СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления обучающихся на факультативных занятиях.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления обучающихся на факультативных занятиях.»

Формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления обучающихся на факультативных занятиях.

Орлова Лариса Васильевна

учитель физики,

высшая категория, учитель-методист

Муниципальная образовательная организация

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 города Кировское»



 Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

В Государственном стандарте общего образования в качестве основных задач модернизации образования ДНР названы «повышение его доступности, качества и эффективности».

Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. В Концепции модернизации образования ДНР подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и умений, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Технологические идеи в образовании и педагогике не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказывал еще Я. А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», т. е. таким, что все, чему учат, стало бы иметь успех. Таким образом, сформулирована важнейшая идея технологий — гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной».

Таким образом, вырисовывается оригинальный модуль:

задача – способы – критерии их применения – итог.

Это ядро всякой технологии в образовании. В последующем составляющие педагогической технологии возможно отыскать в работах Песталоцци.

В основе технологического подхода лежат доктрина учебной работы и деятельностный подход в обучении (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в последнее время все более сочетается с концепцией личностно нацеленного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д. Смирнов и др.).

Для создания целостной системы школьного образования естественных наук очень важно обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности через факультатив. Отслеживание преемственности в идеале «урок-факультатив» возможно при составлении календарно-тематического планирования факультатива, где можно отвести дополнительную колонку с указанием количества часов, отведенных на урок по данной теме. Особенно это удобно, если учитель работает по программе изучения отдельных разделов физики на повышенном уровне. Важным моментом в организации преемственности является сравнение урока и факультативного занятия. Это можно сделать на основе таблицы.

Сравнение урока и факультатива предметной направленности



Параметры сравнения

Организационные формы обучения


урок

факультатив

Статус в общем плане

Обязательные занятия

Занятия по выбору

Целевой ориентир

Подготовка на уровне образовательного стандарта по предмету

Подготовка по предмету на повышенном уровне

Уровень учебной мотивации

Разный (от высокого до неприятия)

Как правило высокий

Программы и учебные пособия

Государственные программы, учебные пособия в наличии

Государственные программы, учебных пособий недостаточно

Оценивание учебных достижений учащихся

Пятибалльная система оценивания

Безотметочное обучение, качественная оценка результата, самооценка

Время проведения

В основной сетке часов по расписанию

После уроков, часто наложения с другими занятиями, внеклассными мероприятиями



С целью углубления и расширения знаний, улучшения трудовой и политехнической подготовки, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.

Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение учебных предметов, основываясь на обязательных школьных курсах. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями.

Факультативы служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки, знакомят учащихся с научными методами исследования .

По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования) можно выделить такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логики, второго иностранного языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (машинопись, стенография, программирование и др.); межпредметные факультативы (например, курс «Единство материального мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и биологии).

Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже понять окружающий мир, узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в определенных отраслях производства. Межпредметные факультативы по физике, математике, химии, биологии и трудовому обучению, кроме того, вооружают школьников политехническими знаниями, умениями и навыками, знакомят учащихся с новыми открытиями.

Каждый из видов факультативов может подразделяться в зависимости от дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные факультативные занятия.

Организация и методика факультативных занятий

Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимущество оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к предмету. Обычно это связано с выбором профессии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса - способности, потребности, прикладные умения и навыки.

Решение задач факультативных курсов требует разнообразия форм и методов обучения, способствующих подготовке школьников к самостоятельной учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в изучении курса, сознательно относятся к учению. Можно ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских занятиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным работам, изготовленных приборов и установок, учитываются оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, неправильных способов действия. Поэтому обязательным структурным элементом теоретических и практических факультативных занятий является обсуждение результатов работы учащихся.

Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства, творческой деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности заниматься разными видами исследовательской учебной деятельности - конструктивной, моделирования, решения прикладных задач, проведения экспериментов и опытов, теоретического поиска. Исследовательская деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усвоение методов науки и опыта творческой деятельности, глубокое осмысление и запоминание знаний.

Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в полтора - два раза больше, чем при изучении обязательных предметов

Руководство деятельностью учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Занятия с небольшим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-технического прогресса, особенности современного производства, его запросы.

Внеклассная работа по физике решает такие задачи: закрепление знаний, полученных на уроках, через выполнение конкретных практических работ, изучение возможностей компьютера и программных средств с целью приобретения умения:

а) определять, возможно ли выполнение конкретной задачи на компьютере;

б) выбирать наиболее подходящее программное обеспечение для конкретной работы;

в) разработки общего алгоритма выполняемой работы;

г) изучение новых программных средств, необходимых для выполнения практических работ, изучение работы с внешними устройствами и обслуживающими программами, необходимыми для работы (модем, сканер, принтер и т.д.).

Благодаря внеклассной работе по физике углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально - ценностное отношение к миру и к себе.



Список использованных источников


1. Внеурочные учебные занятия // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.152

2. Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981. - 328с.

3. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47 - 49.

4. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под ред. Онищука В.А. - К.: Род. шк.,1987. - 351 с.

5. Златопольский Д.ИВнеклассная работа по физике. Сборник заданий. //Информатика. 2000. №37, №38, №40;2001. №20.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 2 - е изд., переработанное и дополненное. - М.: Высш. шк., 1990. - 576с.

9. Цветкова З.М. - Особенности факультативных занятий для старшеклассников. - М.: Высшая школа,1983. - 98с.

10. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 - 117с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!