ГКОУ Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
«Формирование социально - трудовой
адаптации и развитие оптимистической
жизненной позиции».
Разработано:
Сокольниковой С.И.
ВВЕДЕНИЕ
«....Около 85% всех обучающихся
во вспомогательной школе слабоумных
детей способны при соответствующем
воспитании к труду (ремесленному,
техническому,
сельскохозяйственному и т.д.)»
Л.С. Выготский
В современном обществе многие дети оказываются за пределами любящей
семьи. В результате оставленных без близких отношений со взрослыми, с
самых ранних этапов своей жизни дети-сироты и дети, имеющие родителей,
но воспитывающиеся в школах-интернатах начинают развиваться по иному
по сравнению с нормой пути. У таких детей наблюдается трудности в
общении, проблемы эмоционального, личного развития, социальный
инфантизм, повышенная тревожность и агрессивность.
Исследователи различных стран было доказано, что дефицит семейных
связей, приводит к снижению интеллектуальных возможностей ребенка.
Наибольшие отклонения от нормального становления личности отмечается в
эмоционально-волевой сфере: неадекватная самооценка, не уверенность в
себе, повышенная тревожность и чувствительность к различного рода
препятствиям, эмоциональная напряженность, неготовность преодолевать
трудности.
Большое влияние на личность воспитанника школы-интерната оказывает
«социальная среда развития», ее воздействие на ребенка в значительной мере
определяется не только характером этой среды, но и переживаниями, и
отношениями самого субъекта к воздействующим на него обстоятельствам.
Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм стилей поведения, принятых в обществе.
У детей с нарушением интеллекта взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящие изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований. Дети с дефектами интеллектуального развития испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызывать неадекватную реакцию со стороны такого ребенка.
Специальная школа восьмого вида обеспечивает специальное образование для детей интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в школе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке.
Целью коррекционно-воспитательной работы является социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Развитие учащихся с нарушениями интеллекта в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых, в первую очередь, относится специальное обучение и правильная организация всей жизни ребенка.
За время пребывания в школе у ребенка необходимо развивать жизненно важные навыки. Это обязательное условие самостоятельной жизни людей с нарушением интеллектуального развития в коллективе, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве простую работу, ориентироваться в окружающем их мире.
Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Для детей с нарушением интеллектуального развития труд является основным способом адаптации к жизни. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить подростка выполнять определенную работу, чем воспитать у него столь необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определить взаимоотношения с товарищами по работе.
Моя задача, как педагога заключается в организации такого учебного
процесса, при котором он не только содействует привитию необходимых
умений и навыков, но и способствует формированию диалогической речи
учащихся.
Необходимо, чтобы учащиеся овладели умением высказывать просьбы и
желания, научились обращаться к товарищу по заданию взрослого и по
собственному побуждению, могли задавать вопросы и отвечать на них.
Главное внимание должно уделяться следующим задачам:
повышение уровня мотивации трудовой деятельности и формирование
необходимых в труде качеств личности;
формирование привычки к труду и трудовой выносливости;
формирование знаний, необходимых для практического освоения
изучаемых технологических операций;
повышение уровня развития умений ориентироваться в задании,
планировать и контролировать его выполнение как необходимого
условия обеспечения целенаправленности и самостоятельности
трудовой деятельности;
овладение выполнением изучаемых технологических операций,
формирование двигательных трудовых навыков в процессе обучения
трудовыми приемами;
обеспечение профессионального самоопределения.
Учащиеся должны научиться осуществлять самостоятельные контакты в
социальной среде, осознавать собственные возможности и способности,
развивать и совершенствовать те навыки, которые необходимы.
В работе необходимо придерживаться следующих советов: дать ребенку
почувствовать, что он хорош уже тем, что живет на свете; если хотите чем-то
научить ребенка надо хвалить, даже если не получается; делать опережающее
одобрение:
«ты это сможешь, ты сильнее, смелее и умнее » и всякое повышение требований начинать с похвалы.
Необходимо развивать самоуважение у детей: поддерживать тесный контакт
с детьми, признавать их способности, помогать им, приобретать
определенные навыки в управлении своим поведением, включать детей в
совместную деятельность, учитывая при этом их склонности.
То есть процессы развития учащегося в школьном обучении и тренировки
его приспособления к жизненным ситуациям должны быть тесно
взаимосвязаны.