СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат о формированииу обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
««Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни»»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Формирование у обучающихся навыков и

привычек здорового образа жизни»












Зюзина Елена Николаевна

педагог дополнительного образования





2023 год




Современное общество сталкивается с вызовами, связанными с ухудшением общего состояния здоровья населения. Одним из ключевых факторов, влияющих на здоровье, является образ жизни. Он включает в себя набор привычек и уклада дня, которые напрямую влияют на физическое и психическое благополучие человека. Формирование здорового образа жизни среди обучающихся является важной задачей образовательной системы.

Понятие "Здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. На протяжении всей истории представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, В. И. Столяров, О. А. Мильштейн, Б. С. Ерасов, В. А. Пономарчук и др.) рассматривают здоровый образ жизни как масштабную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В другом направлении,психолого-педагогическом (Г. П. Аксёнов, Л. С. Кобелянская М. Я. Виленский, И. О. Мартынюк, Р. Дитлс, В. К. Бальсевич, и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Есть и такая точка зрения: "здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, обеспечивающая человеку душевное, физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей".

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии – окружающих предметов на здоровье;

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

питание:

  • умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

движения:

  • физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

гигиена организма:

  • соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

  • закаливание.


Питание и физическая активность

Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное питание.

Недостатки в организации питания особенно негативно отражаются на детях, что проявляется задержкой их роста, физического и психического их развития, снижением устойчивости организма к различным заболеваниям. Так, избыточное питание способствует развитию таких болезней, как ожирение, атеросклероз, сахарный диабет (ссылки на болезни) и др. Рациональное питание - это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехкратный прием пищи в течение суток.

Обучающимся необходимо осознавать значение балансированного рациона, включающего в себя разнообразные продукты, богатые витаминами и минералами. Школьные заведения могут способствовать формированию положительных привычек путем предоставления доступа к здоровому питанию в столовых и проведению образовательных мероприятий по вопросам правильного питания.

Физическая активность также играет важную роль в здоровом образе жизни.

Как физиологический процесс физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена.

Уроки физкультуры, занятия подвижными видами спорта, танцами, спортивные секции и занятия внешкольными видами активности способствуют укреплению здоровья, улучшению физической формы и формированию привычек регулярного движения.


Режим дня и сон

Формирование правильного режима дня также неотъемлемая часть здорового образа жизни. Обучающиеся должны учиться распределять время между учебой, отдыхом и сном. Переутомление и недостаток сна могут привести к снижению общей эффективности и ухудшению здоровья.


Гигиена организма

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени". Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела. Полагаю, что будет излишним напоминать обучающимся о средствах и способах содержания кожного покрова в чистоте.

Отказ от вредных привычек

Прежде всего необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. К вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, наркомания.


Психологическое благополучие

Забота о психическом здоровье также является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Обучающимся важно осознавать стрессовые ситуации, уметь справляться с ними и поддерживать психологическое равновесие. Школьные психологи и образовательные программы могут содействовать развитию навыков саморегуляции и стрессоустойчивости.


Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

Одним из самых распространённых видов закаливания является хождение босиком. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Семья и образовательные учреждения

Формирование навыков и привычек здорового образа жизни требует совместных усилий семьи и образовательных учреждений. Родители играют ключевую роль в создании здорового окружения дома, а школа должна обеспечивать поддержку и обучение на уроках по здоровью.

В заключение, формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни - важная составляющая образовательного процесса. Это инвестиция в будущее поколение, способное поддерживать свое физическое и психическое здоровье, что в конечном итоге положительно сказывается на качестве жизни общества в целом.



Список литературы:

  1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

  2. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва.,1996.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!