СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование цифровых компетенций учителя. Формирование функциональной грамотности. Литосфера. Горные породы и минералы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование цифровых компетенций учителя. Формирование функциональной грамотности. Литосфера. Горные породы и минералы»

«Формирование цифровых компетенций учителя. Формирование функциональной грамотности»



ФИО: Дощанова Ольга Владимировна

Место работы: ГБОУ «Самарский казачий кадетский корпус»

Должность: учитель биологии и географии

Образовательная область, предмет: география

УМК: Алексеев

Класс: 6 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Литосфера. Горные породы и минералы

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, личностно ориентированного обучения, продуктивного чтения, развития аналитических навыков.

Цель: сформировать представление о минералах и горных породах;

показать деление горных пород на группы по происхождению;

научить различать горные породы и минералы по внешнему виду;

сформировать понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».

разработать задания, направленные на развитие естественно-научной грамотности обучающихся;

проанализировать и провести оценку форсированности цифровых компетенций;

сформулировать ключевые цифровые компетенции (знания, умения, навыки) и выделите ключевые направления;

обмен опытом педагогической деятельности в организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках географии.

Формируемые УУД:

Предметные: научиться объяснять значение понятий минералы и горные породы;

Понимать отличия между «осадочными породами», «магматическими породами», «метаморфическими породами».

называть и различать горные породы на группы по происхождению;

различать горные породы и минералы по внешнему виду;

приводить примеры горных пород;

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

планировать свою деятельность;

выделять главное, существенные признаки понятий;

работать с текстом и нетекстовым компонентом;

Личностные: формирование познавательного процесса к предмету и устойчивой мотивации к обучению;

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

Оборудование: учебники, электронные приложения, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, коллекция норных пород и полезных ископаемых, электронное приложение, атлас.



Ход урока

І. Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

    1. Опрос

Ученики, сидящие в первом ряду, рассказывают о внутреннем строении земного шара своему соседу. Ученики, сидящие во втором ряду, рассказывают о строении земной коры, различии земной коры и литосферы.

На ответ ученика отводится 2—3 мин.

    1. Географнческнй днктант

  1. Земля состоит из... (mpex) слоев.

  2. Внутри Земли находится... (ядpo).

  3. В раскаленном до 2000 ‘С и более находятся... (мантия)

  4. Верхняя оболочка Земли. (Литосфера.)

  5. Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)

  6. Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)

  7. Какой слой горных пород отсутствует в океанической земной коре? (Гранитный.)

  8. Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)

  9. Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)

  10. Как называется наука о землетрясениях? (Сейсмопогия.)


  1. Изучение нового материала

— Земная кора состоит из разнообразных горных пород. Какие горные породы вы можете назвать? (гранит, глина, уголь, торф, песок и др.)

(Учитель показывает и называет другие горные породы.) Горные породы отличаются по происхождению, свойствам, составу. В состав горных пород входят минералы. Минералы имеют разные плотность, твердость, цвет, блеск и другие свойства.

(Учитель показывает минералы: кварц, слюду, полевой шпат)

Разнообразие горных пород и закономерности их распространения в земной коре зависят от того, в каких условиях они образовались, то есть от происхождения горных пород.

По происхождению горные породы делятся на три группы:

  1. осадочные;

  2. магматические;

  3. метаморфические.

Как образуются осадочные горные породы? Они оседают на дне водоемов: морей, океанов, озер — и на суше.

По способу образования осадочные породы делятся на три группы:

  1. обломочные (образуются под влиянием ветра, колебаний температуры воздуха, текучих вод, например, рек) — галька, гравий, валуны, песок, глина;

  2. химические (оседают на дне соленых озер и морей в виде кристаллов) — поваренная и калийная соли;

  3. органические (образованы в результате жизнедеятельности организмов — растений и животных) — нефть, торф, каменный уголь, мел и др.


Магматические породы образуются из магмы (густая мазь), которая выделяется из мантии и, перемещаясь в верхние слои земной коры, остывает и затвердевает.

Если магма достигла поверхности Земли и излилась на поверхность, то образовавшиеся породы состоят из мелких кристалликов. Это излившиеся горные породы, или эффузивные. К ним относятся базальт, пемза, туф и др.

(Учитель демонстрирует образцы пород.)

Магма не всегда достигает поверхности Земли, тогда она остывает на глубине. Остывание происходит медленнее, в результате чего образуются породы, имеющие крупнозернистое строение. Это глубинные магматические породы (интрузивные) — гранит, габбро, диорит.

Горные породы могут изменяться под давлением лежащих на них толщ других горных пород и под влиянием высоких температур. Изменения происходят на протяжении длительного времени — сотен и миллионов лет. Так образуются метаморфические породы.

Из известняка образуется мрамор, из песчаника — кварцит, гранит превращается в гнейс.

Как отличить магматические горные породы от осадочных пород, например, гранит от соли, песок от базальта?

Магматические породы более плотные, твердые, имеют зернистое строение, они образуются из магмы или лавы.

Осадочные породы Злее рыхлые, менее твердые, без зернистой структуры. Породы органического происхождения состоят из остатков растений или животных. Например, мел и известняк состоят из раковин мелких морских моллюсков, коралловый известняк состоит из остатков скелетов коралловых полипов.

Задание 1

Прочитайте текст и выполните задания.

Глина - это осадочная порода, в большинстве своём - горная. Она образуется при помощи минералов (одного или нескольких) из группы каолинитов (каолин - всем известная белая глина), и из различных слоистых силикатов. Глины, как морская вода и минеральные грязи, являются источником различных микроэлементов, необходимых коже. Наш организм не способен вырабатывать микроэлементы самостоятельно, он получает их извне, то есть из пищи и используемой косметики. Исследования показали, что по действию на кожу эффективность глины, содержащей комплекс микроэлементов, выше, чем отдельно взятых минералов. В разных видах глины содержатся различные микроэлементы: в одних глинах это кремний, в других – алюминий, в-третьих – марганец. Помимо этих основных веществ, в глинах содержатся практически все элементы, представленные в таблице Менделеева.

Глина

Вещ-ва

желтая

Натрий, трехвалентное железо, сера

голубая

Кобальт, кадмий калий, натрий, медь, цинк, железо

красная

Калий, железо

зеленоватая

Медь, двухвалентное железо

черная

Углерод, железо

белая

Цинк, марганец, кремний



Задание 1.

Виктория очень тщательно следить за своим внешним видом и постоянно использует глину для ухода за своей жирной кожей. Она использует только белую глину и избегает употребление других сортов глины. Правильно ли она поступает? Можно ли Виктории использовать другие сорта глины, какие и почему?

Ответ:

Система оценивания:

Возможный ответ

Да, можно использовать другие сорта глины. Так как у Виктории жирная кожа, ей подойдут следующие сорта глины: зеленая, мультани-мутти, рассул. Белая глина подойдет людям с сухой кожей. Белая глина для кожи Виктории не подходит

Дан верный ответ, и приведена верная аргументация

2 балла

Дан верный ответ, аргументация приведена, но неверна

1 балл

Дан неверный ответ; дан верный ответ, но аргументация не приведена, или ответ отсутствует

  1. баллов



Характеристики задания:

• Содержательная область оценки: живые системы

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

• Контекст: местный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с развернутым ответом

• Объект оценки: умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы



Задание 2.

Почему глина имеет разный цвет?

Ответ: ___________________________________________________________

Система оценивания: (1 балл за правильный ответ. Ответ: Цвет глины зависит от соотношения примесей, которые входят в её состав)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: живые системы.

Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.

Контекст: местный.

Уровень сложности: средний.

Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста)

Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании

процесса или явления.

Задание 3.

Какой сорт глины позволяет использовать ее в качестве демакияжа?

Ответ: ___________________________________________________________

Система оценивания: (1 балл за правильный ответ. Ответ: белая и розовая)

Характеристики задания:

• Содержательная область оценки: живые системы

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

• Контекст: местный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов

• Объект оценки: умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

АХ, ЭТА ГЛИНА. Задание 4.

Какая причина влияет на цвет белой глины?

Ответ: ___________________________________________________________

Система оценивания: (1 балл за один правильный ответ. Ответ: при отсутствии в составе глины оксида железа она приобретает белый цвет см. табл.)

Характеристики задания:

• Содержательная область оценки: живые системы

Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: личный

• Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с развернутым ответом, задания на сопоставления

• Объект оценки: умения делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления



(Ученики работают с коллекциями горных пород и минералов.)

- Найдите в коллекции образец гранита. Какое происхождение имеет гранит? (Магматическое.)

- Эта порода крупнозернистая. Где она могла образоваться?

(Порода образовалась в глубинных слоях, она интрузивного происхождения.)

Как вы думаете, почему гранит пестрый? ‹Он состоит из разных минералов.)

(Учитель просит найти в коллекции кварц, слюду и полевой шпат.)

— От чего зависит цвет гранита? (От цвета полевого шпата)

(Учитель показывает образцы горных пород и рассказывает о свойствах пород и о применении их в хозяйственной деятельности человека.

Далее ученики работают самостоятельно, определяя группу, к которой относится каждая горная порода из раздаточных коллекций.)

Домашнее задание

§ 17, задание 5 к параграфу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!