СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной культуры младшего школьника через информационно-образовательную среду начальной школы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составной частью информационной культуры является информационная грамотность которая является синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного, коммуникативного компонентов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры младшего школьника через информационно-образовательную среду начальной школы»

Формирование информационной культуры младшего школьника через информационно-образовательную среду начальной школы



Современное информационное общество, требует формирования нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся информационным реалиям окружающего мира. В сложившейся ситуации значимым становится наличие у личности должного уровня информационной культуры, которая, с одной стороны, формируется в результате повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации, а с другой стороны, этот процесс должен структурироваться, организовываться и направляться системами обучения и воспитания и, следовательно, должен быть непрерывным.

В младшем школьном возрасте происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому именно в этот период представляет особой важность для формирования информационной культуры личности.

Составной частью информационной культуры является информационная грамотность которая является синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного, коммуникативного компонентов.


Содержание этих компонентов определяется:

    • формированием представления об окружающем мире как об информационном пространстве;

    • ценностным отношением к информации;

    • общими представлениями о базовых понятиях в области информатики;

    • практической реализации этих знаний в применении;

    • овладением коммуникативными средствами при работе с информацией.


Необходимость проектирования информационно-образовательной среды в условиях начальной школы:

  1. усиление роли учащегося как полноценного субъекта учебной деятельности и собственной жизни;

  2. развитие у ребенка качеств самоорганизующегося субъекта информационной деятельности (самостоятельности в целеобразовании, планировании, осуществлении и оценивании собственной деятельности; способности к выбору средств, способов, формы этой деятельности);

  3. актуализация субъектного опыта ребенка в учебной деятельности;

  4. легализация субъектного опыта учащегося, представленного как результат целенаправленного обучения, так и слитного взаимодействия с миром людей, с целью оказания помощи в его осмыслении;

  5. преодоление излишней теоретизации обучения.

Конечной целью функционирования информационно-образовательной среды является подготовка учащихся к самостоятельному взаимодействию с ее естественным информационным аналогом.

Интеграция предметных образовательных областей как аналогов естественных профессиональных сред, связанных со способами научного освоения мира и образовательной области информатики является важнейшей составляющей информационно-образовательной среды.

Связь понятий информатики с изученным материалом основных предметов начальной школы позволит гораздо лучше воспринимать и запоминать новую информацию, так как ее представление опирается на опыт и уже имеющиеся знания ребенка.

Анализа тематического планирования основных предметов начальной школы и их взаимообусловленность с традиционными темами информационно-компьютерной области позволил понять, что структура содержания образовательной области информатики для начальной школы должна представлять собой своеобразную «проекцию» соответствующей образовательной области для средней школы, быть достаточно хорошо сопряженной с этой областью по структуре, проблематике и терминологии.

Благодаря тому, что учитель создает условия для целенаправленного переноса знаний учениками, с одних уроков на другие, так как в младшем школьном возрасте ребенка интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Тем самым вызывается у ребенка потребность в усваиваемых знаниях, что активизирует развитие его познавательных способностей.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!