СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.

Что такое компетенция? Существует  несколько трактовок термина:

1.  Компетенция – от латинского compete – «добиваться».

2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).

3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Я остановлюсь на следующем определении (своем):

Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.

Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:

-   овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:

-   компетентностное развитие педагога;

-   демонстрация учителем собственного    компетентного поведения;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.

Коммуникативная компетенция объединяет:

1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;

2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.

5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.

 

Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.

 

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.

Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду  на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!», урок развития речи в 5 классе «Музыкальный пейзаж».

Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.

На уроках применяю следующие технологии:

  • Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
  • Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
  • Диалог культур (В.С.Библер);
  • Информационные технологии (А.А.Хуторской);
  • Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
  • Технология коллективного обучения;
  • Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.

- методы:

Словесные:

  • Объяснение;
  • Рассказ;
  • Работа с печатным словом (книгой);
  • Изложение;
  • Повествование;
  • Описание;
  • Проблемное изложение;
  • Беседа;
  • Инсценировка;
  • Познавательный спор. Наглядные:
  • Иллюстрации;
  • Демонстрация;
  • Презентация. Практические:
  • Упражнения;
  • Решение лингвистических задач;
  • Сочинения разных жанров.
  • Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);
  • Методы стимулирования интереса к учению.

        Приемы:

  • Выразительное чтение учителя;
  • Комментированное чтение;
  • Работа со словом (ассоциации);
  • Пересказ(сжатый, подробный);
  • Слушание текста;
  • Заучивание;
  • Работа с заголовком;
  • Чтение по ролям;
  • Обучение анализу;
  • Продолжить фразу;
  • Подобрать цитаты;
  • Составление конспекта;
  • Составление плана;
  • Составление сценария;
  • Обзорная лекция;
  • Ответы на вопросы с привлечением материала;
  • Подбор аргументов.
  • Убеждение.  

 Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.

 Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.

 

Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.

Больше всего люблю педагогические мастерские: мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские письма, сотрудничества, интерпретации текста. Они, я считаю, нужны как воздух и детям, и взрослым, потому что позволяют «переварить» огромное количество точек зрения на какую-то проблему и выработать свою. Мастерская как будто специально создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время пережил то, что человечество нарабатывало веками через падения и взлеты, радости и потери, боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми понятиями, знаниями. Например, урок-мастерская в 7 классе «Лошадь тоже человек» по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».

       На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, коллективные, групповые, парные.

       Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, учащиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят. Ученики с большим удовольствием с 5 по 11класс ведут дневники чтения, что стало уже традицией.

      На уроке предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, синквейны, изображения своих мыслей в музыке, цвете, символе.

      Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.

       Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.

       Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.

       Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», тематических вечеров, например «Имена собственные» для 8-9классов, учащиеся 8 класса с удовольствием играли в сценке «Детективная история с прологом и эпилогом, с кражей-пропажей и даже с моралью», а затем провели беседу по этимологии для 4 класса.

       У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.

       Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Счастливы случай», КВН; в форме устных познавательных журналов; конкурсов. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.

      Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом пишут дети научно-исследовательские работы, защищают их. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.

      Чтобы помочь учащимся овладеть понятием «Культура речевого этикета», усвоить усвоить основные правила русского речевого этикета, я работаю в 9 классе по программе элективного курса «Речевой этикет». Формы организации работы носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, практикумы, проектная деятельность. Занимаюсь с ребятами научно-исследовательскими работами по языкознанию и литературоведению.  В 5 классе провожу занятия предметного кружка «Русская речь». В этом году я начала работу по возрождению школьной газеты «ШАР». Учащиеся 9, 10 классов посещают школу журналистики в Алданской гимназии.

В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности учащихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную. Награждаю жетонами, отличительными знаками, сертификатами, оформляю благодарственную запись ученикам и родителям. Все это помогает добиться высоких результатов.

 

В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).

Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..

А пока…Когда после уроков в классе наступает тишина, я пишу новые конспекты, подбираю литературу, думаю, что скажу Валере, Лене, Павлу, Денису, Яне… Сам собой возникает вопрос: все отдай и ничего взамен? Ответ однозначен: я получаю больше, чем отдаю. Иные из нас и за всю жизнь не испытали бы острого чувства любви, не узнали бы, что такое нежность, заливающая сердце, если бы не дети…

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах»



Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.

Что такое компетенция? Существует несколько трактовок термина:

1. Компетенция – от латинского compete – «добиваться».

2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).

3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Я остановлюсь на следующем определении (своем):

Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.

Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:

- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:

- компетентностное развитие педагога;

- демонстрация учителем собственного компетентного поведения;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.

Коммуникативная компетенция объединяет:

1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;

2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.

5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.



Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.



Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.

Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!», урок развития речи в 5 классе «Музыкальный пейзаж».

Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.

На уроках применяю следующие технологии:

  • Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);

  • Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);

  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);

  • Диалог культур (В.С.Библер);

  • Информационные технологии (А.А.Хуторской);

  • Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).

  • Технология коллективного обучения;

  • Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.

- методы:

Словесные:

  • Объяснение;

  • Рассказ;

  • Работа с печатным словом (книгой);

  • Изложение;

  • Повествование;

  • Описание;

  • Проблемное изложение;

  • Беседа;

  • Инсценировка;

  • Познавательный спор.

Наглядные:

  • Иллюстрации;

  • Демонстрация;

  • Презентация.

Практические:

  • Упражнения;

  • Решение лингвистических задач;

  • Сочинения разных жанров.

  • Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);

  • Методы стимулирования интереса к учению.

Приемы:

  • Выразительное чтение учителя;

  • Комментированное чтение;

  • Работа со словом (ассоциации);

  • Пересказ(сжатый, подробный);

  • Слушание текста;

  • Заучивание;

  • Работа с заголовком;

  • Чтение по ролям;

  • Обучение анализу;

  • Продолжить фразу;

  • Подобрать цитаты;

  • Составление конспекта;

  • Составление плана;

  • Составление сценария;

  • Обзорная лекция;

  • Ответы на вопросы с привлечением материала;

  • Подбор аргументов.

  • Убеждение.



Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.

Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.



Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.

Больше всего люблю педагогические мастерские: мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские письма, сотрудничества, интерпретации текста. Они, я считаю, нужны как воздух и детям, и взрослым, потому что позволяют «переварить» огромное количество точек зрения на какую-то проблему и выработать свою. Мастерская как будто специально создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время пережил то, что человечество нарабатывало веками через падения и взлеты, радости и потери, боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми понятиями, знаниями. Например, урок-мастерская в 7 классе «Лошадь тоже человек» по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».

На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, коллективные, групповые, парные.

Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, учащиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят. Ученики с большим удовольствием с 5 по 11класс ведут дневники чтения, что стало уже традицией.

На уроке предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, синквейны, изображения своих мыслей в музыке, цвете, символе.

Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.

Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.

Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.

Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», тематических вечеров, например «Имена собственные» для 8-9классов, учащиеся 8 класса с удовольствием играли в сценке «Детективная история с прологом и эпилогом, с кражей-пропажей и даже с моралью», а затем провели беседу по этимологии для 4 класса.

У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.

Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Счастливы случай», КВН; в форме устных познавательных журналов; конкурсов. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.

Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом пишут дети научно-исследовательские работы, защищают их. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.

Чтобы помочь учащимся овладеть понятием «Культура речевого этикета», усвоить усвоить основные правила русского речевого этикета, я работаю в 9 классе по программе элективного курса «Речевой этикет». Формы организации работы носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, практикумы, проектная деятельность. Занимаюсь с ребятами научно-исследовательскими работами по языкознанию и литературоведению. В 5 классе провожу занятия предметного кружка «Русская речь». В этом году я начала работу по возрождению школьной газеты «ШАР». Учащиеся 9, 10 классов посещают школу журналистики в Алданской гимназии.

В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности учащихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную. Награждаю жетонами, отличительными знаками, сертификатами, оформляю благодарственную запись ученикам и родителям. Все это помогает добиться высоких результатов.



В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).

Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..

А пока…Когда после уроков в классе наступает тишина, я пишу новые конспекты, подбираю литературу, думаю, что скажу Валере, Лене, Павлу, Денису, Яне… Сам собой возникает вопрос: все отдай и ничего взамен? Ответ однозначен: я получаю больше, чем отдаю. Иные из нас и за всю жизнь не испытали бы острого чувства любви, не узнали бы, что такое нежность, заливающая сердце, если бы не дети…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!