СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование политической культуры и толерантности молодежи в современном обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОрмирование политической культуры и толерантности молодежи

Просмотр содержимого документа
«Формирование политической культуры и толерантности молодежи в современном обществе»

Политическая культура молодежи в современной России, ее историческое развитие


Проблема формирования политической культуры молодежи на сегодняшний день является актуальной. Исследование политической культуры студенческой молодежи обусловлено современным состоянием российского общества, переживающего сложный период социально-экономических и политических преобразований. Изменения затронули все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, идеологическую, нравственную. При этом ранее существовавший общественный уклад с его порядками, ценностями, установками оказался разрушенным, но не исчезнувшим, создание нового идет неравномерно, противоречиво, неопределенно, без наглядно осязаемых успехов, в острой борьбе.
Политическая культура выступает не только как способ отражения молодежью в политических взглядах, убеждениях положения различных социальных групп в системе общественных отношений. Она предполагает способ деятельности молодых людей в сфере политических, экономических и других отношений.


Молодое поколение в этих условиях входит в жизнь, вступает во взаимодействие с реалиями общественного устройства, подготавливается к жизни. Молодежь, как правило, проявляет особые способности к творчеству, является носителем огромного интеллектуального потенциала. Именно молодежь, уровень ее профессиональных знаний, ее духовно-нравственные качества и, в том числе, уровень ее политической культуры во многом определяют перспективы развития российского общества [1, с. 23].

Сегодня замечается тенденция того, что молодежь социально не однородна. Существуют учащиеся и работающая молодежь, сельская и городская, выходцы из различных социальных слоев. Разные категории молодежи существенно отличаются друг от друга по своим интересам и потребностям, уровню образования и интеллекта, материальному положению, стилю и образу жизни. Особой социальной группой является студенческая молодежь. Именно в период обучения в вузе идет не только овладение профессиональными навыками, но и становление социальной мировоззренческой зрелости, интенсивный процесс формирования политического сознания и политической культуры молодых людей. От успешности этих процессов зависит, насколько образованные, деятельные и ответственные люди вольются в общественную жизнь в ближайшем будущем, а именно такие люди необходимы России на этапе модернизации общества.

Политическая культура имеет важное значение для молодежи, ведь она помогает:

• формированию политических взглядов и принадлежности молодого человека к тем или иным политическим сообществам;

• ориентации в политических явлениях и неприятии крайних политических идей;

• адаптации и социализации молодежи через приобщение к навыкам нормального политического поведения;

• интеграции, направленной на сохранение традиционных ценностей и объединение вокруг них различных групп;

• коммуникации молодежи в разнородной политической среде, поиску общих точек зрения и нормализации общественных отношений.

Наиболее актуальными, влияющими на состояние политической культуры современной российской молодежи, являются также проблемы, связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодежи протекает в условиях ломки старых ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. [2, с. 65]. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства; активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитания молодого человека не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг, наблюдается тенденция к деморализации ценностей высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодежи от духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям.

Затрагивая вопрос о историческом развитие политической культуры, нужно сказать, что в конце 50-х начале 60-х гг. XX века в западной политологической традиции оформилось такое общественное явление, которое принадлежало одновременно к области политики и культуры- политическая культура. Американский теоретик Г. Алмонд, когда исследовал политическую систему, выделил два уровня анализа: институциональный, который давал характеристику институтам и их функциям, нормам и механизмам формирования государственной политики, и ориентационный, который выражал особые формы ориентации населения на политические объекты. Ориентации раскрыли познавательные (выступая как набор знаний об анатомии политической системы, ее главных институтах, механизмах организации власти), эмоциональные (которые выражали чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование институтов власти и представлял власть в глазах населения), и оценочные (которые выступали как набор суждений, опирающихся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты. Вместе эти ориентации и составляют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.

Анализ вышеуказанных сторон отношения человека к политической системе, в аспекте разделяемых людьми ценностях, символах, локальных мифологиях, ментальных стереотипах и иных подобных явлениях, позволял объяснить, почему, например, казалось бы, одинаковые по форме институты государственной власти действуют порой совершенно по-разному в разных странах. Таким образом, идея политической культуры позволяет более глубоко исследовать мотивы политического поведения  граждан и институтов, обнаружить причины большого количества конфликтов, которые не представлялось возможным объяснить, исходя из традиционных для политики причин: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д. и т.п.

В дальнейшем американцы С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р.Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и ряд других ученых существенно развили и дополнили представление о политической культуре.

Несмотря на то, что политическая культура связывалась с наличием ценностной мотивации, верованиями, присущими национальному характеру идеалов и убеждений, что вовлекают граждан в политическую жизнь, для большого числа учѐных данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. Как, в частности, писал С. Верба, политическая культура - это то, что задает форму проявления связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на эти события; дело в том, что, хотя политическое поведение индивидуумов и групп является ответом на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем (символическим) значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Понятие о политической культуре постепенно заняло свое место в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в отражении политических явлений.[3]

В настоящее время в политологии сложились три основных подхода при толковании политической культуры. Одна группа ученых соотносит ее со всем субъективным содержанием политики, имея в виду всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт) либо совокупность типовых моделей поведения человека в политике (Дж. Плейно). При этом она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориентирующая его на более распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы управляющая его действиями в соответствии со сложившимися стандартами и формами взаимодействия с властью.

Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание позволяет раскрыть практические формы взаимодействия человека и государства, как выражение им своих наиболее глубинных представлений о власти, политических  целях и приоритетах, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и правил практической деятельности.

Таким образом, политическая культура современной молодежи пребывает еще в состоянии модернизации и развития, чувствуя влияние социально-экономических, национальных условий и состояния общей культуры общества, которое отражается на уровне политических знаний, динамики, активности общества и политического поведения молодежи в стране.

Для формирования политической культуры молодежи и ее привлечения к политическим процессам необходимо совершенствовать систему государственной молодежной политики. Кроме того, необходимо разработать систему мероприятий образовательно-воспитательного и просветительского характера, следствием которых станет новый механизм мотивационных установок, которые стимулируют включение молодежи в политическую деятельность.

Подводя итог, нужно отметить, что молодежная политика того или иного государства должна быть составной частью общей целостной концепции его развития, нашла свое место в системе ценностей современного молодого поколения.

От характера ценностей и уровня развития политической культуры, во многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно [4].


Литература:

1)Глинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : учебн. пособие – СПб. : Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. – 168 с.

2) Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи // СОЦИС. – 1998. – № 12. – С. 94–97.

 3) Шешукова Г.В. Политическая социализация и формирование толерантной политической культуры молодежи в современной России// 2015.- № 24.- С.28-37

4) Холина О.И., Понарина Н.Н. Политическая активность молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности // Социальные науки. 2015. Т. 1. № 2-1 (5). С. 22-26.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!