«Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Полдневская СОШ»
Носалева Т.Н.
" Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
- Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
«Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».
Ключевые компетенции
математическая
информационная
коммуникативная
продуктивная
социальная
автономизационная
нравственная
· Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета .
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите и x учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Формы работы на уроке:
Разноуровневые
задания
Работа в парах, группах
Творческие задания
Проектная деятельность
Творческая мастерская
Исследовательская работа
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Возможности исследовательской работы неограниченны.
В рамках элективного курса «Секреты словообразования» ( 8 класс) появилась «Словообразовательная сказка», которая сочетает в себе элементы проектной деятельности и жанра сказки. Эту работу можно использовать как методическое пособие при знакомстве с темой «Словообразование» в начальной школе.
Традиционно учащиеся 5, 6 классов пишут сочинение: «Как я провел лето». Мы пишем их не в тетрадях, а на альбомных листах, делая рисунки к сочинениям. Затем все работы оформляются в альбом «Летние радости»
Содержание работы с учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. На уроках русского языка и литературы я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными и своеобразными формами работы, такими как:
- дискуссии и диалоги;
- творческие задания;
- семинары, практикумы;
- игровые задания, ребусы, викторины.
Как правило, большой интерес у учащихся вызывает изучение лексики и фразеологии. Изучение фразеологии позволяет осуществлять межпредметные связи, развивает кругозор учащихся.
Совместно с учителем информатики на областном семинаре был проведен интегрированный урок «Фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые выражения»
Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы ну уроках детям было интересно. Можно говорить о разных технологиях, но мне хотелось бы сказать несколько слов о таких простых орфографических играх, как «ЛОТО», «ДОМИНО». Дети не только оценивают свои знания по предмету, но и учатся работать в паре, группе.
«ЛОТО»
Старый
Новый
Активно
Мириться
Начало
Пассивно
Ссориться
Веселый
Конец
Грустный
Спрашивать
Отвечать
При подготовке к сочинениям я использую когда – то прочитанную мною методику «Пишу и зачеркиваю». Пишу на доске, например, глаголы: стоят, лежат, идут, висят…и зачеркиваю их. Даю детям установку, что данные слова не использовать в сочинении, тогда появляются такие выражения:
- люстра подмигивает то красным, то синим цветом;
- книги улыбаются с полки шкафа;
- нога утопает в мягком ковре;
- солнечные блики играют на стене…
Чтобы привлечь внимание учащихся к предмету даю нестандартные темы для творческих работ. Например, интересно было детям писать на такие темы:
- «О чем думает зеленый лист, покрытый снегом»
- «О чем думает вода, кипящая в чайнике»
- «О чем думает снежинка..»
- «Мысли уставшего ученика»
стараюсь использовать современные приемы рефлексии: «верно-неверно», кластеры,логические цепочки, синквейны…
- Глагол
- Живой и яркий
- Работает, знает, говорит.
- Важнейшая часть речи
- Действие
- Предложение
- Простое и сложное
- Спрашивает, побуждает, восклицает
- Синтаксическая единица
- Важная
Штольц.
- Друг.
- Настойчивый, целеустремлённый.
- Учится, действует, работает.
- Пытается воздествовать на Обломова.
- Антипод.
- Обломов
- Герой романа
- Ленивый , добрый
- Лежит, бездействует, мечтает
- Боится сделать «лишний шаг»
- Обломовщина
Внеклассная работа:
Олимпиады
Факультативы
Творческие конкурсы
Проектная деятельность
Кружки по интересам
Неделя русского языка и литературы
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы. (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки)
Конкурс чтецов
Турнир знатоков
Викторина по сказкам
Лингвистический ринг
Проба пера «МОИ МЕЧТЫ»
Мои мечты
Небесные своды
Далекие страны
Хочу покорять я
Моря, океаны.
Хотел быть пиратом
Как Джек Воробей
Чтоб Джек бы сказал мне
Мой друг не робей.
Мечтаю я управлять
Черным кораблем «Жемчужина»
И острова покорять
С командою дружною.
Лебедев Александр
Мои мечты.
О чем мечтаю я сейчас?
О небе голубом.
Ведь из- за тучек дождевых
Не видно ничего.
Хочу учиться хорошо,
Читать побольше книг.
Достичь чего-то для того,
Чтобы хотелось жить.
Хочу, чтобы добрей был мир,
И люди в нем добрей.
И чтобы для людей вампир
не был большой злодей.
Мечтаю кубок выиграть
По бегу и прыжкам.
Гордилась мной семья,
и знали все меня
Таранова Анжелика
- В этом году дети приняли участие в международном литературном конкурсе «Купель» 2015-2016 по произведениям А. Костюнина. Учащиеся участвовали в номинации «Оригинальная расшифровка аббревиатуры»:
- КВН – Ковчег Великого Ноя
- РФ – Русский фастфуд
- ГИА –Главный идиот Америки
- ОГЭ – Объединение голодных эмигрантов
- ПТУ – пансионат тайных убийц
- КПСС – краеведческий питомник служебных собак
- КПСС – как получить свой статус
- ООН- остров огненных ночей
- ФБР – Федерация белых роботов
- Иллюстрация к рассказу Александра Костюнина «Вальс под гитару»
« Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не лейтенант, как на строгой фотографии в документах. Он генерал. Седой весь.»
- Иллюстрация к рассказу Александра Костюнина «Воздушный змей»
«Мыться я не любил: невыносимый жар в парилке, обжигающие доски с раскалёнными шляпками гвоздей, щипучее мыло, жёсткая мочалка! Не знаешь, как одеться: нижнее бельё противно липнет к влажному телу.»
Спасибо за внимание!