МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Кафедра педагогики и
психологии
Курсовая работа
Тема: Формирование творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления
Выполнила: Кулешова Наталья Ивановна
Мурманск
2018
Оглавление:
Введение 3
ГЛАВА 1. Творческие основы развития личности 5
1.1 Урок – это целая планета 5
1.2 Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности 7
1.3Дивергентное мышление как фактор формирования творческого начала 8
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты развития творчества личности ребенка 11
2.1. Практическая часть 11
Заключение 14
Литература 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Введение
Мы живем в эпоху невиданных перемен, и эти перемены требуют особого подхода и решений в каждой сфере деятельности человека. Начни свою жизнь с творчества – этот девиз будет залогом успеха любых начинаний. А развитие творчества способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции
Нашей стране сейчас нужны люди, способные принимать решения, мыслить творчески. Дети от природы любознательны и полны желаний узнавать новое. Чтобы каждый ребёнок смог максимально раскрыть и реализовать свой талант, необходима помощь со стороны взрослых.
Музыка это как раз тот предмет, где раскрывается, формируется талант детей. Навыки и умения, приобретённые на уроках, помогают решать многие задачи в других образовательных областях.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития творческих способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий
Так что же такое творческий процесс?
Современная психология определяет творчество, как мощный фактор развития личности. Сегодня современный учитель должен знать не только свой предмет, но и хорошо разбираться в основах психологии.
Актуальность моей работы заключается в том, что на уроках музыки необходимо уделять особое внимание творческому началу посредством дивергентного мышления. Именно оно должно стать ведущим направлением в педагогической практике учителя музыки. Самая главная цель моей педагогической деятельности - это не наполнить «сосуд» знаниями до краёв, а научить ребенка пользоваться этими знаниями: в нужный момент «достать» тот ответ, который позволит достичь цели.
Цель: раскрытие вопросов организации творческого процесса на уроках музыки посредством дивергентного мышления.
Задачи:
Обобщение материала по вопросам: «Урок – это целая планета», «Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках музыки».
Изучение специальной литературы по проблеме дивергентного мышления.
Обобщение результатов проведенной работы, формулировка выводов.
ГЛАВА 1. Творческие основы развития личности 1.1 Урок – это целая планета
Урок – это целая планета. Существует большое количество определений . Так что же такое урок?
“Урок”в словаре Д.Н.Ушакова
Работа, заданная для выполнения в определенный срок (·устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился... для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок» И.А. И.А.Гончаров.
Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию. Выучить урок. Сделать или приготовить уроки. Плохо, хорошо знать урок. «Задал нам урок из истории» Л.Н.Толстой.
Каждый урок плавания продолжается 30 минут. Урок верховой езды. Урок русского языка. «Окончив урок истории...» И.С.Тургенев. «В десять часов вы дадите Коле ваш первый урок в русском языке, а в два - в истории» И.С.Тургенев. «Валентина Михайловна присутствовала также на втором уроке - из русской истории» И.С.Тургенев.
Поучение, нравоучение, наставление. «Смиренно урок ваш выслушала я.» Пушкин. «Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя» А.С. Пушкин.
Наказание (·разг.). «- А ты дай ему легкий урок... - Нагоняй? изволь, это мое дело» И.А.Гончаров.
Вывод, следствие из чего-нибудь, могущие служить руководством на будущее время. Уроки прошлого. Уроки истории. Уроки посевной кампании. Это вам послужит хорошим уроком. Простудился - это тебе урок: не купайся в такой холод. Получить жестокий урок. Извлечь серьезный урок из последних событий.
“Урок”в словаре русских синонимов В.И.Даля
Задача, задание; занятие; вопрос, наука, предупреждение; физра, нотация, паремия, нравоучение, поучение, мораль, учебное занятие, острастка, оброк, работа, телеурок, дань, танцкласс, наставление, поученье, наставленье, назидание, проповедь, рацея, класс.
Каждый учитель, задавая себе этот вопрос, отвечает по разному: с точки зрения специфики своего предмета. Основной целью урока «Музыка» является формирование и развитие творческих, эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока (классический вариант): вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).
Таким образом, на уроке музыки закладываются и развиваются не только специальные музыкальные и творческие способности в основе развития, которых лежат психические свойства личности: память, внимание, мышление, воображение; а так же формируется эстетические и духовно – нравственные категории личности.
1.2 Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности
Одна из главных задач предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. К сожалению, часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Безусловно, в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников навыки активного слушания. В основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.
Процесс слушания организовывается учителем. Для понимания музыки необходимо дослушать музыкальное произведение до конца. Это не только основа культуры и грамотности слушателя, но и грамотное вдумчивое отношение к музыкальному произведению, т.к. музыкальный образ находится в движении, развиваясь, он меняется и, собственно, именно в этом развитии образа есть особенность выражения временного языка музыки. Умением сосредотачивать внимание во время слушания музыки на собственном внутреннем мире обладают далеко не все. Поэтому восприятию музыки способствует прием – «дирижирование». Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку, а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические нюансы произведения.
Актуальные приемы организации учебной деятельности :синквейн, музыкально-пластические движения, «перевод», театрализация, портфолио ученика, моделирование, проектная деятельность, участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.
Формируя и развивая эстетические и духовно-нравственные качества личности, изучение музыки дает возможность формировать и развивать творческие дарования каждого ученика.
1.3Дивергентное мышление как фактор формирования творческого начала
Согласно Гилфорду, учителя, ставящие своей целью развивать у детей творческие способности, обязаны уделять «особое внимание дивергентному мышлению». Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Джой Гилфорд (1967). Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Фактически дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Дивергентное мышление характеризует основные четыре качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность.
Быстрота – максимальное количество предположений (в данном случае важно не качество, а их количество).
Гибкость – это широкое многообразие идей.
Оригинальность- не совпадение с общепринятым мнением.
Точность- (законченность, цельность)способность совершенствовать или придавать завершенный вид своей идее.
Сказанное позволяет заключить, что самым важным является также в равной степени обоснованно поставленные вопросы в ходе урока, которые активизируют инструментальную функцию мышления, стимулируют поиск продуктивных методов преодоления проблемного знания, оттачивают логику, укрепляют мыслительные навыки анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения и других операций мышления. При этом вопросы должны быть содержательно и методически правильными. Они должны органически отражать существенные стороны изучаемой проблемы, быть нешаблонными и острыми, заключать в себе противоречивые тенденции, учитывать особенности обучаемых, их интересы и запросы, вызывать активный самостоятельный поиск истины. И это всё как раз является стартом для формирования творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления.
Это все возможно только на уроках музыки. Где нет неправильных ответов, а есть свой с точки зрения ученика единственно правильный ответ. Если в целом быть честным, то мы понимаем, что в силу объективных реалий проходящих в образовательном пространстве, мы все меньше слышим на уроке устный ответ ученика на вопросы учителя: в основном это письменные или тестовые задания.
А урок музыки как раз даёт широкую возможность: говори, рассуждай, фантазируй….
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты развития творчества личности ребенка 2.1. Практическая часть
Каждое теоретическое обоснование должно быть подкреплено практическими примерами! Урок в третьем классе: IVчетверть.
Тема: «Из чего состоит музыка?»
Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика – Эдварда Грига.
Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).
Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.
Необходимо доказать триединство составляющей понятия «Музыка», которое заключается в структуре «Композитор- исполнитель – слушатель». Перед учащимися поставлена задача: найти множество различных качеств, которые необходимы любому творчески мыслящему человеку. В процессе рассуждения, сравнения и обобщения, я подвожу детей к выводу, что и композитору и исполнителю и слушателю необходимы эти названные ими качества, но в разной степени проявления. И это является основным выводом урока по теме «Композитор-исполнитель-слушатель»
Урок в шестом классе:
II четверть, тема: «Диалог метра и ритма». Это заключительный урок по теме. На уроке дети продолжают знакомиться с понятиями темп и метр в функциональной взаимосвязи: диалоге. Основная цель на уроке это - на каждый вопрос учителя, поставленный, на уроке должно быть дано, как можно больше версий ответов обучающихся. Дети не должны бояться ответить неправильно: потому что девиз урока: «На уроках музыки нет неправильных ответов» Организуется игровая деятельность через занимательные ритмические задания: способность повторить ритмический рисунок через простукивание (ладони, ручка, любой др. предмет по выбору) и вокальное воспроизведение.
В разделе «Слушаем музыку» продолжаем работу над умением определять характер произведения.
В разделе «Мы поем» завершаем работу над песней.
Тип урока: обобщение с элементами комбинированного урока
Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - « ритм» в музыке и жизни человека в целом.
Задачи:
- развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;
- продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни;
-развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.
Музыкальный материал урока:
- слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;
- исполнение - ритмические «кричалки» «Джумба» и «Баня»; шотландская песня «My Bonnie».
При этом необходимо осуществлять соблюдение следующих положений:
Восхищаться каждой идеей ученика.
Позитивно подкреплять все ответы.
Использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное.
Максимально адаптировать по всем высказываниям и действиям детей.
Создать климат взаимного доверия.
Обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение.
Заключение
Достижение поставленной цели в курсовой работе по теме: «Формирование творческого начала на уроках музыки посредством дивергентного мышления»,
было осуществлено путем реализации поставленных задач:
это ознакомление и изучение специальной литературы психолого-педагогического и методического направления по проблеме дивергентного мышления;
это обобщение материала по вопросам: «Урок – это целая планета» и «Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках музыки»;
это примеры практического применения знаний и опыта по вопросам психологии и методики, приемов развития творческого начала у обучающихся на уроках музыки.
И так при работе по развитию творческого потенциала учащихся, усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий спектр возможных оригинальных решений и состояний творческого процесса; с другой стороны - обучить детей различным средствам выполнения творческих заданий. С третьей – оказать безусловную поддержку любым проявлениям творческих решений и состояний, чем показать самоценность каждой личности. И , безусловно, самое главное, о чём не следует забывать того что он должен научить ученика из множества накопленных знаний и умений «достать» в нужный момент из своей памяти тот фрагмент, который подскажет путь к решению творческой задачи.
Литература
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвящение,1983. - 336 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.,1983. - 190 с.
3. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. - Л.: Музыка,1980. - С. 14-29.
4. Матюшкин A.M. Развитие творческой личности. — М.,1991. С. 180.
5. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. - Новосибирск,1994. - 35 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.,1997. - 384 с.
7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса - М.: Изд. «Академия», 1996. - 416 с.
8. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика,1985. - Т.1. - 328 с.
10. Смолина Е.А. Современный урок. Ярославль. Академия развития, 2006
Интернет-ресурсы
1. www.dryzgunov.ru
2. www. allabout.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок в 6 классе.
Тема: «Диалог метра и ритма»
Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - « ритм» в музыке и жизни человека в целом.
Задачи:
развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;
продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни;
развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.
Музыкальный материал урока:
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD- проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.
Оформление доски: три раздела – «Тема»; «Слушаем»; «Поем».
Тип урока - комбинированный
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).
Ученики: Конечно, это ритм. Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: «Повторить ритмический рисунок», даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.
Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе , жизни.
Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.
Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра- путём отстукивании.
Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.
Учитель: И так две стороны одной « медали»! Как же они сосуществуют метр и ритм!
Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.
Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?
Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.
Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?
Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.
Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?
Ученики: Зажигательный, динамичный,
Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна «Гаяне», получившим название «Танец с саблями».
Слушаем фрагмент из балета «Гаяне» «Танец с саблями» (Анализируем произведение)
Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.
Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?
Ученики: Наверное, в семь лет.
Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.
Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали художник- сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу «как брежу», отражаю свои сны Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки «Танца с саблями», С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: «Прием окончен». Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике «Легенды Невского Проспекта» 1993г
Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами!
Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. Перед нами метроритмическая кричалка
«Джумба». Класс делится творческие группы:
I группа скандирует «Джумба»- четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать «Джумба»
II группа вступает на пятой доле со словами «Джумба, квелико, питолико, микадзе» и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.
III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами «Пля, пля,пля – синкопа! Ква, ква , ква - кварелли». Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием «Джумба».
Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.
Ученики: Первая фраза «Джумба» - метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!
Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить «Джумбу» соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей «Джумбу» можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)
Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка «Баня».
I группа – «С Волги бревна прикатили».
II группа – «Кидай веники на баню».
III группа – «Пей чай с сухарями»,
Исполняем эту кричалку по принципу исполнения «Джумбы». Заканчиваем эту кричалку скандированием «Баня»
Учитель: Молодцы!!! Скажите пожалуйста , а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?
Ученики: Каноном.
Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней «My Bonnie». Как в оригинале должна быть исполнена песня?
Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.
Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?
Ученики: состоит из запева и припева.
Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)
После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант «My Bonnie» с солистами.
Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.
Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)
Учитель: Замечательно!!! Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.
ВОПРОСЫ:
Как ты понимаешь выражение « диалог метра и ритма»? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.
Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?
Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.
Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?
Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.
Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.
Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна «Танец с саблями» главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга, или «спорят и борются»?
Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.
Звучит «Танец с саблями». В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу «Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание!!!»
Урок 6 классе.
Тема: «Из чего состоит музыка?
Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика – Эдварда Грига.
Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).
Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, видеопрезентация урока, нотный материал.
Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр
Структура урока:
Организационный момент;
Введение в эксперимент;
Исследование;
Результат исследования;
Эксперимент;
Наши гипотезы;
Выводы эксперимента;
Мы слушаем: Э. Григ «Шествие гномов»;
Восприятие музыкального произведения;
Характеристика и анализ музыкального произведения;
Мы поем: Э. Григ «Заход солнца»;
Заключение, выводы урока.
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока прозвучит чуть позже, а пока мы продолжим работу с электронным музыкальным словариком: вспомним и охарактеризуем понятия:
Композитор;
Исполнитель;
Слушатель.
Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель - слушает.
Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по проекту «Из чего состоит музыка?».
На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. А теперь мы с вами познакомимся с опорными словами и проанализируем какие же качества необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.
И так перед нами опорные слова:
Учитель. Что они обозначают?
Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.
Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору?
Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.
Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных?
Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.
Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно.
Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.
Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени. «….Пусть другой гениально играет на флейте,
Но зато гениальнее слушали вы!»
А.Дементьев
Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?
Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени.
Учитель. Цель нашего эксперимента ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.
Наши гипотезы
Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:
исполнитель - слушатель
композитор - слушатель
композитор – исполнитель
Ученики размышляют о том, насколько «жизнеспособны» наши гипотезы, а именно: если предположить…..
Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя, то фактически нечего будет исполнять.
Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя, то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.
И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя, то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь всё то, что создаёт композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю
Учитель Да, совершенно верно!
Ученики. Делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско.
Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве: композитор – исполнитель- слушатель
Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.
По окончании слушания беседа с учащимися.
характеристика и анализ музыкального произведения.
Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.
Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите, пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?
Ученики. Конечно, в качестве слушателя.
Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.
«Заход солнца» Э.Григ.
Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать своё исполнение в записи.
Учитель:В работе по проекту «Из чего состоит музыка» мы:
Провели исследование архитектоники музыки.
Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.
Проанализировали произведение Э.Грига «В пещере горного короля» с точки зрения средств музыкальной выразительности……
Продолжили работу над исполнительским мастерством.
2