СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социально-коммуникативной грамотности, посредством программы «Социокультурные истоки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социально-коммуникативной грамотности, посредством программы «Социокультурные истоки»

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально-коммуникативной грамотности, посредством программы «Социокультурные истоки»»

 Формирование социально-коммуникативной грамотности, посредством программы «Социокультурные истоки»

Формирование социально-коммуникативной грамотности, посредством программы «Социокультурные истоки»

Актуальность социально-коммуникативной грамотности дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.   Основной целью социально – коммуникативной грамотности является  позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

Актуальность социально-коммуникативной грамотности дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. 

Основной целью социально – коммуникативной грамотности является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

Социально-коммуникативное развитие направлено на:  - Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; - Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;  - Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • - Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации;
  • - Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • - Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 3-4 лет В младшей группе главными целями являются:  - Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;  - Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости; - Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 3-4 лет

  • В младшей группе главными целями являются:
  • - Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
  • - Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
  • - Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
 «Доброе слово» Знакомство с программой у детей начинается с книги «Доброе слово». Она является первой из комплекта книг для развития детей 3-4 лет и состоит из четырех частей: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня». Занятия по теме «Доброе слово» направлены на приучение ребенка добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.

«Доброе слово»

  • Знакомство с программой у детей начинается с книги «Доброе слово». Она является первой из комплекта книг для развития детей 3-4 лет и состоит из четырех частей: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня».
  • Занятия по теме «Доброе слово» направлены на приучение ребенка добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.
 «Добрый мир» Книга состоит из трех частей: «Любимый образ», «Образ света», «Добрый мир». Занятия доносят до детей основную мысль о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему. В этот период дети осваивают наиболее доступные и понятные им образы: мамы, солнышка и доброго мира.

«Добрый мир»

  • Книга состоит из трех частей: «Любимый образ», «Образ света», «Добрый мир».
  • Занятия доносят до детей основную мысль о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему. В этот период дети осваивают наиболее доступные и понятные им образы: мамы, солнышка и доброго мира.
«Добрая книга» Книга включает в себя две части: «Добрая книга» и «Любимая книга».  Здесь занятия проводятся вместе с родителями, решая вопрос: « Что необходимо делать, чтобы чуткое отношение к книжному слову и бережное отношение к книге стало жизненным правилом детей». Интерес к чтению и слушанию сказок развивается при отгадывании детьми загадок, чтении сказок и т.д

«Добрая книга»

  • Книга включает в себя две части: «Добрая книга» и «Любимая книга».
  • Здесь занятия проводятся вместе с родителями, решая вопрос: « Что необходимо делать, чтобы чуткое отношение к книжному слову и бережное отношение к книге стало жизненным правилом детей». Интерес к чтению и слушанию сказок развивается при отгадывании детьми загадок, чтении сказок и т.д
Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 4-5 лет В средней группе целями воспитания у детей социально- коммуникативной грамотности являются: - Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека; - Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;  - Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям; - Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 4-5 лет

  • В средней группе целями воспитания у детей социально- коммуникативной грамотности являются:
  • - Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
  • - Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
  • - Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;
  • - Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
«Дружная семья» Обучение по книге «Дружная семья» позволяет присоединить всех участников образовательного процесса к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Через чтение и осмысление основной нравственной идеи текстов у детей постепенно формируется понимание необходимости дружной семьи в жизни человека.

«Дружная семья»

  • Обучение по книге «Дружная семья» позволяет присоединить всех участников образовательного процесса к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Через чтение и осмысление основной нравственной идеи текстов у детей постепенно формируется понимание необходимости дружной семьи в жизни человека.
«В добрый путь»   Работа по данной книге помогает освоить и осмыслить социокультурную категорию «Родные просторы». Родной дом для каждого человека является началом всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, показывают ему образцы добрых дел и поступков. Очень важно, чтобы ребенок следовал им всю свою жизнь.

«В добрый путь»

  • Работа по данной книге помогает освоить и осмыслить социокультурную категорию
  • «Родные просторы». Родной дом для каждого человека является началом всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, показывают ему образцы добрых дел и поступков. Очень важно, чтобы ребенок следовал им всю свою жизнь.
«Добрая забота» Работа по данной книге помогает взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Труд земной». Основная ее задача – раскрыть для ребенка значимость доброго, заботливого отношения человека к «братьям нашим меньшим», она способствует воспитанию в детях любви к труду и людям труда. Совместные размышления после чтения рассказа помогут детям осознать необходимость заботливого отношения человека к домашним животным.

«Добрая забота»

  • Работа по данной книге помогает взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Труд земной». Основная ее задача – раскрыть для ребенка значимость доброго, заботливого отношения человека к «братьям нашим меньшим», она способствует воспитанию в детях любви к труду и людям труда. Совместные размышления после чтения рассказа помогут детям осознать необходимость заботливого отношения человека к домашним животным.
«Благодарное слово»   «Благодарное слово» раскрывает детям ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека, а также значение благодарного слова в общении между людьми, приобщает детей и родителей к народным праздникам. Учит детей любить своих близких, друзей, родину.

«Благодарное слово»

  • «Благодарное слово» раскрывает детям ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека, а также значение благодарного слова в общении между людьми, приобщает детей и родителей к народным праздникам. Учит детей любить своих близких, друзей, родину.
Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 5-6 лет - Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); - Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  - Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;  - Создание условий для формирования правильной самооценки.

Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 5-6 лет

  • - Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
  • - Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • - Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;
  • - Создание условий для формирования правильной самооценки.
«Верность родной земле»   Познавая окружающий мир, ребенок постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело, и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.

«Верность родной земле»

  • Познавая окружающий мир, ребенок постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело, и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.
«Радость послушания» Занятие помогает педагогам, родителям и их детям в освоении социокультурной категории «Послушание». «Послушание – это царица детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств». Именно послушанием врачуются и изживаются многие пороки человека.

«Радость послушания»

  • Занятие помогает педагогам, родителям и их детям в освоении социокультурной категории «Послушание». «Послушание – это царица детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств». Именно послушанием врачуются и изживаются многие пороки человека.
« Добрые друзья» Настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, проявлять внимание и заботу.

« Добрые друзья»

  • Настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, проявлять внимание и заботу.
«Мудрое слово» Педагогам необходимо донести до родителей мысль о том, что главным средством воспитания ребенка является родное мудрое и доброе слово и добрый пример взрослых. Наш народ навеки запечатлел мудрое слово в пословицах и поговорках. Дети узнаю народную мудрость пришедшую к нам с давних времен.

«Мудрое слово»

  • Педагогам необходимо донести до родителей мысль о том, что главным средством воспитания ребенка является родное мудрое и доброе слово и добрый пример взрослых. Наш народ навеки запечатлел мудрое слово в пословицах и поговорках. Дети узнаю народную мудрость пришедшую к нам с давних времен.
Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 6-7 лет - Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;  - Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле); - Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

Развитие социально-коммуникативной грамотности у детей 6-7 лет

  • - Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;
  • - Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);
  • - Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.
«Напутственное слово»  «Сказочное слово»   Взрослым и детям дается представление о том, что с давних времен люди ценили силу напутственного слова – доброго слова, сказанного человеку в дорогу. Оно дает силу, способную преодолеть разлуку и пройти любые испытания. Традиции напутственного слова проявляются и в родительском благословении. Только любящее родительское сердце способно желать добра, счастья, успехов в жизни своему ребенку.

«Напутственное слово» «Сказочное слово»

  • Взрослым и детям дается представление о том, что с давних времен люди ценили силу напутственного слова – доброго слова, сказанного человеку в дорогу. Оно дает силу, способную преодолеть разлуку и пройти любые испытания. Традиции напутственного слова проявляются и в родительском благословении. Только любящее родительское сердце способно желать добра, счастья, успехов в жизни своему ребенку.
«Мастера и рукодельницы» Во время занятий педагог учит детей обратить особое внимание на то, что путь к вершинам мастерства – это труд души. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо иметь любовь к своему делу, смекалку, терпение, усердие, наблюдательность.

«Мастера и рукодельницы»

  • Во время занятий педагог учит детей обратить особое внимание на то, что путь к вершинам мастерства – это труд души. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо иметь любовь к своему делу, смекалку, терпение, усердие, наблюдательность.
«Семейные традиции»   Выполняя задания дети изучают традиции своей страны, делятся традициями своей семьи. Активное занятие направлено на сохранение и передачу семейных традиций из поколения в поколение.

«Семейные традиции»

  • Выполняя задания дети изучают традиции своей страны, делятся традициями своей семьи. Активное занятие направлено на сохранение и передачу семейных традиций из поколения в поколение.
Заключение В современном мире духовно-нравственные ориентиры окружающей действительности характеризуются внесением изменений в образовательный процесс дошкольников, который предусматривает создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, уважительном отношении и чувстве принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, любви к Родине и служению Отечеству.

Заключение

  • В современном мире духовно-нравственные ориентиры окружающей действительности характеризуются внесением изменений в образовательный процесс дошкольников, который предусматривает создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, уважительном отношении и чувстве принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, любви к Родине и служению Отечеству.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!