СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

По результатам исследования PISA большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся 15-летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школы в области математики. Согласно  Леонтьеву, под этой грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность” — “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики»

Доклад

Формирование ключевых компетенций учащихся

на уроках математики

Учитель математики Иванова Е.В.

По результатам исследования PISA большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся 15-летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школы в области математики. Согласно Леонтьеву, под этой грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность” — “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Для  формирования ценностно-смысловой компетенции при  проведении урока стараюсь, чтобы  ученик  четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Для развития этого вида компетентности применяю следующие приемы: - Перед изучением новой темы рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем» Иногда  предоставляю ученикам  самостоятельно изучить  параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства,  установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя;
- Использую тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин,  тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
- Вовлекаю учащихся  в  предметные олимпиады, которые  включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
- Предлагаю ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
Что касается формирования общекультурной компетенции, то многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине.  На первый взгляд, довольно трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако, возможно использование задач со скрытой информативной частью. Например: «Известно, что ученик 5–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. - для формирования грамотной, логически верной речи использую  устные  математические  диктанты, включающие  задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов и др. -во время устной работы всегда слежу за грамотностью речи учеников - использую исторический материал при подготовке к урокам.
Становлению учебно-познавательной компетенции способствует проведение проверочных работ в форме теста, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Особенно эффективно данный вид компетентности  развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач. А также при ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиям не сообщаю знания в готовом виде, побуждаю  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов.

Для развития информационной компетенции использую задачи, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков - использую  задачи  прикладного характера. Вследствие чего  у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.


При формировании коммуникативной компетенции применяю
- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением.
-использую Задание: объясните, в чем ошибка;
- использую работу в парах, например: рассказать соседу по парте правило, определение

- сдачу различных устных зачетов.

При формирование социально-трудовой компетенции использую задания на устный счёт Таким образом, у детей развивается способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. Доказано, что если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.


При формировании компетенции личного самосовершенствования
использую задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. Например,  быстро решаю уравнение (умышленно допуская ошибку).  Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке,  развитие навыков критического отношения к результатам вычислений.
Кроме того разбираем решение задачи различными способами.
Также для развития компетенции личностного самосовершенствования даю задания по нескольким уровням сложности, выбор уровня определяется самим учеником.



Применение этих приемов на уроках дает повышение мотивации к предмету математика, осознание значимости данного предмета при решении «жизненных задач», повышение уровня сформированности ключевых компетенций

Таким образом, я изложила свои варианты реализации ключевых образовательных компетенций на уроках математики. Предложенные разработки могут быть модернизированы, изменены или дополнены. Всё зависит от уровня готовности учителя и учеников класса к реализации компетентностного подхода в своей учебной деятельности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!