СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование толерантной обучающей среды. Роль учителя в современных условиях, социальная востребованность диалога «Ребенок-Семья-Школа-Общество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья может представлять интерес для учителей младшей ступени обучения ,работающих в условиях многонациональной школы.В статье отражены основные цели,задачи и принцыпы повышения квалификации в системе профессионального и социального образования.

Просмотр содержимого документа
««Формирование толерантной обучающей среды. Роль учителя в современных условиях, социальная востребованность диалога «Ребенок-Семья-Школа-Общество»»

ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Дополнительное образование детей: Ключевые элементы организации образовательного процесса », (апрель-май 2020 г)


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --






Платова Ольга Александровна


Учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория,


МБОУ СШ №1 г. Володарск, Нижегородской области, РФ






«Формирование толерантной обучающей среды. Роль учителя в современных условиях, социальная востребованность диалога «Ребенок-Семья-Школа-Общество»




1. Аннотация:


Статья может представлять интерес для учителей младшей ступени обучения, работающих в условиях многонациональной школы. Работа посвящена формированию толерантной обучающей среды. В ней описаны различные механизмы и формы повышения квалификации преподавателей на разных этапах образовательного процесса. В статье отражены основные цели, задачи и принципы повышения квалификации в системе профессионального и социального образования.


2.Содержание:


2.1Введение


2.2Компетентностный подход в формировании ИОТР учащихся


2.3 Рекомендации по проведению родительских собраний


2.4 О формировании толерантных отношений в образовательной среде


2.5 Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде


2.6Организация работы по профилактике безнадзорности и беспризорности


2.7 Заключение


3. Список использованной литературы








2.1 Введение


Что такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако, в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Наверное, было бы правильнее определить «толерантность» как понимание, признание и принятие, то есть, способность понять другого, признать его право быть другим и принять другого как носителя иных ценностей, иных норм поведения.


Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много: нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, нетерпимость к человеку другой веры, расслоение населения на «богатых и бедных» Всё это через социальное окружение детей, семью все чаще проникает в школу.






2.2 Компетентностный подход в формировании ИОТР учащихся.


Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.


Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то приложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-образовательный характер, сама становится предметом усвоения.


Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для заполнения или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путём. Вряд ли учащегося можно обучит компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстаёт как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.




Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определённый уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.


На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путём «скоропостижных» административных действий. Нужно изучать и модернизировать теоретические основания конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.





2.3 Рекомендации по проведению родительских собраний



Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны детей. Именно поэтому в разделе функциональные обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.


Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания – предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:


- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.


- Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия на менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.


- Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки собрания; он быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.


- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.). Оно состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить. Что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.


- Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начитается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.




2.4 О формировании толерантных отношений в образовательной среде


Проектирование толерантной образовательной среды класса, которая является основой толерантной образовательной системы школы, строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учётом, как минимум, трёх составляющих (предложение А.Е. Дружининой): готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям по внедрению в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность к а к отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми) и восприятия учащимися образовательной среды как толерантной.


Деятельность администрации важно направить на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды. К ним относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность затрагивает всех субъектов образовательного процесса и реализуется в таких формах работы, как консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам организации толерантной образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии для учителей и учащихся.2


По мнению учащихся, учитель, обладающий спокойствием, выдержкой, расположенностью к окружающим, создаёт эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации и познавательной деятельности школьников, стимулируя таким образом интерес к предмету и повышение учебной мотивации в целом. Однако вследствие эмоциональных перегрузок у учителей часто накапливается раздражительность, внешним признаком которой служит коммуникативная нетерпимость, выражающаяся в непринятии индивидуальности другого человека, категоричности или консерватизме в оценках других людей, стремлении перевоспитать партнёров, использовании себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей, нетерпимости к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, неумении скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнёрами, прощать окружающим ошибки, приспосабливаться к их характеру, привычкам и желаниям.


Деятельность педагога по формированию толерантного взаимодействия между учителем и учеником должна осуществляться как на уроках, так и во внеклассной работе. Важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся различных национальных культур и вместе с тем непримиримость к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, наркомания, расизм, — вот позиция толерантного учителя. Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между учащимися, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам. Воспитание толерантности учащихся — сложный и длительный процесс. Первоначальное условие для создания комфортного окружения ребёнка — сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Психологический дискомфорт ребёнка, связанный с низкой степенью стрессоустойчивости, практически нулевой толерантностью, сказывается на его успеваемости и физическом здоровье. По мнению Н. К. Смирнова, «ученик, для которого посещение школы — тяжёлое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья». Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Самого серьёзного внимания сегодня требуют высокий уровень конфликтности в подростковой среде между представителями различных национальностей, частое проявление ксенофобии и экстремизма. Это обусловлено отсутствием в образовательном учреждении гуманистической среды как основы взаимодействия между субъектами образовательного процесса, отсутствием примеров толерантности, неприятием толерантности как базовой гражданской ценности среди педагогов и родителей. Нередко встречаются родители, которые в случае конфликта между детьми, не разбираясь в его сути и причине, открыто выступают против детей других национальностей.



Практические стратегии и механизмы формирования толерантного сознания пока не разработаны, да и не могут быть универсальными. Поэтому целесообразно обращать внимание, прежде всего, на формирование навыков толерантной коммуникации — основы построения толерантной образовательной среды. Для этого необходимы:


● включение в деятельность по построению толерантной среды всех участников образовательного процесса, включая администрацию, учителей и учащихся школы;


● учёт индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;


● уважительное отношение к личности всех субъектов образовательного процесса. Уважая и принимая позицию и мнение учащегося (не обязательно соглашаясь с ними) и при необходимости корректируя их, учитель показывает ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир;


● опора на положительные качества учащихся: позитивный социальный опыт, развитые (пусть даже в небольшой степени) конструктивные умения взаимодействия с людьми;


● единство формирования когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов толерантности;


● диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.







2.5 Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде


Проблема толерантности не нова и тревожит прогрессивных людей не один век. В России вопросами ненасилия занимались Л. Н. Толстой, Н. К. Рерих, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьѐв и многие другие просветители народа. Более 500 лет назад в Испании был сооружён памятник толерантности как символ дружбы и взаимопонимания народов. В наше время в США, в штате Калифорния, в Лос-Анджелесе, создан музей толерантности, где уникальные интерактивные выставки посвящены двум главным темам: динамике расизма и расовых предрассудков в Америке и истории Холокоста – крайнего примера негуманного отношения человека к человеку.1 В музее толерантности посетителей знакомят с проявлениями нетерпимости в обычной жизни.



Время движется вперѐд: меняется экономический и политический строй, появляются новые достижения в науке и технике, в связи с этим возникают новые науки, научные понятия. Таковым является понятие толерантности. Эта проблема очень значима в данный момент развития нашего общества. И хотим мы этого или нет, но обществу необходимо эту проблему решать. И, конечно, один из путей решения этой проблемы – это образование и воспитание подрастающего поколения. Формируя у подростков терпимость и миролюбие, мы формируем толерантное сознание.


Не секрет, что сегодня отношения в образовательной среде далеки от толерантного взаимодействия, кроме того, существенное воздействие на личность учащихся оказывают агрессивные отношения во внешнем мире. На вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодёжи, 17% опрошенных отметили, как утверждает А.Е. Дружинина, жестокость и насилие. Поэтому важнейшая задача современной школы — формирование личности человека как носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.




2.6 Организация работы по профилактике безнадзорности и беспризорности


Приоритет денежных отношений над духовными в разуме современного человека вызвал рост числа социально незащищенных граждан, значительное место среди них занимают несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, а также проживающие в нее благополучных семьях. Рост безнадзорности несовершеннолетних – факт, с которым трудно поспорить.


Довольно часто дети из подобных категорий попадают под дурное влияние. Активно в своих целях используют несовершеннолетних из неблагополучных семей наркоторговцы и изготовители порнографической продукции, иные криминальные структуры, предводители различных националистических движений и экстремистских организаций и группировок, представители религиозных сект. Как следствие, подростки и молодежь изначально выбирают для себя отнюдь не позитивные ориентиры для дальнейшего развития и устроения жизни.


Одним из наиболее важных факторов организации профилактической работы в образовательной организации является заинтересованность всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, в отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися. Следует помнить, что ребенок в этом процессе активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности[1].


Необходимо, чтобы весь коллектив школы участвовал в воспитательном процессе и был задействован в программе профилактики безнадзорности и беспризорности нее совершеннолетних. Применение творческих подходов в этой работе, личная заинтересованность в том, чтобы из учащихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.


Главное в работе по профилактике безнадзорности и беспризорности уважительное отношение к особенностям личности ребенка. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних важно начинать с развития у подростков позитивного образа, чувства самоуважения, развития критического мышления и умения принимать ответственные решения[3].


В условиях средней школы должны быть созданы условия для повышения эффективности индивидуальной помощи несовершеннолетнему с целью профилактики безнадзорности. Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции и реабилитации.



2.7 Заключение


Что же необходимо для создания толерантной образовательной среды в школе? Прежде всего, готовность администрации школы внедрять в её культуру педагогику толерантности, готовность педагогов и обучающихся к взаимодействию и сотрудничеству, а также психологическая поддержка школьников, то есть – воспитание и самовоспитание толерантного поведения учителя и воспитание навыков толерантного поведения обучающихся. И важным обстоятельством, которое должно быть учтено в образовательной среде, является понимание того, что толерантное поведение связано с взаимодействием двух сторон. Только тогда будет создан необходимый эмоциональный фон образовательного процесса.







3. Список использованной литературы




1. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М.


Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010. — М.: ТЦ Сфера, 2009.


2.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995.


3.Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и еѐ значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. – 1988.


4.Бриль М.С. Креативность в концепции толерантности М. 2008


5.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 1991


6.Аванов А.В. Защита ребенка как педагогическое понятие // Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О.С. Газмана. М., 2010.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!