Давлетбагина Р.А, учитель начальных классов
Формирование навыков письма у первоклассников
1.Особенности написания соединения букв
Период обучения грамоте – важный этап в формировании личности каждого ребёнка. С уроков обучения грамоте, математики начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, считать, открывая себе путь к дальнейшему образованию.
В современном образовании приоритетным является задача всестороннего развития личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.
Между тем, письмо характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, которое обеспечивается движением ведущей руки и сугубой активностью соответствующего полушария головного мозга, что должно учитываться методикой обучения письму.
В последнее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.
2. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников
Перечислим наиболее типичные ошибки в написании букв.
1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради .
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций:
- вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей:
- горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов:
- пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв):
3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов - ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м - л, вместо д – а, а также соединений букв л,м,я
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки.
а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.
Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток -- они не слиты.
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлений.
3.Работа над соединениями букв
Чтобы соединить подобные буквы без отрыва, надо вести соединительный штрих до высоты начала письма следующей буквы (в 1 классе до верхней линии строки». Естественно, легко, безотрывно соединяются буквы л. м, я и с предыдущими буквами. Соединения этих букв с другими буквами всегда нижнее. Однако дети в этом соединении очень часто совершают ошибку, начиная письмо букв л, м, я с середины высоты букв и даже выше. Это объясняется тем, что дети привыкают все буквы писать с определенной высоты сверху вниз.
Этот прием они переносят на письмо букв, которые начинаются ниже верхней линии строки. Вместо пишут начиная писать букву м сверху или почти сверху. Такие графические ошибки иногда можно принять за орфографические, что ведет к неправильному чтению написанного. Учащиеся должны знать, что соединение с буквами л, м, я нижние. Его надо начинать немного выше нижней линии строки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/20/s_5b011e7072eba/904581_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/20/s_5b011e7072eba/904581_2.jpeg)
Можно называть буквы я, м, л дружелюбными, почему? Потому что они берутся за ручки.
Предполагаем, что предложенные виды упражнений: многократный анализ вида соединения словесно, а затем письменно на доске и экране, использование ЭОР, соблюдение гигиенических требований к письму, точная установка, каким должен быть интервал между линиями, палочками, окажут положительное воздействие на процесс овладения первоклассниками техникой письма.
Использованная литература:
Агаркова Н.Г. Информационное методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа.-1998.-№8. – С. 9-17
Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников.//М., 1940
Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. – М.: Новая школа, 1999. - № 8. – с. 16-24
http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.04.2015)