СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование внимания у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Автор статьи Новицкая Александра Алексеевна, студентка ГБПОУ КК КПК, научный руководитель Латкина Оксана Сергеевна

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы заключается в том, что обучающиеся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях современного информационного общества имеют ряд специфических характеристик внимания: малая устойчивость, трудности при распределении, низкий объем внимания, замедленная переключаемость, низкий уровень сосредоточенности, слабость целенаправленного внимания, преобладание непроизвольного внимания. Несмотря на значительные нарушения свойств внимания, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями оно тоже развивается. Для этого требуются специальная организованная коррекционно-педагогическая работа, направленная на преодоление недостатков формирования внимания, как динамической стороны всех психических познавательных процессов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование внимания у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Автор статьи Новицкая Александра Алексеевна, студентка ГБПОУ КК КПК, научный руководитель Латкина Оксана Сергеевна»

Новицкая Александра Алексеевна,

студентка ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж

3 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании


научный руководитель

Латкина Оксана Сергеевна,

преподаватель ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж


Формирование внимания у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости


Современное общество представляет собой мир информационных технологий, вошедших в жизнь людей совсем недавно, но при этом очень стремительно. Технологии сбора, обработки, хранения, воспроизведения информации окружают нас во всех сферах деятельности, значительно влияя на развитие высших психических функций. Особую значимость в формировании внимания играет начальная школа: внимание наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности. Во многом оно связано с интересами обучающегося по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.

Актуальность работы заключается в том, что обучающиеся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях современного информационного общества имеют ряд специфических характеристик внимания: малая устойчивость, трудности при распределении, низкий объем внимания, замедленная переключаемость, низкий уровень сосредоточенности, слабость целенаправленного внимания, преобладание непроизвольного внимания. Несмотря на значительные нарушения свойств внимания, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями оно тоже развивается. Для этого требуются специальная организованная коррекционно-педагогическая работа, направленная на преодоление недостатков формирования внимания, как динамической стороны всех психических познавательных процессов.

Внимание представляет собой психологический феномен, при изучении которого в настоящем времени среди ученых нет единого мнения. С одной стороны, рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления, поскольку оно присутствует в любом психическом процессе или деятельности человека. Другие психологи наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как особого психического состояния человека [2].

В работе «Психология внимания» Рибо Т. подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рубинштейн С. Л. в своей книге «Основы общей психологии» определяет внимание, как избирательную направленность на тот или иной объект и сконцентрированность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Добрынин Н. Ф. считал, что внимание – особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании процессов деятельности. В теории внимания Гальперина П. Я. подразумевается, что внимание – это идеальное, свернутое действие контроля [3, 4, 5].

В результате патологии головного мозга обучающиеся с умственной отсталостью испытывают нарушения когнитивных функций: мышление, речь, внимание, интеллект и т.д., адаптивного поведения, а также эмоционально-волевой сферы. В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. Например, Солье П. был одним из первых психологов, кто пытался построить психологию умственно отсталого ребенка на недостатке внимания. «У всякого идиота, - считал Солье П., - вообще затруднено и ослаблено внимание, и в этом заключается сама сущность идиотии. У абсолютных идиотов произвольного внимания совсем нет, у других степеней произвольное внимание проявляется или редко, периодами; или легко вызывается, но не цепко; или действует только автоматически» [12, с. 1].

Подобный взгляд на специфику умственной отсталости является односторонним. Тем не менее, практически во всех исследованиях, можно найти указания на серьезные отклонения в функционировании внимания [7, с. 103].

Лурия А. Н. отмечал, что для умственно отсталых обучающихся младшего школьного возраста характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Это объясняется особенностями нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением [19].

Повышенная патологическая помеха наблюдается у обучающихся с умственной отсталостью с возбудимым типом нервной деятельности. Для них характерна подвижность и двигательная расторможенность. Эта болезненная помеха приводит к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно обучающемуся, при этом можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия [8, с. 192].

Распределение внимания малодоступно обучающимся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им трудно справиться с поставленной перед ними задачей.

Переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, но и от характера предъявляемых объектов. Они успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным [16].

Основные свойства внимания умственно отсталых обучающихся выявляются в экспериментальных исследованиях Шиф Ж. И. и Баскаковой И. Л. Устойчивость внимания исследовалась с помощью методики корректурных проб. Рассматривая показатели продуктивности через каждые 5 минут работы, можно сделать вывод, что продуктивность работы в течение 15 минут исследования у умственно отсталых обучающихся в среднем снижается. Объем внимания умственно отсталых хуже, чем у нормально развивающихся обучающихся. Объем внимания обучающихся первого класса ограничивается 1-2 объектами и несколько расширяется по мере обучения, достигая 2-3 объекта к третьему классу [9].

Таким образом, в процессе учебной деятельности обучающиеся с умственной отсталостью не могут длительно сосредотачивать внимание на выполняемых заданиях, часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко незначительный шум настолько отвлекает внимание обучающихся, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе.

Умственно отсталый обучающийся не испытывает потребности рассматривать, исследовать и оценивать предметы, их взаимное положение, количественные отношения предметных групп. Раздаточный материал в специальных коробочках или пакетах учитель на перемене непосредственно перед уроком раскладывает на парты. По ходу урока обучающиеся должны следить за тем, что происходит у доски, вслушиваться в объяснения учителя. Обучающихся привлекают яркие крупные игрушки, предметы, уже знакомые им или, наоборот, новые, необычные.

Предметно-практическая деятельность иногда настолько увлекает обучающихся, что, будучи занятыми процессом выполнения действий, они не обращают внимания, на полученные результаты, не увязывают их между собой. Поэтому учитель систематически, сообщает учащимся оценки взаимного положения предметов в пространстве или на плоскости, называет события (что произошло, будет происходить и т.д.) и полученные при этом, результаты [11].

Таким образом, условия обучения в школе должны обеспечивать оптимальное умственное и физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями. К таким условиям, прежде всего, относится индивидуальный подход с учетом особенностей каждого обучающегося, дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе [10].

Автор учебников для обучающихся с умственной отсталостью Эк В. В. описала пропедевтический период обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями, а также отметила обязательность строгого соблюдения школьного режима: звонок должен быть призывом к началу работы [13].

Развитию умения сравнивать хорошо помогает привлечение третьего предмета, отличающегося от обоих сравниваемых, или сравнение предметов различной степени сходства. По мере овладения мыслительной операцией сравнения, обучающиеся начинают регулировать свое внимание, направлять свою исследовательскую активность от непосредственного восприятия к выделению в предметах существенных и необходимых сторон.

Для тренировки внимания так же результативен одновременный подсчет двух, трех и более предметов на специальных картинках-таблицах. Для групповой и индивидуальной работы в направлении развития концентрации внимания можно использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений. Хорошим материалом для тренировки поискового внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями [19].

Объем внимания при определенных благоприятных условиях может расширяться. К числу таких условий относятся: предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности; предварительное знакомство с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними; оптимальное количество воспринимаемой зрительной информации, и ее содержание (цифры, буквы, изображения предметов). Во время выполнения задания педагогу необходимо напоминать правила выполнения, последовательность и т.д.

В педагогической практике необходимо учитывать ограниченность объема внимания обучающихся, не создавать для них непосильной нагрузки за счет избыточной информации. В то же время нужно вести специальную работу по расширению объема внимания, вскрывать внутренние смыслообразующие связи и отношения в изучаемых явлениях и предметах. Для увеличения объема внимания полезны упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых обучающимся на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Основной тип упражнений на развитие концентрации внимания - различные задания, в которых предлагается находить и вычеркивать определенные буквы или знаки в печатном тексте. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений (прием сравнения); упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца: движений учителя, геометрических узоров, последовательности действий.

Таким образом, особенностями формирования внимания у обучающихся младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости являются четкая организация распорядка дня и деятельности, учет индивидуальных возможностей обучающиеся, степень самостоятельности, дифференцированный подход к действиям во внешнем и внутреннем планах, наглядность с учетом привлекательности объектов, предоставление и напоминание инструкций и алгоритмов работы, включение специализированных упражнений, направленных на формирование свойств внимания.


Список использованных источников

  1. Власова, Т. И. Общая педагогика: традиции и инновации в предметной дидактике / учебное пособие // Власова Т. И. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 104 с.

  2. Выготский Л. С. «Основы дефектологии» - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 332 с.

  3. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / Психология внимания: хрестоматия / ред.  Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. - Москва: ЧеРо, 2001. - 534-542 с.

  4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. [Текст] – М., 1987.

  5. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Психология внимания: хрестоматия / ред.  Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. - Москва: ЧеРо, 2001. - 518-533 с.

  6. Загуменная, О. В., Хаустов, А. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 180 с.

  7. Маклаков А. Г. Общая психология / Серия «Учебник нового века» - СПб., 2019. - 592 с.

  8. Рибо Т.-А. Психология внимания / Серия: Из наследия мировой психологии // Пер. с фр. Изд. стереотип. - 2022. - 96 с. 

  9. Рубинштейн С. Я.    Психология умственно отсталого школьника / Учеб. пособие «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Издательство: Питер, 2002 г., 720 с.

  11. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся
    вспомогательной школы / - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.

  12. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005. - 221 с.
  13. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Под ред. А. Ю. Кабушко, М. Н. Алексеевой: Учебное пособие. – Ставр.: Изд. СГПИ, 2021. – 372 с.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!