СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости»

Формирование орфографической зоркости

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных упражнений. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку в ходе упражнений. При систематической работе зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное обнаружение и опознание орфограммы.

Формы работы с орфограммой:

1. Комментированное письмо.

2. Списывание.

3. Работа над ошибками.

4. Карточки – тренажеры.

5. Орфографическая зарядка.

6. Дидактические игры.

7. Словарно – орфографическая работа.

8. Графические диктанты.

9. Игровой орфографический тренинг.

10. Тестовый контроль.

1. Комментированное письмо.

Комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся.

«Комментируемое письмо – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса».

Оно заключается в следующем:

- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

- один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет;

- затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);

- ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;

- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;

- молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово. Выполненная таким образом работа не требует вторичной проверки в классе. В ней не должно быть ошибок.

На уроках комментирование вводится постепенно, с большим терпением и тактом (в 1 кл.- в игровой форме). По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение.

Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, повторить и закрепить учебный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует переходу материала из кратковременной памяти в долговременную. Оно обеспечивает более устойчивое внимание учащихся, вырабатывает правилосообразные ассоциации, на уроке создается творческое сотрудничество, что является основой для овладения знаниями и развития детей. Комментируя ключевыми словами, младшие школьники учатся строить мыслительную речь, усваивать смысл и формулировку правил, удерживать ход основной мысли. Реализуется и основной метод при обучении языку – предупреждение ошибок.

2. Списывание.

Списывание – эффективный прием формирования орфографической зоркости.

Алгоритм списывания.

Операции, которые входят в действие списывания, направленного на активную орфографическую проработку копируемого текста с целью формирования навыков безошибочного письма, следующие:

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. Эта операция нужна для того, чтобы исключить возможность механического списывания текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве «смыслового куска» выступает целое предложение. Позже в качестве смысловой части выступает словосочетание или часть предложения, но в любом случае ученик вначале прочитает предложение, для того чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложения на этом этапе осуществляется

по нормам орфоэпии: «читаем так, как говорим».

Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его . Повторяя предложение, не глядя в текст, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

Выдели орфограммы в списываемом тексте. По рекомендации психологов и методистов этот этап иначе называется активным орфографическим анализом текста.

Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь диктовать во время письма. Данный этап относится уже к решению орфографической задачи. Правда, решение это осуществляется своеобразно. Оно достигается чисто практически: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то запоминание происходит не механически, а осмысленно.

Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. Выполняя этот пункт плана, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его орфографическом произнесении.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. Готовя детей к самостоятельному списыванию, следим за тем, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма. При этом возникает в классе шумок.

Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дугами слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это делать, т.е. отчетливо представлять ту систему операций, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры того, что особенно нужно сравнить в написанном исходном тексте.

В данном алгоритме указано не только то, что надо делать, но и зачем. Он содержательней, глубже традиционного и поэтому имеет большой эффект в формировании зоркости.


3. Работа над ошибками.

Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немало важное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.

Приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления – заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.

Ход коллективной работы над ошибками.

На доске написаны слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, каких правильно написать.

Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной.

Ход индивидуальной работы над ошибками.

1-й этап – поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем слове. Если дети испытывают трудности при нахождении ошибки, они спрашивают у учителя. Практикуется и взаимопомощь (если ученик затрудняется в обнаружении ошибки, разрешается соседу по парте ему помочь).

2-й этап – написать слово, в котором была допущена ошибка и провести работу по исправлению ошибки.

Систематическая работа над ошибками начинается во 2 классе. Каждому ученику выдается памятка для работы над ошибками. Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – надежный путь.

4. Карточки – тренажеры.

Применение на уроках карточек- тренажеров – один из эффективных приемов для тренировки орфографической зоркости. В комплекты карточек включены слова с различными видами орфограмм, в которых ученики чаще всего допускают ошибки (слова можно взять из сборников диктантов). Комплекты карточек изготовляются на каждого ученика, поэтому на уроке все учащиеся получают карточку одного и того же содержания. Комплекты регулярно меняются.

5. Орфографическая зарядка

С целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия можно каждый урок русского языка начинать с «орфографической зарядки».

Работа проводится следующим образом:

1. Подготовительно - ознакомительный этап (первая группа слов): чтение слов и словосочетаний, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

Гриб, сталь, Нюра, няня, ручка, уголёк, стройка, моржи, директор, чайки.

- Какую букву надо проверить при письме и почему?

- Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?

2.Тренировочный этап (вторая – четвертая группы слов): слова написаны с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом

большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.

Пиро.., июн.., Я (я)ков, удоч..ка, к..рман, ж..тель, кусоч..ки, ст..на, рыч..т, чищ.. Сно.., июл.., С (с)оня, к..пуста, пуш..нка, ч..дак, ..вощ..ной, сл..ды, в..лч..та, ищ.. .

Сугро.., апрел.., кл..ква, ог..ньки, заво.., внуч..та, с..стрич..ки, м..сты, хоч.., д..тел.

- Назови пропущенные буквы. Объясни орфограммы.

3.Закрепительный этап ( пятая – шестая группа слов): слова и словосочетания написаны без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.

Дятел, крыльцо, мойся, газета, кричат, кирпичный, слоны, учусь, живой, Игорь.

Кость, боль, Василий Чайкин, ворона, учат, клубничный, дожди, идёт, жильцы.

- Найди ошибкоопасные места в словах. Объясни их правописание.

4. Контрольно – диагностический этап (седьмая – восьмая группы слов): седьмую группу дети пишут под диктовку, а в восьмой группе исправляют ошибки в словах.

Бульдог, Наденька, деревня, свищут, Жора, хищник, цветы, внучата, ширина, жучки.

(Письмо под диктовку).

Голупь, настенька, горад, рыщют, валчата, пушыстый, крючьки, скучьный, идёт, граза.

- Исправь ошибки!

На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Учитель проверяет работы нескольких учеников, а остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Происходит самооценка.

6. Дидактические игры.

Обучение орфографии осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости.

Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют активизируют познавательные процессы; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся.

7. Словарно – орфографическая работа.

(использование образного мышления при совершенствовании орфографического навыка)

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной

школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти. Вместе с тем актуальной остается задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Приемы запоминания слов:

Фонетические ассоциации (по сходству звучания). Суть метода в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Сопровождается ярким рисунком, подкрепляющем образ.

Графические ассоциации (по схожести изображения). Суть метода – видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами должны делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.

8. Графические диктанты.

Графические диктанты предназначены для повышения грамотности учащихся. Работа начинается с тех орфограмм, которые изучаются в1 классе и постепенно наращивается их количество в соответствии с программой. Задания учат детей улавливать орфограммы на слух в любом, даже сложном тексте.

Проведение графических диктантов обеспечивает развитие фонетико-фонематического слуха учащихся, расширяет их кругозор и значительно обогащает словарный запас – и все это в занимательной форме, позволяющей успешно учить детей на положительном эмоциональном фоне.

9. Игровой орфографический тренинг.

Для становления грамотного письма необходимо постоянное повторение. Чтобы оно не было скучным, нужно сделать его занимательным. Для этого и придуманы игровые занятия по русскому языку. Текст и упражнения подобраны на одну из орфограмм, изучаемых в начальной школе. Упражнения позволяют автоматизировать навык применения правила на письме. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к орфограмме, создают условия для мотивации учения. Занятия предназначены для повторения материала. (смотри приложение)

10. Тестовый контроль.

Тесты позволяют проверить, насколько ученики усвоили материал по орфографическим

темам. Они предъявляются на уроках повторения материала. Отдельные задания тестовой формы можно использовать в ходе обычных уроков для тренировки орфографической зоркости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!