую содержательную нагрузку он несет. Покажите государственный флаг России, обсудите, что означают цвета данного флага. Выберите цвета с ребенком для вашего флага. И приступайте к раскраске. Флаг можно изготовить их альбомного листа, из белого материала или из цветной бумаги.

Ход задания

1. Раскрасьте флаг.

2.. В верхней части флага напишите фамилию семьи. В центре флага

нарисуйте солнце.

3. Обведите ладони детей и все членов семьи, чтобы они располагались вокруг солнца кругом или полукругом. Один палец каждой ладошки должен немного пересекаться с пальцем следующей.

4. На ладошках напишите имена всех членов семьи.

5. Прикрепите флаг к древку и повесьте его в комнате ребенка.







Творческая игра с родителями «Герб моей семьи».

Цель игры: анализ результатов работы с родителями по формированию гражданской идентичности.

Организация игры: Всем участникам предлагается создать свой семейный герб и девиз, отражающие гражданскую позицию членов семьи.

Инструкция: На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров Вам нуж­но будет изобразить свой семейный герб, снабженный девизом, отражающие Вашу гражданскую позицию, суть Ваших жизненных целей, позиций и самопонимания себя как гражданина, как члена семьи и общества. В идеале каждый человек, ра­зобравшийся в символике Вашего семейного герба и прочитав­ший Ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он име­ет дело и в какой семье воспитывается ребенок.

На эту работу отводится примерно 30 минут. После завершения создания девизов и гербов участникам предлагается поочередно по кругу рассказать о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они сделали бы своему сыну или дочери, чтобы надпись отражала основной жизненный принцип, ту позицию, те качества, которые они хотят видеть в своих детях. Далее предлагается обсудить, что именно показалось похожим и близким в гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Следует особое внимание уделить таким вопросам:

- Есть ли в девизе и гербе социальное и личное, можно ли выделить гражданское и этнокультурное?

- Если в гербе использовались социальные, гражданские атрибуты, с чем это связано? Если нет, какие объяснения можно дать этому факту?

- Как может повлиять такой герб и девиз на воспитание детей в семье?

Дома каждый родитель предложить своему сыну или дочери нарисовать герб семьи и девиз в его понимании. После чего необходимо сравнить позиции родителей и детей.























9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!