Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся через организацию воспитательной работы.
Жизнь в современном обществе такова, что уже с младшего школьного возраста она предъявляет ряд конкретных требований: быстрого и эффективного действия в проблемных и незнакомых ситуациях, умения ориентироваться в потоках информации, критично ее оценивать и использовать, и самостоятельно создавать новые продукты деятельности. Технология традиционного обучения не в состоянии отвечать современным требованиям. Поэтому, все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятиями «Компетентностное образование», «Компетентностный подход».
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении обучающимся определенным набором способов деятельности.
Сформированность жизненных компетенций состоит из четырех направлений:
1. Физическая компетентность:
состояние здоровья; отношение к здоровью; физкультурная активность; знание о том, как быть здоровым (формирование здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
2. Социальная компетентность:
культура поведения; уровень теоретической и практической ориентации в системе родственных связей; уровень эмоционально-психической организации личности; уровень самооценки и адекватной реакции на ситуацию; уровень экономико-правовой культуры; уровень готовности к самостоятельному выбору места жительства (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу).
3. Профессионально-трудовые компетентности:
уровень профессиональной ориентации; практическая подготовленность к профессионально-трудовой деятельности; отношение к труду как к жизненно-смысловой доминанте; наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности).
4. Морально-волевые компетентности:
уровень способности к организации личной жизни и к сосуществованию с другими членами общества (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка).
Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем мире во многом определяется умением воспитателя строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Занятия с детьми проводятся в форме экскурсий, сюжетно-ролевых и деловых игр, занятий-размышлений, диспутов, практических заданий и т.д., обучение строится на основе наглядности и практической деятельности.
Чтобы сформировать у воспитанников минимальные жизненные компетентности по данным направлениям необходимо учить воспитанников следить за своим здоровьем и адекватно оценивать его состояние, уметь обратиться за помощью к медицинскому работнику, врачу, одеваться по погоде и по сезону. Прививать потребность в физической активности: ежедневно делать утреннюю зарядку, посещать спортивные секции.
Воспитатель учить воспитанников:
культуре поведения в общественных местах, соблюдать нормы поведения, следить за своим внешним видом самостоятельно, правовой грамотности (знать страну проживания, президента, государственную символику, основной документ страны, документ удостоверяющий личность), ориентироваться в системе родственных связей (знать имена родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек). Держать связь с родственниками посредством различных ресурсов. В рамках этой работы проводятся информационные часы "Герб страны , как предмет нашей гордости", "Я гражданин своей страны", курсы бесед "Правила поведения в общественных местах", "Я в коллективе!", "Колесо безопасности", конкурсы рисунков "Я и моя семья", "Подари улыбку маме" и др.
Для улучшения социальной ориентации
организовываются экскурсии, поездки на общественном транспорте. На практике закрепляются правила поведения в общественном транспорте, в общественных местах.
С обучающимися закрепляем:
домашний адрес, свой социальный статус, причины нахождения в школе-интернате, свои права и обязанности, права и обязанности по содержанию жилой площади после выпуска из школы, из чего будет складываться его бюджет после выпуска, учим правильно распределить свои доходы (бюджет), как действовать в экстремальной ситуации (утрата документов, болезнь…) (Проводятся беседы "Твои обязанности, ученик", "Подросток и правонарушения", "Я и мои права", уроки безопасности "Незнакомые люди", "Ты потерялся" и др.).
Воспитанников с начального звена обучаем:
самостоятельной стирке своей одежды, элементарным навыкам ремонта одежды (пришивать пуговицы и т. д.), глажке белья, правилам ухода за своими вещами, правильно заправлять кровать, ежедневно убирать в спальнях и учебных кабинетах.
Воспитанники должны иметь систематизированные знания о профессиях, понимать различия в профессиях, которые им доступны по состоянию здоровья, и знать пути получения выбранной профессии поэтому проводятся (праздники "В мире профессий", конкурс рисунков "Профессии моих родителей"). К выпуску учащийся должен четко представлять свой дальнейший жизненный путь, чем он будет заниматься, и осознавать свой выбор.
Для комфортной психологической обстановки и здоровой окружающей атмосфере вокруг воспитанников педагогам необходимо проявлять эмоциональную теплоту в общении, через заботу, ласку. Это поможет снизить эмоциональную нестабильность, частые аффективные вспышки, проявление агрессивности. Необходимо учить детей контролировать свои эмоции, поведение.
С помощью бесед, обсуждения поступков ребят (как положительных, так и отрицательных) учим адекватно оценивать поступки через (беседы "Попроси вежливо!", "Если ты не прав", "Хорошо, если рядом друг") Это поможет в дальнейшем к адекватной самооценке, что скажется на личности ребенка и общении с окружающими людьми. Необходимо также учить планировать свои дела, формулировать жизненные цели.
Воспитательная работа должна содействовать сформированности и развитию жизненной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.