СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации обучающихся»

Формирование мотивации обучающихся

для решения воспитательных и образовательных

задач

Найденова Валентина Ивановна

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №1 ст. Курская

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

При подготовке к уроку нужно помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, что при проведении его главным действующим лицом – независимо от форм организации и используемых методов – остаётся УЧИТЕЛЬ, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависит настроение и качество знаний класса. И, конечно же, помнить всегда древнейшую педагогическую заповедь: «Учитель, подготовь ученика, у которого сможешь учиться сам!».

Поиски активных форм обучения привели меня к внедрению технологии — проектной деятельности. «Метод проектов — среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность»,- эти слова принадлежат учителям, которые работают по этой технологии. Проектная технология удачна тем, что охватывает урочную и внеурочную деятельность. Цель, которая стояла передо мной – создать систему проектной деятельности. Эта педагогическая технология помогла мне в решении главной моей цели – формирование учебно-исследовательских навыков у учащихся. Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками исследовательской работы школьникам недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научно-исследовательской практики логических законов и правил.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

С 2001 года я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью. Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила этапы работы над проектом.

Работа над проектом преследует следующие цели:

    • Способность повышения личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализация. Предлагается коллективная форма деятельности, чтобы ученики не знакомые с этой методикой не боялись ошибиться, не боялись высказывать своё мнение, спорили, критиковали.

    • Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, вдохновлять ребят на развитие коммуникабельности.

    • Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, строить гипотезы, осуществлять их проверку, делать выводы).

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска. При этом важно иметь четко разработанную долгосрочную программу исследований с учетом устойчивых интересов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

Для исследования предлагаю ученикам темы по краеведению. Ибо оно является благодатным полем для творческой поисковой работы. Мне хотелось бы рассказать о работе над исследованием «Демографический портрет станицы Курской». Тема была очень удачно выбрана т.к. она связана с изучением национального вопроса, миграции населения и межнациональной толерантности в нашем районе. Проблемы исследования данной темы заключались в том, что материал нельзя было взять в Интернете или других письменных источниках, его нужно было самим собирать по крупицам. Объектом изучения были учащиеся школы и их родители, а также старейшие жители станицы.

Изучая проблему заселения станицы нерусскими народами, мы выяснили, что интенсивная миграция населения в Курскую приходится на середину 1960-х годов, т.к. тогда начали действовать два завода: консервный и винодельный. В 1990-х годах на потоки миграции оказывает влияние нестабильность экономической и политической ситуации в регионе. Наивысший поток мигрантов в станицу приходится на 1999 год и связано это с особенностями геополитического положения района. В 2006 году вновь повышаются показатели миграции, 70% которой приходится на внутрирайонную миграцию по принципу «село – станица».

Наибольший интерес представляет изучение национального состава учащихся школы. Мы провели перепись учащихся по национальной принадлежности, отдельно выделили учащихся из семей вынужденных переселенцев, определили самый многонациональный класс. Сделан вывод: школа – многонациональное ученическое сообщество.

Следующим этапом работы стало изучение межнациональных браков. Была разработана анкета, с которой мы обратились к родителям учащихся нашей школы. Результаты этого исследования представлены в диаграммах: 27,6% учащихся школы проживают в межнациональных семьях, остальные – в однонациональных, но по национальной принадлежности они не однородны.

Наибольшее количество русско – армянских семей, русско – осетинских, русско – грузинских.

Языком общения в таких семьях является русский язык, т. к. родного языка 70% детей не знают и изучение его проходит дома по инициативе родителей. Совместно с психологом школы мы разработали рекомендации родителям по изучению родного языка.

Я рассказала об этапах работы над проектом «Демографический портрет станицы Курской», а теперь – о результатах. Данный проект был лауреатом районных, краевых конкурсов, а во Всероссийской олимпиаде по краеведению, автор работы заняла 4-ое место. В международном конкурсе «Диалог – путь к пониманию» группа учащихся вышла в финал с доработанным проектом «Демографический портрет станицы Курской» и стали дипломантами конкурса. Оценка нашей исследовательской работы вдохновила участников проекта на дальнейшее исследование. Был изучен вопрос межнациональных браков, разработана памятка для родителей о языке общения в межнациональных браках, составлены диаграммы, учащиеся встретились с замечательными людьми представителями разных национальностей, изучили миграционные процессы в районе.

Как уже отмечалось Курский район и станица Курская многонациональные. Большинство населения представители республик Северного Кавказа. Изучая историю своего района, мы выяснили, что на территории Курской сельской администрации имеется хутор Мирополь, жителями которого были немцы. Дальнейшим объектом нашего исследования стал хутор Мирополь. Работая над этим проектом, учащиеся совершили экскурсию в хутор, в ходе которой познакомились с современным положением данного населённого пункта. Были изучены материалы районной статистики, о национальном составе населения начиная с 1990-х годов. Встречи со старейшими жителями хутора и материалы районной газеты «Степной маяк» помогли нам восстановить картину прошлого степного хуторка.

Особенность нашего района заключается в том, что он расположен в двух климатических зонах: лесостепи и полупустыня. С учащимися мы решили изучить природные памятники Курского района. Тема – это своего рода визитная карточка исследования. Тема отражает сосуществование в науке уже известного, и еще не исследованного. Проект назвали «Природные памятники Курского района». Для моих десятиклассников, конечно, известны исторические и географические особенности района, но их главная задача выявить взаимовлияние этих явлений. Начинается сбор информации, сразу распределились: одни ищут информацию в библиотеке, другие – в Интернете. Мною дана четкая установка – при изучении информации не следует стремиться к заимствованию материала, будет правильнее сопоставить, проанализировать, выделить именно то, что отвечает главной задаче – разрешить проблему взаимовлияния исторического и географического факторов.
Материал подобран, собираемся для обмена мнений. Собранную информацию пытаемся классифицировать, сравнить. Учащиеся высказывают свой вариант решения проблемы, и приходят к выводу, что дальнейшая работа над проектом должна носить практическую направленность. Планируем дальнейшую деятельность проводить совместно с Курским лесничеством. С этой целью организовали встречу с главным лесничим. Он рассказал о мерах по борьбе с ветровой эрозией, которые проводит лесхоз. С группой ребят совершили экскурсию в бурунную часть района, посетили государственный заказник «Степан Бугор». На примерах уже проделанной работы была показана система размещения лесных полос, кулисов, так как именно эти меры наиболее приемлемы для задержания песков. Мы познакомились с природными памятниками восточной части район: Балихино озеро (питается за счёт подземных ключей) и Милюшкин лес, посаженный в ручную в 1920-х годах. Данное исследование стало одним из лучших в районе.

Я хочу остановиться еще на одной технологии способной поддерживать высокую мотивацию учебной деятельности школьников – проектная деятельность. Использование проектной методики позволяет организовать самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работа с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения. Она может быть использована как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Так в курсе новейшей истории в 11классе сильной группе учащихся предлагаю опережающее задание: подготовить проект-презентацию с использованием компьютерных технологий о послевоенном развитии какого-либо государства (по выбору учащихся) по определенным направлениям. Срок проведения проекта определяется заранее. Работа над проектом делится на этапы: сбор материала, систематизация и распределение материала, компьютерная обработка материала. Завершает работу над проектом подведение итогов, «защита» проектной работы на уроке путем интеграции в традиционную классно-урочную систему обучения. Внедрение в учебный процесс при изучении нового материала защиты презентаций учащихся позволяет не только развивать творческо-поисковую активность школьников, закреплять навыки работы на компьютере, но и разнообразить формы и методы подачи материала, накапливать наглядность, экономить учебное время.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках, в проектной деятельности, на экскурсиях – являются главным критерием в успешной сдаче выпускного экзамена. Таким образом, выполняется заказ родителей наших учащихся и социальный заказ – подготовить самодостаточную личность.

Организуя проектно-исследовательскую работу с учащимися , я руководствуюсь словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Темы проектов я связываю с историей района, станицы. Самый важный результат в этом то, что ученики изучают историю станицы, района не по учебнику (его нет), а путём сбора информации из различных источников. У них возникает чувство гордости за свою Малую родину, формируется уважение к отечественной истории. Здесь очень кстати в памяти возникают слова академика Д.С. Лихачёва: «Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, будет много людей похожих на иссушенное растение перекати – поле» эти слова стали девизом в моей работе. Мне удалось заинтересовать учащихся нашей школы проектно-исследовательской деятельностью, тем более что работа эта дала хорошие результаты. Ребята занимают первые места в районных научно-практических конференциях по краеведению, призовые места в крае и на Всероссийском уровне.

В этом учебном году я привлекаю к проектной деятельности учащихся 6-х – 7-х классов. Пока это проходит на уроках «Обществознания» и «Основ духовно – нравственной культуры народов России». В 6 классе, изучая тему «Люди труда», даю группе учащихся опережающее задание подготовить проект «Почетные граждане нашей станицы». Чтобы выполнить этот проект, организую экскурсию на «Аллею почетных граждан станицы Курской и Курского района». Другая группа учащихся получает задание подготовить проект «Заказники Ставропольского края», рекомендую отметить в своей работе особо охраняемые территории Курского района. Третья группа учащихся подготовила проект «Радуга профессий». Проект содержал интересный материал о профессиях родителей и профессиях, которые выбирают ученики.

С учащимися 11 класса мы исследовали проблему оценки Холокоста в наше время, написали работу, которую отправили на Всероссийский научно – просветительский конкурс «Российский День истории». Одна ученица заняла третье место в номинации «Оригинальность изложения мысли».

Меня давно заинтересовала тема Холокоста, т.к. на территории нашей станицы находится братская могила жертв Холокоста. По крупицам я собирала материал по этой теме и на основании его разработала урок «Холокост – путь к толерантности», провела для учителей истории района и отправила на региональный конкурс методических разработок. Итог: первое место в крае. Опыт работы по теме Холокоста я обобщила и отправила на международный конкурс «Диалог – путь к пониманию», защищала его перед коллегами из разных регионов Российской Федерации. Я стала лауреатом конкурса.

Успех проектно – исследовательской работы во многом зависит от увлеченности учителя изучаемой проблемы, от его заинтересованности в результатах деятельности.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!