Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры младшего школьника через информационно-образовательную среду начальной школы»
Формирование информационной культуры младшего школьника через информационно-образовательную среду начальной школы | |
Современное информационное общество, требует формирования нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся информационным реалиям окружающего мира. В сложившейся ситуации значимым становится наличие у личности должного уровня информационной культуры, которая, с одной стороны, формируется в результате повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации, а с другой стороны, этот процесс должен структурироваться, организовываться и направляться системами обучения и воспитания и, следовательно, должен быть непрерывным.
В младшем школьном возрасте происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому именно в этот период представляет особой важность для формирования информационной культуры личности.
Составной частью информационной культуры является информационная грамотность которая является синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного, коммуникативного компонентов.
Содержание этих компонентов определяется:
формированием представления об окружающем мире как об информационном пространстве;
ценностным отношением к информации;
общими представлениями о базовых понятиях в области информатики;
практической реализации этих знаний в применении;
овладением коммуникативными средствами при работе с информацией.
Необходимость проектирования информационно-образовательной среды в условиях начальной школы:
усиление роли учащегося как полноценного субъекта учебной деятельности и собственной жизни;
развитие у ребенка качеств самоорганизующегося субъекта информационной деятельности (самостоятельности в целеобразовании, планировании, осуществлении и оценивании собственной деятельности; способности к выбору средств, способов, формы этой деятельности);
актуализация субъектного опыта ребенка в учебной деятельности;
легализация субъектного опыта учащегося, представленного как результат целенаправленного обучения, так и слитного взаимодействия с миром людей, с целью оказания помощи в его осмыслении;
преодоление излишней теоретизации обучения.
Конечной целью функционирования информационно-образовательной среды является подготовка учащихся к самостоятельному взаимодействию с ее естественным информационным аналогом.
Интеграция предметных образовательных областей как аналогов естественных профессиональных сред, связанных со способами научного освоения мира и образовательной области информатики является важнейшей составляющей информационно-образовательной среды.
Связь понятий информатики с изученным материалом основных предметов начальной школы позволит гораздо лучше воспринимать и запоминать новую информацию, так как ее представление опирается на опыт и уже имеющиеся знания ребенка.
Анализа тематического планирования основных предметов начальной школы и их взаимообусловленность с традиционными темами информационно-компьютерной области позволил понять, что структура содержания образовательной области информатики для начальной школы должна представлять собой своеобразную «проекцию» соответствующей образовательной области для средней школы, быть достаточно хорошо сопряженной с этой областью по структуре, проблематике и терминологии.
Благодаря тому, что учитель создает условия для целенаправленного переноса знаний учениками, с одних уроков на другие, так как в младшем школьном возрасте ребенка интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Тем самым вызывается у ребенка потребность в усваиваемых знаниях, что активизирует развитие его познавательных способностей.
2