СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование гражданской идентичности у учащихся 5-8 классов через приобщение к народным промыслам и ремеслам на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование гражданской идентичности у учащихся 5-8 классов через приобщение к народным промыслам и ремеслам на уроках технологии"

Просмотр содержимого документа
«"Формирование гражданской идентичности у учащихся 5-8 классов через приобщение к народным промыслам и ремеслам на уроках технологии»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУРОМСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛОТИЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







Тема опыта

«Формирование гражданской идентичности у учащихся 5-8 классов через приобщение к народным промыслам и ремеслам на уроках технологии».



Рябова Надежда Васильевна

учитель технологии

первая квалификационная категория



2017г.



Содержание



  1. Наименование опыта.

  2. Условия возникновения опыта.

  3. Актуальность и перспективы опыта.

  4. Ведущая педагогическая идея.

  5. Теоретическое обоснование опыта.

  6. Новизна опыта.

  7. Технология опыта.

  8. Результативность опыта.

  9. Адресная направленность.

  10. Заключение.

  11. Литература.

  12. Приложения.



























1. Тема опыта

«Формирование гражданской идентичности у учащихся 5-8 классов через приобщение к народным промыслам и ремеслам на уроках технологии».

2. Условия возникновения опыта

Всем известно, что невозможно вырастить настоящего гражданина своей страны без уважительного, трепетного отношения к своей Родине, а именно к ее истокам. Изменения, которые произошли в последнее время в России, сопровождающиеся изменениями в различных сферах жизни общества, привели к потере духовных ценностей. В России до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства. А к чему может привести отсутствие правильного гражданского образования, мы можем видеть на примере Украины. Это и обусловило выбор темы моей работы по самообразованию.

Поэтому экпериментальное исследование направлено на выявление пробелов в знании подростков и проведение мероприятий, проведение которых позволят повысить уровень гражданской идентичности учащихся.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

- изучение накопленного опыта по проблеме развития гражданской идентичности как на уроках технологии, так и во внеурочное время через изучение народных промыслов и ремесел, в научной и методической литературе; - изучение опыта коллег в процессе посещения уроков, курсов повышения квалификации; - участие в районных методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, конференциях, мастер-классах; - участие в фестивалях народного творчества, ярмарках, выставках и конкурсах различных уровней; - особенности учебного заведения; - изучение особенностей народных промыслов во время экскурсий, на сайтах учреждений культуры.

На базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Молотицкая СОШ» была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме «Педагогическое сопровождение становления идентичности сельского школьника». В целях реализации этой работы я состояла в рабочей группе по разработке комплексно-целевых программ.


3. Актуальность и перспективы

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена изменением контингента учащихся в школах в сторону их усиления поликультурного состава.

В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт.

При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом.

В системе образования, исходя из этого, были сформулированы стратегические цели, которые направлены на обеспечение национального согласия и гражданской консолидации нации, ее единства, конкурентоспособности и безопасности. Государственный образовательный стандарт второго поколения – инструмент реализации этих целей. Предыдущие стандарты были ориентированы на предметный результат, а новые – на личностный результат.

Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» (главном направляющем документе в области воспитания): «развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Данный опыт является актуальным на сегодняшний день и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.


4. Ведущая педагогическая идея

Цель моей инновационной деятельности – формирование гражданской идентичности школьников через привлечение их к изучению народных промыслов и ремесел. Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

1. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся;

2. использовать в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность;

3. развивать умения осмысления информации из разных источников, формирование собственных оценочных суждений на основе сопоставления фактов для формирования позитивного опыта полученных знаний;

4. использование ИКТ как средство успешной социализации школьника;

сотрудничество ученика-ученика, ученика и учителя;

5. гласность успехов каждого;

6. вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность;

7. предоставление права на свободу выбора; 8. учет индивидуально-психологических особенностей детей.


5. Теоретическая база опыта

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества - главная цель современного гражданского образования. В настоящее время все больше употребляется такое понятие, как гражданская идентичность.

Что же это такое? Существуют различные определения этого понятия. Вероятнее всего – это представление человека о самом себе, принадлежность его к определенной социальной группе и осознание им этого факта. «Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации».

« Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор». В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.

Приоритетной задачей школы является формирование готовности личности к самоопределению.

Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл (А.Г. Асмолов, 2007).

Основными направлениями   воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

1. Духовно-нравственное  ценностно-смысловое воспитание учащихся 

2. Историческое воспитание 

3. Политико-правовое воспитание 

4. Патриотическое воспитание

5. Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание

6. Экологическое воспитание.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе представляет собой целенаправленный процесс. Он включает  учебную  и внеурочную деятельность и только при условии взаимодействия всех вышеперечисленных направлений. Важно создать необходимые условия, предоставить выбор тем и форм работы для решения  данной единой задачи.

Возможным средством реализации  может выступать метод проектов. Именно он позволяет  формировать информационные, коммуникативные и социальные т. е ключевые компетентности учащихся, которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, что предусмотрено в    « Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения».

Формирование личностных УУД является наиболее сложной задачей для современного педагога т.к.  любовь, уважение, гордость,  достоинство - эти чувства глубоко личные и трудно проверяемые.

О формировании патриотизма очень точно сказал русский философ И.Ильин: «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опытеНельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой  и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Я хотела бы привести слова русского философа И. Ильина о формировании патриотизма: «никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в лёгкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Я считаю, что именно проектная деятельность создает необходимые условия  для возникновения «Естественной предметной радости», и «Подлинного духовного опыта»  маленького человека.

В настоящее время мы наблюдаем большой интерес к возрождению народных традиций, обычаев и промыслов. Русское народное творчество многообразно по своим видам, жанрам, формам и региональным особенностям. В России проживает  много наций и народностей, у каждого народа своя сложившаяся культура, обычаи, традиции, развиты промыслы. Можно отметить, что в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и секреты прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из лозы, бересты, бисера, кружевоплетение, вышивка, традиционная игрушка – это малый перечень русских народных ремесел, которые педагог может включать в свои занятия. Формирование российской идентичности является приоритетной целью современного образования.  Следовательно, важной задачей становится воспитание в детях межнациональной толерантности, признания, принятия и понимания культуры других народов, вероисповедания, сохранение и передача истории развития различных народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры. Изучение творческого наследия наших предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому страны, что способствует социокультурному развитию личности ребёнка, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа. В силу своей наглядно-образной специфики народное искусство очень доступно восприятию как дошкольникам,  так и школьникам.
Чтобы дети захотели узнать про обычаи, традиции и промыслы народов России, их надо заинтересовать. Надо научить их тому, что умели наши предки: показать в какие игрушки играли дети, сделав их своими руками, какие украшения носили девушки, как расписывали посуду.
Современные художественные материалы во многом облегчают процесс обучения. Сейчас имеется большой выбор художественных материалов, с которыми ребенок может увлеченно работать - это материалы для лепки, росписи по стеклу, дереву, ткани.

На уроках технологии этому уделяется большое внимание. Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить народные традиции и обычаи, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре.


6. Новизна опыта

У современного человека формирование национального сознания и самосознания происходит зачастую на основе неадекватных источников: рассказов родителей и друзей, случайных источников, а в последнее время - из средств массовой информации, сети Интернет, которые в свою очередь некомпетентно и тенденциозно и трактуют национальные проблемы. Поэтому процесс целенаправленного формирования национального самосознания у школьников становится актуальным. Понимание своей этничности является необходимым фактором для полноценного духовного и нравственного, культурного и социального развития человека. В настоящее время идет утрата традиционных этнокультурных ценностей народов. В результате этого происходит разрыв между поколениями в усвоении и осмыслении своей традиционной этнокультуры, которое характеризуется пассивным отношением детей к своей этнической культуре. Одним из путей решения вопроса развития гражданской идентичности школьника как важной составляющей личности ребенка средствами предмета технологии является вовлеченность ребенка в изучение предмета, совместную деятельность и социальную практику.



7. Технология опыта

Целью моей работы по теме ««Формирование гражданской идентичности у учащихся 5-8 классов через приобщение к народным промыслам и ремеслам на уроках технологии» стало выявление наиболее эффективных форм работы, необходимых для патриотического воспитания школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Определенный опыт по формированию гражданской идентичности уже накоплен, отличительной чертой является его разнообразие.

К наиболее распространенным технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести: - коммуникативные (беседа, диспуты); - игровые (ролевая игра, деловая игра); - социально-деятельностные (технология коллективно-творческих дел, социальный проект).

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования, исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды.

К одной из них относится учебная деятельность. Она включает в себя уроки, экскурсии, лекции, семинары и т. д. Урок является основной формой организации образовательной деятельности. Для формирования гражданской идентичности большую роль играют уроки гуманитарного цикла, в том числе и технологии.

Главной целью этих занятий является: - создание базы для формирования гражданской идентичности личности, опирающихся на знание народных традиций и умение реализовать на практике свои художественные идеи.

В качестве основных задач на уроках ставится:

- приобщить детей к культурным традициям своего народа;

- раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

- сформировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, любви к народным традициям и стремлении их продолжать;

- воспитать в каждом ребенке уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семье, Родине.

Особый интерес у детей вызывает изучение раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». На этих занятиях учащиеся знакомятся и овладевают техникой и технологией изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, С одной стороны, учитывается в процессе обучения этнокультурный фактор, с другой – создаются условия для познания культуры народов, проживающих в России, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам и конфессиям.

К числу таких ремесел можно с полным правом отнести искусство вышивки и лоскутного шитья, насчитывающее немало столетий и интенсивно развивавшееся в России в самых разных общественных слоях. Этим занятием занимались не только крестьяне и городские жители, но и дочери царей и бояр, священников и купцов. Созданные ими изделия не только носили прикладной, хозяйственный характер, но и служили украшением жилищ, воспитывали эстетические представления, отвечавшие глубокой отечественной традиции. К сожалению, эта традиция в настоящее время в значительной мере ослабла, между тем вышивка и лоскутное шитье – это не только яркое художественное явление прошлого, но и сохраняющее значение современное средство развития личности ребёнка, его эстетических критериев.

  В сложившейся ситуации одной из важнейших функций образовательной деятельности является изучение, воспроизводство и развитие выдающихся образцов народного творчества, в которых нашли своё непосредственное воплощение исконные традиционные ценности русского народа.

За время исследования обучающимися была вышита целая коллекция изделий, которая пополнила наглядный материал кабинета технологии. В нее входят обереги, повязки, различные узоры, вышивки на деревенскую тематику. Прежде чем начать работу им пришлось познакомиться с историей вышивки разных народов: русской, украинской, белорусской и других народов. Дети совершили путешествие в историю отдельных вещей, чтобы понять смысл и функцию орнамента. Особый интерес вызвала обереговая функция, расположение орнаментальных узоров, сюжеты, которые вдохновили детей на самостоятельное изображение и творчество. Также они воспроизвели несколько узоров вышивки из коллекции старых вышитых вещей. Набор вышитых предметов дополняют рушники с русским орнаментом. Повязки с украинским, русским и белорусским орнаментом используются на различных мероприятиях как часть национального костюма.

В рамках экспериментальной площадки были проведены несколько семинаров, которые раскрывали механизмы формирования гражданской идентичности сельского школьника. Одним из мероприятий была «Молотицкая Ярмарка». Была проведена огромная работа по сбору информации. Дети добывали материал из разных источников. Посещали сторожил села, из уст которых они узнавали интереснейшие сведения о прошлом села. А именно о истории села, жизни и быте односельчан, традициях, играх и игрушках в которые играли дети, проводимых праздниках и обрядах, особенностях украшения одежды. Они разыскали мастеров-умельцев, чьи вещи (вышитые рубахи, подзоры, платки, вышитые рушники, занавески, лоскутные одеяла) вызвали у них большой интерес. А расположение орнаментальных узоров, их сюжеты побудили детей к самостоятельному изображению и творчеству. Дети стали непосредственными участниками в создании творческих продуктов для проведения Ярмарки.

Проведение мастер-классов стало неотъемлемой частью учебного процесса. Они регулярно проводятся на различных выставках, ярмарках, открытых занятиях, школьных мероприятиях. На нашей Ярмарке было проведено три мастер-класса по изготовлению народной игрушки и пасхальной открытки. Особенно популярны мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол.

Лоскутное шитье также привлекает девочек. Дети, подбирая по цвету и размеру маленькие пестрые кусочки тканей, тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о своих чувствах и настроениях, в известной мере отражают своё видение мира в целом. На практические занятия приглашаются родители - умельцы, которые демонстрируют процесс изготовления изделий, делятся с детьми секретами мастерства. Дети затем с интересом пробуют свои силы в создание образцов изделий декоративно-прикладного искусства.

Большую роль в приобщении девочек к народному декоративно-прикладному искусству, играет самостоятельная исследовательская работа по выбранной тематике. Это проектная деятельность. Дети вместе с родителями подбирают материал и затем реализуют задуманное на практике.

В современном мире, охватившем процесс глобализации чреватый культурным однообразием и упрощением, необходимо стремиться удержать национальные традиции, не дать общественному сознанию забыть о своих корнях, опереться в сегодняшнем дне на элементы национальной культуры, которые прочно связывают прошлое с настоящим.
Конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства будут способствовать более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности. В процессе обучения школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями, т.е. она имеет широкий спектр практического применения.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся, углублять свои знания по предмету и применять эти знания на практике позволяют занятия во внеурочное время. Мною разработаны и успешно реализуются рабочие программы кружка «Мастерская рукоделия» для детей 1- 4 классов и кружка «Рукодельницы» для учащихся 8-16 лет. Именно они приобщают их к национальной культуре, знакомят с историей народных традиций. Одним из эффективных способов развития творческих качеств личности является приобщение школьников к многообразной творческой деятельно­сти с выходом на конкретный продукт. Такими конкретными продуктами творческого труда для сельских школьников могут быть изделия традиционных народных ремесел.

Во внеурочное время учащиеся знакомятся и пытаются освоить различные виды ремесел, такие как вышивание, лоскутная техника, изготовление тряпичной куклы и другие.

Выбор именно этих видов творчества обусловлен интересами и возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Кроме того, материал, используемый в работе кружка, является общедоступным (бесплатным) и экологически чистым.

Для оценки достигнутого уровня развития творческих способностей детей я использую структурную таблицу А. С. Альтшуллера. С ней я знакомлю детей.

Таблица 1. Структурная схема процесса изобретательского творчества

Уровни

Выбор задачи

Выбор поис­ковой кон­цепции

Сбор информации

Поиск идеи решения


Развитие идеи в конструкцию


Внедрение





А

Б

В

Г

Д

Е

1


Использована готовая задача


Использована готовая поис­ковая концеп­ция

Использованы имеющиеся сведения


Использовано готовое решение


Использована готовая конструкция


Внедрена готовая конструкция


2


Выбрана одна из нескольких задач


Выбрана одна поисковая концепция из

Собраны сведения из нескольких источников

Выбрано одно из нескольких решений

Выбрана одна из нескольких конструкций

Внедрена модифика­ция готовой конструк­ции


3


Изменена исход­ная задача


Поисковая концепция из­менена при­менительно к условиям задачи


Собранная ин­формация из­менена примени­тельно к условиям задачи


Изменено известное решение


Изменена исходная конструкция


Внедрена новая конструкция


4


Найдена новая задача


Найдена новая поисковая концепция


Получены новые данные, относя­щиеся к задаче


Найдено новое решение


Создана новая конструкция


Конструкция примене­на по-новому


5


Найдена новая проблема


Найден новый метод


Получены новые данные, относя­щиеся к проблеме


Найден новый принцип


Созданы новые конструктивные принципы


Изменена вся система, в которую вошла новая конструкция


Уровень, который определился по методике Г. С. Альтшуллера показывает, что у учащихся наблюдается рост по мере усвоения программного материала.

(см. Таблицу 2. и диаграмму 1).

Таблица 2. Динамика роста творческих способностей участников кружка "Мастерская рукоделий»"

Год обучения

Уровень творческих способностей

1

2

3

4

5

первый год

53%

38%

9%

-

-

второй год

17%

17%

66%

-

-

третий год

-

18%

36%

28%

18%



Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей участников кружка «Мастерская рукоделий» по годам обучения.

Как видно из приведенных таблицы и диаграммы, в начале обучения наибольший процент учащихся, пришедших в кружок (53%) имеют первый - низкий уровень творческих способностей. Но в процессе работы в кружке их способности развиваются, и многие из них к концу обучения имеют третий (36%), четвертый (28%) и даже пятый уровень развития творческих способностей (18%).

В учебно-воспитательном плане предусматриваются мероприятия, которые направлены на повышение интереса учащихся к данному курсу:

  • Встречи и беседы с родителями учащихся, творческие мастерские, мастер-классы;

  • Включение в программу занятий «Зала Боевой Славы»;

  • Участие в  конкурсах и выставках на муниципальном и региональном уровнях;

  • Проведение экскурсий в краеведческий, исторический музеи.

  • Накопление чувственного опыта.

Сравнительная диагностика качества обученности учащихся 5 класса по предмету технология (до и после)



8. Результативность опыта

Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Показателями заинтересованности учащихся в изучении народных промыслов и ремесел, может служить активность участия в школьных, районных, областных, Всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Хотя результаты формирования гражданской идентичности покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к изучению мастерства своих предков, где они могут использовать полученные знания и умения.

В результате проведенной работы абсолютная успеваемость детей составляет 100%, качественная успеваемость 97% и средний бал 4,6.

Наблюдается положительная динамика уровня обученности и качества знаний.

Участвуя в конкурсах, олимпиадах различного уровня, мои ученики неоднократно становились победителями и призерами различных конкурсов, ярмарок и фестивалей.


Результаты 2013 – 2014 учебного года

- МБОУ «Молотицкая СОШ» победитель в конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Ой полна, полна моя коробочка», в номинации «Изделие в технике «вязание»;

- 1 место в районной школьной олимпиаде по технологии (девочки) - Антистова Яна, 8 класс;

- 2 место в районной школьной олимпиаде по технологии (девочки) – Демидова Анжела, 7 класс

Родина Полина – победитель регионального тура XI Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013» в номинации конкурса поделок и композиций из природного материала «Многообразие вековых традиций»;

Родина Полина – лауреат конкурса поделок из природного материала на XI Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета 2013»;

– 1 место в районном детском экологическом форуме «Зеленая планета» в номинации «Современность и традиции» Веденина Юлия, Кашицына Юлия, Сысоева Ксения

Диплом за активное участие в районном фестивале духовно-православных традиций «Славянка» в номинации «Тепло души и рук»;

- 1 место в районном творческом конкурсе «От сердца к сердцу» в номинации «Новогодняя игрушка» Родина Полина;

- 1 место в районном творческом конкурсе «От сердца к сердцу» в номинации «Новогодняя открытка» Малолетинкова Кристина;

- 1 место в районном конкурсе «Космическамя эра – 5»

в номинации «Панно, аппликация» Северина Дарья;

- 3 место в районном конкурсе «Космическамя эра – 5» в номинации «Панно, аппликация» Родина Полина;

- 1 место в межрайонном конкурсе-фестивале «Пасхальный подарок – 2013» -

в номинации «Пасхальный мешочек» Лукашевич Ольга;

- 1 место в районном конкурсе-фестивале «Пасхальный подарок – 2013» - в номинации «Вышивка» Орлова Татьяна;

- 1 место в районном конкурсе-фестивале «Пасхальный подарок – 2013» в номинации «Пасхальное яйцо» Чернышова Карина;

-1 место в районном конкурсе «Космическамя эра – 6» в номинации «Освоение глубин океана» Захарова Дарья;

- Победители в региональном туре на XII Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета 2014» в номинации «Многообразие вековых традиций» - конкурс отдельных поделок и композиций из природного материала Захарова Дарья и Ударьян Анна;

- МБОУ «Молотицкая СОШ» победитель в конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Ой полна, полна моя коробочка», в номинации «Изделие в технике «вязание»




2014 – 2015 уч. год

Творческий коллектив «Молотицкая СОШ» лауреат конкурса поделок из природного материала на XII Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета 2014» приуроченного к Году культуры в России

– 1 место в районном детском экологическом форуме «Зеленая планета - 2015» в номинации «Многообразие вековых традиции» - Корнева Анастасия;

- Диплом I степени регионального этапа детском экологическом форуме «Зеленая планета 2015» в номинации «Многообразие вековых традиции» - Корнева Анастасия;

- Диплом III степени в V Окружном фестивале детского декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость – 2015» - Корнева Анастасия (директор гимназии Архимандрид Кронид)

- 1 место в районной выставке изобретателей и рационализаторов учащихся в номинации «Лоскутная пластика» - 2015 – Корнева Анастасия


2015 – 2016 уч. год

- Грамота победителя в выставке декоративно-прикладного творчества в номинации «Изделие в технике «вязание» (уч-ся 10 класса);

- Диплом лауреата конкурса отдельных арт-объектов и композиций, являющихся иллюстрациями к литературным произведениям «Многообразие вековых традиций» XIII Международного экологического форума «Зеленая планета 2015», приуроченного к Году литературы (Корнева Анастасия «Зима»);

- 2 место в районной выставке «Зеркало природы 2015» в номинации «Природа и традиции»;

- 2 место в районной школьной олимпиаде по технологии (девочки) – Милентьева Анастасия, 8 класс

- 1 место в районной выставке «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла» в номинации «Декорирование предметов интерьера цветами из фоамирана» (Корнева Анастасия);

- 2 место в районной выставке «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла» в номинации Кукла «Кубышка-травница» (Чернышова К.);

(- 2 место в районной выставке «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла» в номинации Кукла «Тильда» (Трофимова П..);

- 1 место в областной выставке «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла» в номинации «Декорирование предметов интерьера цветами из фоамирана» (Корнева Анастасия).

9. Адресная направленность

Предлагаемая система может быть использована учителями технологии, трудового и профессионального обучения учреждений системы начального профессионального образования, во внеурочной работе ориентированными на воспитание конкурентоспособного рабочего, умеющего ориентироваться в окружающей среде, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Представленный опыт может быть использован при проведении уроков, семинаров, педагогических советов, конференций, мастер-классов, для организации внеурочной, проектной деятельности и социальной практики учащихся, для подготовки классных часов и родительских собраний.


10. Заключение

Результаты по формированию российской гражданской идентичности можно получить не сразу. Это процесс длительный. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.

Мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания, а значит, сам учитель должен быть творческой, патриотичной личностью. Если уроки, которые создает учитель, высокохудожественны и нравственны, и он проявляет себя как педагог и художник, то ученики ему поверят и будут всегда готовы к сотрудничеству.

Как результат моей работы я воспринимаю искренний интерес детей к народной культуре, их потребность обращаться к этому материалу не только на уроке, но и за его пределами. Свидетельством того служат творческие работы учеников, их желание сохранять народные традиции, традиции своей семьи и возросшее в них чувство гордости за свой народ, за свое Отечество.



11. Литература

  1. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся/ Школа и производство – 2002. - №3 – С.34-36.

  2. Барадулин, В.А. Возрождение художественных ремесел / В.А. Барадулин // Школа и производство – 2001. - №2 – С.35-36.

  3. Брагин В. Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся / Школа и производство – 2000. - №7 – С.21-26.

  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144 с.

  5. Громкова М.Т. Образование – стимул саморазвития личности / М.Т. Педагогогика. 1993. -№3. С. 21-25.

  6. Ильенков Б.В. Что же такое личность/ Б.В. Ильенков // С чего начинается личность. П., 1979. – 112 с.

  7. Калошина И.П. Структура и механизмы нормативной творческой деятельности / И.П. Калошина. - Л., 1933. – 156 с.

  8. Котряхов Н.В. Педагоги-реформаторы о роли ручного труда. Школа и производство – 1995. - №1 – С.14-17.

  9. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. Учебное издание / Ред. Г.В. Колесникова. – И.: Просвещение, 1992. – 161 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!