СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»»



Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

1. Актуальность педагогической идеи.

В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОО. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Поэтому, исходя из этого, я считаю, что, если в работе по обучению детей монологической речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.


Учитывая практическую значимость и актуальность темы, поставила

цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.



2. Цель педагогической идеи.

Цель: способствовать формированию монологической речи у дошкольника с помощью мнемотаблиц, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.


Задачи:

1.Познакомить детей с мнемотаблицей.

2. Совершенствовать у детей запоминание последовательности действий.

3. Развивать внимательность и образность мышления.

4.Развивать монологическую речь через пересказ русских народных сказок, составление описательных и творческих рассказов с помощью мнемотаблицы.

5. Развивать память через заучивания стихотворного текста с помощью мнемотаблицы.

6. Обогащать словарь детей.

7. Развивать поддержку интереса к развитию связной монологической речи

посредством мнемотехники у детей, педагогов и родителей.






3. Теоретическое обоснование.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему с речью у детей.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Одним из приёмов мнемотехники является мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:


1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.


2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.


3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа

по заданной теме самостоятельно.



Мнемотаблицы многофункциональны. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

  • раскрывать существенное в объекте;

  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В результате использования мнемотаблиц:

  • Заучивание текстов песен превращается в игру, которая очень нравится детям.

  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

  • Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

В итоге, новая технология – открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.



4. Из опыта работы

Приступив к работе, я изучила литературу Н. Е. Веракса. «Программа от рождения до школы». Мозаика-Синтез 2014., Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат,2007. 350c., Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256с. Проанализировала информацию по данной теме в сети интернет. Анализ показал, если систематически использовать мнемотаблицы в работе с детьми, то это даст положительный результат в формировании монологической речи у дошкольников.

После чего разработав план работы с мнемотаблицами и дидактическое обеспечение, я включила данный приём мнемотехники в образовательный процесс для развития связной монологической речи дошкольников.

Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего стали легче воспринимать и перерабатывать зрительную  информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый  текст без помощи  воспитателя.

Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволит значительно повысить уровень речевого развития детей.





Литература:



1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256с.

2. Н. Е. Веракса. «Программа от рождения до школы». Мозаика-Синтез 2014.

3. Сохин Ф.А. «Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду»

4.Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат,2007. 350c





































Конспект непрерывной образовательной деятельности

Речевое развитие

(старший дошкольный возраст)

Тема: Пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» с помощью мнемотаблицы.

Цель: формировать монологическую речь у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

1.Образовательная: учить пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы.

2. Развивающая: развивать монологическую речь, воображение, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу, способствовать обогащению словарного запаса.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские взаимоотношения, уважение к чужому труду.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Методические приёмы: Игровой (использование сюрпризных моментов),

наглядный (использование мнемотаблиц), словесный (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей), поощрение

Материалы и оборудование: мнемотаблицы и фон-альбом, иллюстрированная книга русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», декорации для страны сказок и паровоза, музыкальная запись русской народной мелодии, видео нарезок из сказок, костюм мышки, маски героев сказок.

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята меня зовут Ирина Владимировна. Я вам предлагаю послушать и посмотреть замечательный видеоролик.

Звучит музыкальная заставка «в гостях у сказки». В группу входит воспитатель и здоровается с детьми

Воспитатель: Ребята вы внимательно слушали? О чём видеоролик?

Дети: О сказочных героях.

Воспитатель: А вы любите сказки, какие они бывают?

Дети: Да, мы любим сказки. О животных, волшебные, русские народные.

Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

Дети: русские народные – это написаны русским народом.

Воспитатель: Я с вами согласна, Ребята сегодня я научу вас пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц. Это такая таблица, где изображены символы, которые и помогут вам в пересказе сказки.

Раздается шум за дверью.

Воспитатель: Ой, кто это там. Я сейчас посмотрю и вернусь.

Воспитатель уходит за дверь и переодевается в мышку. Вбегает мышка.

Мышка: Ой куда это я попала???

Дети: в детский сад.

Мышка: А я бежала от лисы и заблудилась, а вы узнали меня?

Дети: Да ты мышка.

Мышка: А из какой я сказки?

Дети: Курочка ряба

Мышка: Да там я есть, вот только это не моя сказка.

Дети: Репка.

Мышка: Да и в этой сказке я есть, о! я вспомнила, мои друзья воробей крылатый да блин масляный!

Дети: Сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Мышка: Верно, а вы поможете мне вернуться домой в сказку?

Дети: Да!!

Мышка: А что для этого нам нужно сделать?

Дети: Отправиться в сказку.

Мышка: Да правильно, вот только беда туда обычных детей не пускают!

Что нам нужно сделать?

Дети: Превратиться в сказочных героев!

Мышка: Верно. А кем бы вы хотели быть? ( Ответы детей) Превращаемся в сказочных героев. А на каком транспорте мы с вами отправимся в сказку?

Дети: На паровозе.

Мышка: Да мы отправимся с вами на паровозе, цепляйтесь друг за друга и отправляемся в путь.

На экране проектора кадры из сказок.

Основная часть.

Мышка: Ну вот, мы с вами прибыли в страну сказок, (на слайде отрывок из сказки) а вот и моя сказка.

Воспитатель: А давайте перескажем эту сказку с помощью вот такой волшебной мнемотаблицы!

Пересказывают сказку

Воспитатель: Молодцы! А теперь я вам предлагаю разбиться на группы по 4 человека. Вот вам мнемотаблицы к сказкам. Ваша задача ребята, отгадать название сказки и пересказать ее.

Дети пересказывают сказку по мнемотаблице. Звучит тихая русско-народная мелодия.

Подведение итогов.

Мышка: Ребята, какие вы молодцы. Но вам уже пора возвращаться из страны сказок. Что нужно для этого сделать?

Дети: превратиться в обычных детей.

Мышка: Верно, а я с вами прощаюсь, становитесь в паровоз и счастливого вам пути!

На экране проектора кадры из сказок. Дети садятся за столы. Воспитатель уходит за дверь и переодевается.

Воспитатель: Ой, ребята, а где вы были, я вас искала!?

Дети: В стране сказок!!!

Воспитатель: А в какой сказке вы были?

Дети: В сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»

Воспитатель: А что вы там делали?

Дети6Пересказывали сказку с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель : Вам понравилось, было ли сложно?

Дети: Нет, интересно.

Воспитатель: Чему научила вас эта сказка?

Дети: Что нужно уважать чужой труд, делать то, что ты умеешь.

Воспитатель: Вы умницы. Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!!!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!