Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.
Что такое компетенция? Существует несколько трактовок термина:
1. Компетенция – от латинского compete – «добиваться».
2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).
3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Я остановлюсь на следующем определении (своем):
Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.
Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.
Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:
- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:
- компетентностное развитие педагога;
- демонстрация учителем собственного компетентного поведения;
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.
Коммуникативная компетенция объединяет:
1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;
2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;
3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;
4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.
5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;
6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.
Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.
Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!», урок развития речи в 5 классе «Музыкальный пейзаж».
Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.
На уроках применяю следующие технологии:
- Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
- Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
- Диалог культур (В.С.Библер);
- Информационные технологии (А.А.Хуторской);
- Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
- Технология коллективного обучения;
- Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.
- методы:
Словесные:
- Объяснение;
- Рассказ;
- Работа с печатным словом (книгой);
- Изложение;
- Повествование;
- Описание;
- Проблемное изложение;
- Беседа;
- Инсценировка;
- Познавательный спор.
Наглядные:
- Иллюстрации;
- Демонстрация;
- Презентация.
Практические:
- Упражнения;
- Решение лингвистических задач;
- Сочинения разных жанров.
- Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);
- Методы стимулирования интереса к учению.
Приемы:
- Выразительное чтение учителя;
- Комментированное чтение;
- Работа со словом (ассоциации);
- Пересказ(сжатый, подробный);
- Слушание текста;
- Заучивание;
- Работа с заголовком;
- Чтение по ролям;
- Обучение анализу;
- Продолжить фразу;
- Подобрать цитаты;
- Составление конспекта;
- Составление плана;
- Составление сценария;
- Обзорная лекция;
- Ответы на вопросы с привлечением материала;
- Подбор аргументов.
- Убеждение.
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.
Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.
Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.
Больше всего люблю педагогические мастерские: мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские письма, сотрудничества, интерпретации текста. Они, я считаю, нужны как воздух и детям, и взрослым, потому что позволяют «переварить» огромное количество точек зрения на какую-то проблему и выработать свою. Мастерская как будто специально создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время пережил то, что человечество нарабатывало веками через падения и взлеты, радости и потери, боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми понятиями, знаниями. Например, урок-мастерская в 7 классе «Лошадь тоже человек» по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».
На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, коллективные, групповые, парные.
Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, учащиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят. Ученики с большим удовольствием с 5 по 11класс ведут дневники чтения, что стало уже традицией.
На уроке предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, синквейны, изображения своих мыслей в музыке, цвете, символе.
Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.
Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.
Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.
Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», тематических вечеров, например «Имена собственные» для 8-9классов, учащиеся 8 класса с удовольствием играли в сценке «Детективная история с прологом и эпилогом, с кражей-пропажей и даже с моралью», а затем провели беседу по этимологии для 4 класса.
У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.
Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Счастливы случай», КВН; в форме устных познавательных журналов; конкурсов. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.
Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом пишут дети научно-исследовательские работы, защищают их. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.
Чтобы помочь учащимся овладеть понятием «Культура речевого этикета», усвоить усвоить основные правила русского речевого этикета, я работаю в 9 классе по программе элективного курса «Речевой этикет». Формы организации работы носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, практикумы, проектная деятельность. Занимаюсь с ребятами научно-исследовательскими работами по языкознанию и литературоведению. В 5 классе провожу занятия предметного кружка «Русская речь». В этом году я начала работу по возрождению школьной газеты «ШАР». Учащиеся 9, 10 классов посещают школу журналистики в Алданской гимназии.
В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности учащихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную. Награждаю жетонами, отличительными знаками, сертификатами, оформляю благодарственную запись ученикам и родителям. Все это помогает добиться высоких результатов.
В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).
Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..
А пока…Когда после уроков в классе наступает тишина, я пишу новые конспекты, подбираю литературу, думаю, что скажу Валере, Лене, Павлу, Денису, Яне… Сам собой возникает вопрос: все отдай и ничего взамен? Ответ однозначен: я получаю больше, чем отдаю. Иные из нас и за всю жизнь не испытали бы острого чувства любви, не узнали бы, что такое нежность, заливающая сердце, если бы не дети…
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах»
Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.
Что такое компетенция? Существует несколько трактовок термина:
1. Компетенция – от латинского compete – «добиваться».
2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).
3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Я остановлюсь на следующем определении (своем):
Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.
Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.
Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:
- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:
- компетентностное развитие педагога;
- демонстрация учителем собственного компетентного поведения;
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.
Коммуникативная компетенция объединяет:
1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;
2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;
3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;
4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.
5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;
6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.
Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.
Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!», урок развития речи в 5 классе «Музыкальный пейзаж».
Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.
На уроках применяю следующие технологии:
Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
Диалог культур (В.С.Библер);
Информационные технологии (А.А.Хуторской);
Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
Технология коллективного обучения;
Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.
- методы:
Словесные:
Наглядные:
Иллюстрации;
Демонстрация;
Презентация.
Практические:
Упражнения;
Решение лингвистических задач;
Сочинения разных жанров.
Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);
Методы стимулирования интереса к учению.
Приемы:
Выразительное чтение учителя;
Комментированное чтение;
Работа со словом (ассоциации);
Пересказ(сжатый, подробный);
Слушание текста;
Заучивание;
Работа с заголовком;
Чтение по ролям;
Обучение анализу;
Продолжить фразу;
Подобрать цитаты;
Составление конспекта;
Составление плана;
Составление сценария;
Обзорная лекция;
Ответы на вопросы с привлечением материала;
Подбор аргументов.
Убеждение.
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.
Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.
Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.
Больше всего люблю педагогические мастерские: мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские письма, сотрудничества, интерпретации текста. Они, я считаю, нужны как воздух и детям, и взрослым, потому что позволяют «переварить» огромное количество точек зрения на какую-то проблему и выработать свою. Мастерская как будто специально создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время пережил то, что человечество нарабатывало веками через падения и взлеты, радости и потери, боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми понятиями, знаниями. Например, урок-мастерская в 7 классе «Лошадь тоже человек» по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».
На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, коллективные, групповые, парные.
Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, учащиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят. Ученики с большим удовольствием с 5 по 11класс ведут дневники чтения, что стало уже традицией.
На уроке предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, синквейны, изображения своих мыслей в музыке, цвете, символе.
Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.
Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.
Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.
Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», тематических вечеров, например «Имена собственные» для 8-9классов, учащиеся 8 класса с удовольствием играли в сценке «Детективная история с прологом и эпилогом, с кражей-пропажей и даже с моралью», а затем провели беседу по этимологии для 4 класса.
У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.
Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Счастливы случай», КВН; в форме устных познавательных журналов; конкурсов. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.
Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом пишут дети научно-исследовательские работы, защищают их. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.
Чтобы помочь учащимся овладеть понятием «Культура речевого этикета», усвоить усвоить основные правила русского речевого этикета, я работаю в 9 классе по программе элективного курса «Речевой этикет». Формы организации работы носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, практикумы, проектная деятельность. Занимаюсь с ребятами научно-исследовательскими работами по языкознанию и литературоведению. В 5 классе провожу занятия предметного кружка «Русская речь». В этом году я начала работу по возрождению школьной газеты «ШАР». Учащиеся 9, 10 классов посещают школу журналистики в Алданской гимназии.
В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности учащихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную. Награждаю жетонами, отличительными знаками, сертификатами, оформляю благодарственную запись ученикам и родителям. Все это помогает добиться высоких результатов.
В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).
Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..
А пока…Когда после уроков в классе наступает тишина, я пишу новые конспекты, подбираю литературу, думаю, что скажу Валере, Лене, Павлу, Денису, Яне… Сам собой возникает вопрос: все отдай и ничего взамен? Ответ однозначен: я получаю больше, чем отдаю. Иные из нас и за всю жизнь не испытали бы острого чувства любви, не узнали бы, что такое нежность, заливающая сердце, если бы не дети…