СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интонационной выразительности речи школьников Речевое развитие детей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);

Формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи – способов словообразования);

Развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение) формирование  представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму).

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Задачи речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);

Формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи – способов словообразования);

Развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение) формирование  представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму).

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Задачи речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);

Формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи – способов словообразования);

Развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение) формирование  представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму).

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Задачи речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);

Формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи – способов словообразования);

Развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение) формирование  представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму).

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Задачи речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);

Формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи – способов словообразования);

Развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение) формирование  представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму).

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.v

Просмотр содержимого документа
«Формирование интонационной выразительности речи школьников Речевое развитие детей»



Государственное бюджетное образовательное учреждение «Комплексный реабилитационно-образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения»















Формирование интонационной выразительности речи школьников

Речевое развитие детей





























2023-2024г

Формирование интонационной выразительности речи школьников

Речевое развитие детей

Цель речевого развития детей школьного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Задачи речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);

Формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи – способов словообразования);

Развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение) формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму).

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Огромную роль в речи играет интонация. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают. Чтобы ребенок осознал, понял и научился говорить выразительно, необходима систематическая работа по развитию следующих просодических компонентов:

Дыхание

Развитие чувства ритма

Голос

Интонация и логическое ударение

Тренировка дикции (скороговорки)

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия на них действует также, как и музыка» В. Г. Белинский- Виссарион Григорьевич ( великий литературный критик).

Как по разному дети читают стихи! Один – монотонно, вяло. Другой – громко, эмоционально и неестественно. А третий - с живой, четкой выразительностью. В непосредственно образовательной деятельности и в режимные моменты воспитатель должен постоянно использовать разные методы и приемы для развития интонационной выразительности речи у детей.

К средствам интонационной выразительности речи относятся:

темп (медленный, средний, быстрый);

ритмический рисунок;

высота и сила голоса;

интонационная окраска речи;

логическое ударение во фразе.

При этом, читая и заучивая стихи с малышами , мы решаем следующие задачи:

укрепление памяти;

выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности;

развитие творческих способностей ребенка;

расширение кругозора;

воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. д.)

Важнейшие интонационные характеристики:

Интонация - сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так например есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время, как написать это слово можно 1 раз.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Мелодика – движение голоса по высоте, т.е. скольжение его от основного тона вверх и вниз. Это придает речи различные оттенки:

мягкость, нежность, певучесть, позволяет избежать монотонности. Мелодику создают гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Темп - скорость речевого высказывания, или скорость протекания речи во времени : ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. При этом артикуляция звуков ухудшается, иногда выпадают отдельные слоги, звуки. Работа воспитателя направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи;

Пауза – временная остановка речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания;

Высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот;

Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов в зависимости от смысла высказывания;

Фразовое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов в зависимости от смысла высказывания;

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;

Тембр – эмоционально – экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Работа по выразительности речи должна планироваться с младшего дошкольного возраста. У детей младшей группы мы начинаем формировать простейшие образно- выразительные умения (учим имитировать характерные движения сказочных героев, подражать голосам знакомых птиц и животных, повторять за взрослым отдельные слова из художественного произведения). Именно в этом возрасте (раннем) выразительность речи у малышей непроизвольно эмоциональная, т.е. строящаяся на эмоциях. И мы, передавая детям произведение, должны быть эмоциональны, использовать яркую и выразительную наглядность (картинки, игрушки, музыка). А уже далее, к концу третьего года жизни выразительность речи переходит к интонационно – речевой, так как у ребенка развита речь. Подводя детей к показу театрального представления, мы формируем навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности.

В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др). проявлять творческую инициативу при чтении наизусть и пересказе, оценивать выразительность речи других.

Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами выразить свои мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Работа по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех НОД, включаться во все режимные моменты, начиная с прихода ребенка в детский сад.

Важным аспектом приобретения навыков интонационной выразительности речи также является разговорная практика ребенка.

Это значит, что разговаривать с ребенком надо чаще, просить его высказываться на какие – либо темы, читать книги и сказки, это поможет ему совершенствовать словарный запас.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов, их понимания и произвольного употребления.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Наиболее эффективны в решении задач формирования интонационной выразительности речи: театрализованная деятельность; логоритмика; игровые упражнения для развития интонационной выразительности; использование фольклорного материала (потешки, скороговорки).

Таким образом, существует множество способов, методов и приемов формирования выразительности речи. Все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей.

Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребенка, значительно облегчает ему общение, обеспечивает ребенку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной внутренней речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Поэтому педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!