СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность моей работы заключается  в том, что на уроках музыки необходимо уделять особое внимание творческому началу посредством дивергентного мышления. Именно оно должно стать ведущим направлением в педагогической практике учителя музыки. Самая главная цель моей педагогической деятельности - это не наполнить «сосуд» знаниями до краёв, а научить ребенка пользоваться этими знаниями: в нужный момент «достать» тот ответ, который позволит достичь цели.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления"»

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ





Кафедра педагогики и

психологии





Курсовая работа

Тема: Формирование творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления





Выполнила: Кулешова Наталья Ивановна






Мурманск

2018

Оглавление:

Введение 3

ГЛАВА 1. Творческие основы развития личности 5

1.1 Урок – это целая планета 5

1.2 Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности 7

1.3Дивергентное мышление как фактор формирования творческого начала 8

ГЛАВА 2. Прикладные аспекты развития творчества личности ребенка 11

2.1. Практическая часть 11

Заключение 14

Литература 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

















Введение


Мы живем в эпоху невиданных перемен, и эти перемены требуют особого подхода и решений в каждой сфере деятельности человека. Начни свою жизнь с творчества – этот девиз будет залогом успеха любых начинаний. А развитие творчества способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции

Нашей стране сейчас нужны люди, способные принимать решения, мыслить творчески. Дети от природы любознательны и полны желаний узнавать новое. Чтобы каждый ребёнок смог максимально раскрыть и реализовать свой талант, необходима помощь со стороны взрослых.

Музыка это как раз тот предмет, где раскрывается, формируется талант детей. Навыки и умения, приобретённые на уроках, помогают решать многие задачи в других образовательных областях.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития творческих способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий

Так что же такое творческий процесс?

Современная психология определяет творчество, как мощный фактор развития личности. Сегодня современный учитель должен знать не только свой предмет, но и хорошо разбираться в основах психологии.

Актуальность моей работы заключается в том, что на уроках музыки необходимо уделять особое внимание творческому началу посредством дивергентного мышления. Именно оно должно стать ведущим направлением в педагогической практике учителя музыки. Самая главная цель моей педагогической деятельности - это не наполнить «сосуд» знаниями до краёв, а научить ребенка пользоваться этими знаниями: в нужный момент «достать» тот ответ, который позволит достичь цели.

Цель: раскрытие вопросов организации творческого процесса на уроках музыки посредством дивергентного мышления.

Задачи:

  • Обобщение материала по вопросам: «Урок – это целая планета», «Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках музыки».

  • Изучение специальной литературы по проблеме дивергентного мышления.

  • Обобщение результатов проведенной работы, формулировка выводов.

ГЛАВА 1. Творческие основы развития личности 1.1 Урок – это целая планета

Урок – это целая планета. Существует большое количество определений . Так что же такое урок?

Урок”в словаре Д.Н.Ушакова

  • Работа, заданная для выполнения в определенный срок (·устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился... для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок» И.А. И.А.Гончаров.

  • Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию. Выучить урок. Сделать или приготовить уроки. Плохо, хорошо знать урок. «Задал нам урок из истории» Л.Н.Толстой.

  • Каждый урок плавания продолжается 30 минут. Урок верховой езды. Урок русского языка. «Окончив урок истории...» И.С.Тургенев. «В десять часов вы дадите Коле ваш первый урок в русском языке, а в два - в истории» И.С.Тургенев. «Валентина Михайловна присутствовала также на втором уроке - из русской истории» И.С.Тургенев.

  • Поучение, нравоучение, наставление. «Смиренно урок ваш выслушала я.» Пушкин. «Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя» А.С. Пушкин.

  • Наказание (·разг.). «- А ты дай ему легкий урок... - Нагоняй? изволь, это мое дело» И.А.Гончаров.

  • Вывод, следствие из чего-нибудь, могущие служить руководством на будущее время. Уроки прошлого. Уроки истории. Уроки посевной кампании. Это вам послужит хорошим уроком. Простудился - это тебе урок: не купайся в такой холод. Получить жестокий урок. Извлечь серьезный урок из последних событий.

Урок”в словаре русских синонимов В.И.Даля

  • Задача, задание; занятие; вопрос, наука, предупреждение; физра, нотация, паремия, нравоучение, поучение, мораль, учебное занятие, острастка, оброк, работа, телеурок, дань, танцкласс, наставление, поученье, наставленье, назидание, проповедь, рацея, класс.

Каждый учитель, задавая себе этот вопрос, отвечает по разному: с точки зрения специфики своего предмета. Основной целью урока «Музыка» является формирование и развитие творческих, эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Важным моментом  в организации  урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока.  Ученикам  важно видеть  и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим,  он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока (классический вариант): вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).

Таким образом, на уроке музыки закладываются и развиваются не только специальные музыкальные и творческие способности в основе развития, которых лежат психические свойства личности: память, внимание, мышление, воображение; а так же формируется эстетические и духовно – нравственные категории личности.

1.2 Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности

Одна из главных задач предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. К сожалению,  часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.

Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Безусловно, в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников    навыки активного слушания. В основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.

Процесс слушания организовывается учителем. Для понимания музыки необходимо дослушать музыкальное произведение до конца. Это не только основа культуры  и грамотности слушателя, но и грамотное вдумчивое отношение к музыкальному произведению, т.к. музыкальный образ находится в движении, развиваясь, он меняется и, собственно, именно в этом развитии  образа есть особенность выражения  временного языка музыки. Умением сосредотачивать внимание во время слушания музыки на собственном внутреннем мире обладают далеко не все. Поэтому восприятию музыки способствует прием – «дирижирование». Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку,  а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические  нюансы произведения.

Актуальные приемы  организации учебной деятельности :синквейн, музыкально-пластические движения, «перевод», театрализация, портфолио ученика, моделирование, проектная деятельность, участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.

Формируя и развивая эстетические и духовно-нравственные качества личности, изучение музыки дает возможность формировать и развивать творческие дарования каждого ученика.

1.3Дивергентное мышление как фактор формирования творческого начала

Согласно Гилфорду, учителя, ставящие своей целью развивать у детей творческие способности, обязаны уделять «особое внимание дивергентному мышлению». Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Джой Гилфорд (1967). Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Фактически дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Дивергентное мышление характеризует основные четыре качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность.

  • Быстрота – максимальное количество предположений (в данном случае важно не качество, а их количество).

  • Гибкость – это широкое многообразие идей.

  • Оригинальность- не совпадение с общепринятым мнением.

  • Точность- (законченность, цельность)способность совершенствовать или придавать завершенный вид своей идее.

Сказанное позволяет заключить, что самым важным является также в равной степени обоснованно поставленные вопросы в ходе урока, которые активизируют инструментальную функцию мышления, стимулируют поиск продуктивных методов преодоления проблемного знания, оттачивают логику, укрепляют мыслительные навыки анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения и других операций мышления. При этом вопросы должны быть содержательно и методически правильными. Они должны органически отражать существенные стороны изучаемой проблемы, быть нешаблонными и острыми, заключать в себе противоречивые тенденции, учитывать особенности обучаемых, их интересы и запросы, вызывать активный самостоятельный поиск истины. И это всё как раз является стартом для формирования творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления.

Это все возможно только на уроках музыки. Где нет неправильных ответов, а есть свой с точки зрения ученика единственно правильный ответ. Если в целом быть честным, то мы понимаем, что в силу объективных реалий проходящих в образовательном пространстве, мы все меньше слышим на уроке устный ответ ученика на вопросы учителя: в основном это письменные или тестовые задания.

А урок музыки как раз даёт широкую возможность: говори, рассуждай, фантазируй….

ГЛАВА 2. Прикладные аспекты развития творчества личности ребенка 2.1. Практическая часть

Каждое теоретическое обоснование должно быть подкреплено практическими примерами! Урок в третьем классе: IVчетверть.

Тема: «Из чего состоит музыка?»

Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика – Эдварда Грига.

Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).

Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.

Необходимо доказать триединство составляющей понятия «Музыка», которое заключается в структуре «Композитор- исполнитель – слушатель». Перед учащимися поставлена задача: найти множество различных качеств, которые необходимы любому творчески мыслящему человеку. В процессе рассуждения, сравнения и обобщения, я подвожу детей к выводу, что и композитору и исполнителю и слушателю необходимы эти названные ими качества, но в разной степени проявления. И это является основным выводом урока по теме «Композитор-исполнитель-слушатель»

Урок в шестом классе:

II четверть, тема: «Диалог метра и ритма». Это заключительный урок по теме. На уроке дети продолжают знакомиться с понятиями темп и метр в функциональной взаимосвязи: диалоге. Основная цель на уроке это - на каждый вопрос учителя, поставленный, на уроке должно быть дано, как можно больше версий ответов обучающихся. Дети не должны бояться ответить неправильно: потому что девиз урока: «На уроках музыки нет неправильных ответов» Организуется игровая деятельность через занимательные ритмические задания: способность повторить ритмический рисунок через простукивание (ладони, ручка, любой др. предмет по выбору) и вокальное воспроизведение.

В разделе «Слушаем музыку» продолжаем работу над умением определять характер произведения.

В разделе «Мы поем» завершаем работу над песней.

Тип урока: обобщение с элементами комбинированного урока

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - « ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

- развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;

- продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни;

-развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

- слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;

- исполнение - ритмические «кричалки» «Джумба» и «Баня»; шотландская песня «My Bonnie».

При этом необходимо осуществлять соблюдение следующих положений:

  • Восхищаться каждой идеей ученика.

  • Позитивно подкреплять все ответы.

  • Использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное.

  • Максимально адаптировать по всем высказываниям и действиям детей.

  • Создать климат взаимного доверия.

  • Обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение.

Заключение

Достижение поставленной цели в курсовой работе по теме: «Формирование творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления»,

было осуществлено путем реализации поставленных задач:

  • это ознакомление и изучение специальной литературы психолого-педагогического и методического направления по проблеме дивергентного мышления;

  • это обобщение материала по вопросам: «Урок – это целая планета» и «Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках музыки»;

  • это примеры практического применения знаний и опыта по вопросам психологии и методики, приемов развития творческого начала у обучающихся на уроках музыки.

И так при работе по развитию творческого потенциала учащихся, усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий спектр возможных оригинальных решений и состояний творческого процесса; с другой стороны - обучить детей различным средствам выполнения творческих заданий. С третьей – оказать безусловную поддержку любым проявлениям творческих решений и состояний, чем показать самоценность каждой личности. И , безусловно, самое главное, о чём не следует забывать того что он должен научить ученика из множества накопленных знаний и умений «достать» в нужный момент из своей памяти тот фрагмент, который подскажет путь к решению творческой задачи.

Литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвящение,1983. - 336 с.

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.,1983. - 190 с.

3. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. - Л.: Музыка,1980. - С. 14-29.

4. Матюшкин A.M. Развитие творческой личности. — М.,1991. С. 180.

5. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. - Новосибирск,1994. - 35 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.,1997. - 384 с.

7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса - М.: Изд. «Академия», 1996. - 416 с.

8. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика,1985. - Т.1. - 328 с.

10. Смолина Е.А. Современный урок. Ярославль. Академия развития, 2006

Интернет-ресурсы

1. www.dryzgunov.ru

2. www. allabout.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ


Урок в 6 классе.


Тема: «Диалог метра и ритма»

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - « ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

  • развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;

  • продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни;

  • развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

  • слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;

  • исполнение - ритмические «кричалки» «Джумба» и «Баня»; шотландская песня «My Bonnie».

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD- проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.

Оформление доски: три раздела – «Тема»; «Слушаем»; «Поем».


Тип урока - комбинированный


ХОД УРОКА



Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).

Ученики: Конечно, это ритм. Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: «Повторить ритмический рисунок», даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.

Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе , жизни.

Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.

Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра- путём отстукивании.

Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.

Учитель: И так две стороны одной « медали»! Как же они сосуществуют метр и ритм!

Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.

Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?

Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.

Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?

Ученики: Зажигательный, динамичный,

Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна «Гаяне», получившим название «Танец с саблями».

Слушаем фрагмент из балета «Гаяне» «Танец с саблями» (Анализируем произведение)

Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.

Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?

Ученики: Наверное, в семь лет.

Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.

Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали художник- сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу «как брежу», отражаю свои сны Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки «Танца с саблями», С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: «Прием окончен». Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике «Легенды Невского Проспекта» 1993г

Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами!

Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. Перед нами метроритмическая кричалка

«Джумба». Класс делится творческие группы:

I группа скандирует «Джумба»- четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать «Джумба»

II группа вступает на пятой доле со словами «Джумба, квелико, питолико, микадзе» и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.

III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами «Пля, пля,плясинкопа! Ква, ква , ква - кварелли». Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием «Джумба».

Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.

Ученики: Первая фраза «Джумба» - метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!

Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить «Джумбу» соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей «Джумбу» можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)

Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка «Баня».

I группа – «С Волги бревна прикатили».

II группа – «Кидай веники на баню».

III группа – «Пей чай с сухарями»,

Исполняем эту кричалку по принципу исполнения «Джумбы». Заканчиваем эту кричалку скандированием «Баня»

Учитель: Молодцы!!! Скажите пожалуйста , а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?

Ученики: Каноном.

Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней «My Bonnie». Как в оригинале должна быть исполнена песня?

Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.

Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?

Ученики: состоит из запева и припева.

Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)

После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант «My Bonnie» с солистами.

Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.

Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)

Учитель: Замечательно!!! Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.

ВОПРОСЫ:

  • Как ты понимаешь выражение « диалог метра и ритма»? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.

  • Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?

  • Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.

  • Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?

  • Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.

  • Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.

  • Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна «Танец с саблями» главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?

  • Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга, или «спорят и борются»?

Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.

Звучит «Танец с саблями». В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу «Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание!!!»


Урок 6 классе.


Тема: «Из чего состоит музыка?

Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика – Эдварда Грига.

Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).

Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.

Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, видеопрезентация урока, нотный материал.

Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр

Структура урока:

  • Организационный момент;

  • Введение в эксперимент;

  • Исследование;

  • Результат исследования;

  • Эксперимент;

  • Наши гипотезы;

  • Выводы эксперимента;

  • Мы слушаем: Э. Григ «Шествие гномов»;

  • Восприятие музыкального произведения;

  • Характеристика и анализ музыкального произведения;

  • Мы поем: Э. Григ «Заход солнца»;

  • Заключение, выводы урока.

Ход урока.


  • Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока прозвучит чуть позже, а пока мы продолжим работу с электронным музыкальным словариком: вспомним и охарактеризуем понятия:

  • Композитор;

  • Исполнитель;

  • Слушатель.


Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель - слушает.

  • Введение в эксперимент.

Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по проекту «Из чего состоит музыка?».

На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. А теперь мы с вами познакомимся с опорными словами и проанализируем какие же качества необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.

И так перед нами опорные слова:

  • Талант

  • Интерес

  • Желание

  • Упорство

  • Трудолюбие

  • Любовь к предмету

  • Целеустремленность

  • Профессиональное мастерство

Учитель. Что они обозначают?

Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.

  • Исследование

Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору?

Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.

Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных?

Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.

Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно.

Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.

Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени. «….Пусть другой гениально играет на флейте,

Но зато гениальнее слушали вы!»

А.Дементьев

  • Результат исследования.

Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?

Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени.

  • Эксперимент

Учитель. Цель нашего эксперимента ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.

Наши гипотезы

Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:

  1. исполнитель - слушатель

  2. композитор - слушатель

  3. композитор – исполнитель


Ученики размышляют о том, насколько «жизнеспособны» наши гипотезы, а именно: если предположить…..

    • Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя, то фактически нечего будет исполнять.

    • Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя, то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.

    • И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя, то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь всё то, что создаёт композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю

Учитель Да, совершенно верно!

  • Вывод эксперимента

Ученики. Делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско.

Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве: композитор – исполнитель- слушатель

  • Мы слушаем музыку «В пещере горного короля» Э. Григ

Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.

По окончании слушания беседа с учащимися.

  • Восприятие музыкального произведения:

характеристика и анализ музыкального произведения.


Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.

Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите, пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?

Ученики. Конечно, в качестве слушателя.

Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.

  • Мы поем Контрольное исполнение заранее выученного музыкального произведения. (Во время исполнения производится аудиальная запись выступления для того, чтобы проанализировать свое исполнение: «Услышать себя»

«Заход солнца» Э.Григ.

Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать своё исполнение в записи.

  • Заключение, выводы урока.


Учитель:В работе по проекту «Из чего состоит музыка» мы:

  • Провели исследование архитектоники музыки.

  • Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.

  • Проанализировали произведение Э.Грига «В пещере горного короля» с точки зрения средств музыкальной выразительности……

  • Продолжили работу над исполнительским мастерством.


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!