СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков письма у первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

типичные ошибки в соединении букв,пример соединения букв л.м,,я

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков письма у первоклассников»

Давлетбагина Р.А, учитель начальных классов

Формирование навыков письма у первоклассников

1.Особенности написания соединения букв

Период обучения грамоте – важный этап в формировании личности каждого ребёнка. С уроков обучения грамоте, математики начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, считать, открывая себе путь к дальнейшему образованию.

В современном образовании приоритетным является задача всестороннего развития личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.

Между тем, письмо характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, которое обеспечивается движением ведущей руки и сугубой активностью соответствующего полушария головного мозга, что должно учитываться методикой обучения письму.

В последнее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.

2. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

Перечислим наиболее типичные ошибки в написании букв.


1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.


Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради .


2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций:


- вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей:


- горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов:


- пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв):


3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов - ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:


4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м - л, вместо д – а, а также соединений букв л,м,я


Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки.

а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;


б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;


в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.


Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:


а) недостаточная округлость полуовалов;


б) полуовалы закруглены чрезмерно;


в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;


г) между полуовалами оставлен промежуток -- они не слиты.


Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.


С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.


Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлений.

3.Работа над соединениями букв

Чтобы соединить подобные буквы без отрыва, надо вести соединительный штрих до высоты начала письма следующей буквы (в 1 классе до верхней линии строки». Естественно, легко, безотрывно соединяются буквы л. м, я и с предыдущими буквами. Соединения этих букв с другими буквами всегда нижнее. Однако дети в этом соединении очень часто совершают ошибку, начиная письмо букв л, м, я с середины высоты букв и даже выше. Это объясняется тем, что дети привыкают все буквы писать с определенной высоты сверху вниз.

Этот прием они переносят на письмо букв, которые начинаются ниже верхней линии строки. Вместо пишут начиная писать букву м сверху или почти сверху. Такие графические ошибки иногда можно принять за орфографические, что ведет к неправильному чтению написанного. Учащиеся должны знать, что соединение с буквами л, м, я нижние. Его надо начинать немного выше нижней линии строки.





Можно называть буквы я, м, л дружелюбными, почему? Потому что они берутся за ручки.


Предполагаем, что предложенные виды упражнений: многократный анализ вида соединения словесно, а затем письменно на доске и экране, использование ЭОР, соблюдение гигиенических требований к письму, точная установка, каким должен быть интервал между линиями, палочками, окажут положительное воздействие на процесс овладения первоклассниками техникой письма.

Использованная литература:


Агаркова Н.Г. Информационное методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа.-1998.-№8. – С. 9-17

Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников.//М., 1940

Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. – М.: Новая школа, 1999. - № 8. – с. 16-24

http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.04.2015)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!