СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательной активности учащихся на уроках географии при использовании спилс-карты»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме «Формирование познавательной активности учащихся на уроках географии при использовании спилс-карты». В разработке представлены варианты заданий для развития картографической грамотности у учащихся 8-9 классов при работе с оспилс-картами и пазл-картами на уроках географии и во внеурочной время.

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательной активности учащихся на уроках географии при использовании спилс-карты»»

Имя мастер-класса: «Карта – язык географии»

Тема мастер-класса: «Формирование познавательной активности учащихся на уроках географии при использовании спилс-карты»


Жонусова А.К., учитель географии

МОАУ «СОШ №23 г. Новотроицка»

Цель мастер-класса: формирование познавательной активности на уроках географии, используя различные приемы с применением спилс-карт и пазл-карт в формировании картографической грамотности обучающихся.


Мастер: (Слайд 1)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Как вы думаете, без чего невозможно изучать географию? Верно – без карты.

Имя мастер-класса: «Карта – язык географии»

(слайд 2) Н. Н. Баранский - профессор, основоположник географии говорил «Карта есть «альфа и омега» географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».

Являясь руководителем ГМО учителей географии г. Новотроицка и анализируя ежегодно результаты ОГЭ и ЕГЭ по предмету, я из года в год вижу основные «западающие» вопросы. И, к сожалению, встречаются ошибки, касающиеся анализа картографических источников информации.

Исходя из этого, складывается образовательная проблема: невысокий уровень картографической грамотности у учащихся выпускных классов. О чем свидетельствуют данные последних результатов ГИА: неумение школьников ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать необходимую информацию, определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.

А мы прекрасно должны понимать, что в наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

(слайд 3) Тогда у меня возник вопрос – «Чем же еще заинтересовать современных учащихся на уроке географии, для того чтобы улучшить картографическую грамотность?»

(слайд 4) Мы все знаем, что дети, впрочем, как и взрослые, делятся на визуалов (предпочитающих видеть), аудиалов (предпочитающих слушать), кинестетиков (предпочитающих чувствовать) и дигиталов (предпочитающих рассуждать).

Ежеурочно дети видят карты, как настенные, так и интерактивные, слушают информацию от учителя, рассуждают на уроках. Но, как оказывается, этого недостаточно. Я начала искать различные приемы работы с картой и в результате открыла для себя новое, а для детей интересное…

(слайд 5) С этого учебного года у меня появилась возможность активно использовать на уроках 3D глобус Земли – Google Планета Земля (видеоролик 24 сек). Вместе с детьми, не выходя из кабинета, мы совершаем путешествия по разным странам, городам нашей планеты, изучаем памятники культуры и архитектуры, ставим метки в тех местах, где уже побывали и мн. др.

Но как же тогда прочувствовать? (ответы учителей – рельефные карты, карты - пазлы).

Первая карта-пазл была изобретена Джоном Спилсбери примерно в 1760г. в Лондоне.

(слайд 6) Тема моего мастер-класса «Формирование познавательной активности учащихся на уроках географии при использовании спилс-карты».

(слайд 7) Вашему вниманию предлагаю спилс-карту России и карту пазл. И хотела бы познакомить вас с ее создателем аспирантом Государственного университета управления Е. Тюриковым (видеоролик о Евгении Тюрикове). 1мин. 17 сек.

Существует огромное количество приемов работы с картами, они могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.

Данные приемы помогают формировать пространственное мышление, дают возможность лучше запомнить карту, развивают наблюдательность, внимание, способность логически мыслить, умение анализировать и сопоставлять различную информацию.

Сегодня мы проработаем различные приемы с применением данных видов карт – спилс-карты и карты пазл.


Работа фокус-группы.

(слайд 8) Прием «Стороны горизонта» – помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Использую при подготовке к ГИА (ЕГЭ) при разборе задания 4 – расположение предложенных географических объектов в определенном порядке.

Задание 1.1: расположите предложенные субъекты в порядке следования с запада на восток.

Хабаровский край

Республика Коми

Смоленская область

Свердловская область

Красноярский край

Ответ (слайд 9)

(слайд 12) Прием «Расставь правильно» - помогает развивать пространственное мышление. Учащиеся расставляют правильно заданные объекты на географической карте. Применим как на электронной карте, так и на данных картах.

Использую при подготовке к ГИА (ОГЭ) при разборе задания 23 – расположение предложенных географических объектов в правильной последовательности.

Задание 2.1: расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

Забайкальский край

Республика Карелия

Омская область

Ответ (слайд 13)


(слайд 16) Прием «Ранжированный ряд» - проверяет способность учащихся ранжировать единичные или общие понятия.

Также использую при подготовке к ГИА (ЕГЭ) при разборе задания 4 – расположение предложенных географических объектов в определенном порядке.

Задание 2: расположите предложенные субъекты в порядке уменьшения площади;

Хабаровский край

Республика Коми

Смоленская область

Свердловская область

Красноярский край

Ответ (слайд 17)



(слайд 18) Прием «Найди лишнее» - учить замечать ошибки в наборе предметов, развивать наблюдательность, внимание, способность логически мыслить, умение доказывать правильность своих суждений.


(слайд 20) Пример 1. Томская область, Свердловская область, Курская область, Иркутская область, Челябинская область (Свердловская область – у остальных название центра совпадает с название субъекта). (ОТВЕТ - слайд 21)

(слайд 24) Прием «Соответствие» – помогает правильно ориентироваться по картам, развивает логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять различную информацию.

Использую при подготовке к ГИА (ОГЭ) при разборе задания 14 «Природные и техногенные явления». Выясняем, на территории каких субъектов России возможны землетрясения, сели и снежные лавины.


Задание 4: отберите субъекты РФ, на территории которых расположены горные системы Алтай, Кавказ, Срединный хребет.

Алтай

Кавказ

Срединный хребет

Республика Алтай

Алтайский край

Краснодарский край

Ставропольский край

Республика Адыгея

Республика Карачаево-Черкессия

Республика Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия-Алания

Республика Ингушетия

Республика Чечня

Республика Дагестан

Камчатский край

(ответы слайд 25,26)


(слайд 27) Прием «Поиск общего», «Поиск аналогов» - способствует развитию системного мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, формирует умение обосновывать свой выбор.

Задание 5. Что общего между полуостровом Крым и островом Сахалин?

Ответ – слайд 28

Прием «Я – капитан» - учит определять географические объекты на карте, решать практико-ориентированные задачи, составлять связный рассказ и описывать взаимоположение географических объектов.

Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.


Мастер:

- Коллеги, в чем, по вашему мнению, выражается картографическая грамотность учащихся?

- Коллеги, а какие из приемов вы применяете или могли бы применить на своих уроках?

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. В географии невозможно провести урок без привлечения средств наглядности.

И результаты показывают, что привлекая внимание учащихся к самостоятельному картосоставлению и применяя данные методы на разных этапах урока, я пробуждаю у каждого учащегося интерес к изучаемому материалу, желание полностью разобраться в его содержании.

За 3 месяца работы со спилс-картой, более 50% учащихся 8 и 9 классов запомнили расположение субъектов на 50-60%, 40% учащихся - на 70-80%, и 10% учащихся - на 95% .

(Слайд 29) «Карта – язык географии», думаю, я смогла вас убедить в том, что это утверждение имеет место быть! (слайд 30)







Приемы работы с географической спилс-картой или пазл-картой


Прием «Стороны горизонта»

Задание 1.1: расположите предложенные субъекты в порядке следования с запада на восток.

Хабаровский край

Республика Коми

Смоленская область

Свердловская область

Красноярский край

Ответ (слайд 9)


Прием «Расставь правильно»

Задание 2.1: расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

Забайкальский край

Республика Карелия

Омская область


Прием «Ранжированный ряд»

Задание 3: расположите предложенные субъекты в порядке уменьшения площади;

Хабаровский край

Республика Коми

Смоленская область

Свердловская область

Красноярский край


Прием «Найди лишнее»

Задание 4. Томская область, Свердловская область, Курская область, Иркутская область, Челябинская область


Прием «Соответствие»

Задание 5: отберите субъекты РФ, на территории которых расположены горные системы Алтай, Кавказ, Срединный хребет.

Алтай

Кавказ

Срединный хребет

Республика Алтай

Алтайский край

Краснодарский край

Ставропольский край

Республика Адыгея

Республика Карачаево-Черкессия

Республика Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия-Алания

Республика Ингушетия

Республика Чечня

Республика Дагестан

Камчатский край

Прием «Поиск общего»

Задание 6. Что общего между полуостровом Крым и островом Сахалин?


Прием «Я – капитан»

Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!