Формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления обучающихся на факультативных занятиях.
Орлова Лариса Васильевна
учитель физики,
высшая категория, учитель-методист
Муниципальная образовательная организация
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 города Кировское»
Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
В Государственном стандарте общего образования в качестве основных задач модернизации образования ДНР названы «повышение его доступности, качества и эффективности».
Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. В Концепции модернизации образования ДНР подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и умений, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Технологические идеи в образовании и педагогике не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказывал еще Я. А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», т. е. таким, что все, чему учат, стало бы иметь успех. Таким образом, сформулирована важнейшая идея технологий — гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной».
Таким образом, вырисовывается оригинальный модуль:
задача – способы – критерии их применения – итог.
Это ядро всякой технологии в образовании. В последующем составляющие педагогической технологии возможно отыскать в работах Песталоцци.
В основе технологического подхода лежат доктрина учебной работы и деятельностный подход в обучении (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в последнее время все более сочетается с концепцией личностно нацеленного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д. Смирнов и др.).
Для создания целостной системы школьного образования естественных наук очень важно обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности через факультатив. Отслеживание преемственности в идеале «урок-факультатив» возможно при составлении календарно-тематического планирования факультатива, где можно отвести дополнительную колонку с указанием количества часов, отведенных на урок по данной теме. Особенно это удобно, если учитель работает по программе изучения отдельных разделов физики на повышенном уровне. Важным моментом в организации преемственности является сравнение урока и факультативного занятия. Это можно сделать на основе таблицы.
Сравнение урока и факультатива предметной направленности
Параметры сравнения | Организационные формы обучения |
| урок | факультатив |
Статус в общем плане | Обязательные занятия | Занятия по выбору |
Целевой ориентир | Подготовка на уровне образовательного стандарта по предмету | Подготовка по предмету на повышенном уровне |
Уровень учебной мотивации | Разный (от высокого до неприятия) | Как правило высокий |
Программы и учебные пособия | Государственные программы, учебные пособия в наличии | Государственные программы, учебных пособий недостаточно |
Оценивание учебных достижений учащихся | Пятибалльная система оценивания | Безотметочное обучение, качественная оценка результата, самооценка |
Время проведения | В основной сетке часов по расписанию | После уроков, часто наложения с другими занятиями, внеклассными мероприятиями |
С целью углубления и расширения знаний, улучшения трудовой и политехнической подготовки, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.
Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение учебных предметов, основываясь на обязательных школьных курсах. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями.
Факультативы служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки, знакомят учащихся с научными методами исследования .
По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования) можно выделить такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логики, второго иностранного языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (машинопись, стенография, программирование и др.); межпредметные факультативы (например, курс «Единство материального мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и биологии).
Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже понять окружающий мир, узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в определенных отраслях производства. Межпредметные факультативы по физике, математике, химии, биологии и трудовому обучению, кроме того, вооружают школьников политехническими знаниями, умениями и навыками, знакомят учащихся с новыми открытиями.
Каждый из видов факультативов может подразделяться в зависимости от дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные факультативные занятия.
Организация и методика факультативных занятий
Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимущество оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к предмету. Обычно это связано с выбором профессии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса - способности, потребности, прикладные умения и навыки.
Решение задач факультативных курсов требует разнообразия форм и методов обучения, способствующих подготовке школьников к самостоятельной учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в изучении курса, сознательно относятся к учению. Можно ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских занятиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным работам, изготовленных приборов и установок, учитываются оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, неправильных способов действия. Поэтому обязательным структурным элементом теоретических и практических факультативных занятий является обсуждение результатов работы учащихся.
Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства, творческой деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности заниматься разными видами исследовательской учебной деятельности - конструктивной, моделирования, решения прикладных задач, проведения экспериментов и опытов, теоретического поиска. Исследовательская деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усвоение методов науки и опыта творческой деятельности, глубокое осмысление и запоминание знаний.
Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в полтора - два раза больше, чем при изучении обязательных предметов
Руководство деятельностью учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Занятия с небольшим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-технического прогресса, особенности современного производства, его запросы.
Внеклассная работа по физике решает такие задачи: закрепление знаний, полученных на уроках, через выполнение конкретных практических работ, изучение возможностей компьютера и программных средств с целью приобретения умения:
а) определять, возможно ли выполнение конкретной задачи на компьютере;
б) выбирать наиболее подходящее программное обеспечение для конкретной работы;
в) разработки общего алгоритма выполняемой работы;
г) изучение новых программных средств, необходимых для выполнения практических работ, изучение работы с внешними устройствами и обслуживающими программами, необходимыми для работы (модем, сканер, принтер и т.д.).
Благодаря внеклассной работе по физике углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально - ценностное отношение к миру и к себе.
Список использованных источников
1. Внеурочные учебные занятия // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.152
2. Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981. - 328с.
3. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47 - 49.
4. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под ред. Онищука В.А. - К.: Род. шк.,1987. - 351 с.
5. Златопольский Д.И. Внеклассная работа по физике. Сборник заданий. //Информатика. 2000. №37, №38, №40;2001. №20.
8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 2 - е изд., переработанное и дополненное. - М.: Высш. шк., 1990. - 576с.
9. Цветкова З.М. - Особенности факультативных занятий для старшеклассников. - М.: Высшая школа,1983. - 98с.
10. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 - 117с.