СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната.»

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната.


«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Джордж Карлейль

Известно, что здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. По мнению учёных (Э.Н. Вайнер, А.А. Коробейников, Н.Н. Куинджи, Г.И. Тушина и др.) за основу определения здоровья берётся вариант, предложенный Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), т.е. рассматривать здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Триединая сущность здоровья многими акцентируется, делаются особые указания на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.

Э.Н. Вайнер, к примеру, пишет, что здоровье – это «состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды» Вайнер, 2013, с. 12.

М.Е. Коржова рассматривает биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. Исследователь говорит также о «взаимодействии сознательного и бессознательного в человеке, которым регулируется его нравственное здоровье» Коржова, 2007, с. 20.

Так, Г.Д. Слесарева в статье, посвященной здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, определяет здоровьесберегающую среду как «идеальную модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса». В рамках такого понимания автор говорит, что концептуальные основы здоровьесберегающей среды должны включать «разработку ведущих идей, целей и задач; характеристику методологический подходов и принципов; анализ условий реализации»  Слесарева, 2011, с. 10.

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах-интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило,

уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

У детей с нарушением слуха, воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у таких детей – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества

Цель этого процесса – обучение детей с нарушенным слухом способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

При осуществление этого процесса я работаю в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы.

  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни.

  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Моя работа, как воспитателя построена на мотивации здорового образа жизни и оздоровлению детей. Происходит это в процессе ежедневной жизни и быта школы. День всегда начинается с утренней зарядки, цель которой - создать бодрое настроение у детей, укрепить здоровье, развить физическую силу, затем умывание прохладной водой. Вовремя самоподготовки обязательная физкультурная пауза. Во второй половине дня проводятся спортивные часы. Вечером мытьё ног холодной водой. Наряду с этим проводятся дни здоровья и массовые спортивные праздники. В школе функционируют спортивные секции, на которые с большим удовольствием ходят дети. Ребята принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях не только в школе, а и за её пределами. Огромное значение имеет прогулка, т.к. во время проведения игр на свежем воздухе у ребёнка закаляется нервная система и в целом укрепляется здоровье.

Интересно проходят дни здоровья и спортивные часы. Ведь именно в процессе двигательного творчества ребёнок получает возможность личностного самовыражения. Как – же помочь больным, обездоленным детям? Как научить их, невзирая на физические недостатки получать радости жизни? Мне и моим воспитанникам помогает игра. Игры снимают напряжение, возникающие в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств физического развития. Однако подбор игр и игровых элементов для детей с нарушением слуха отличается от того, что практикуют в обычной школе. Здесь необходимо учитывать не только возрастные, но и психофизические особенности и недостатки каждого ребёнка. Подвижные игры имеют, оздоровительное значение. В том числе участие в игре вырабатывает стойкий характер и воспитывает такие качества как целеустремлённость, выдержка, дисциплинированность, коллективизм. Игра – это средство общения детей друг с другом, а так – же воспитателя с воспитанником.

Спортивные часы провожу в нетрадиционной форме, используя при этом разнообразное нестандартное оборудование и оформление (газеты, спички, пластиковые бутылки, ячейки из-под яиц и мн. др.) Очень нравятся детям свободные спортивные часы, когда они сами придумывают любую игру.

Считаю, что для сохранения здоровья детей очень важен психологический климат в коллективе, для этого провожу мероприятия, способствующие сплочению коллектива.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей с нарушением слуха потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни

Уверена, что творческий педагог, способный реализовать себя, сумеет помочь детям раскрыться и поверить в свои силы. «Любить, воспитывать, дерзать, учить здоровье сохранять» - именно такой позиции я придерживаюсь в своей работе.



Литература:

  1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.

  2. Вайнер Э.Н. Валеология – М.: Флинта, 2013. – 448 с.

  3. Коржова М.Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО: автореф. дис. … канд. пед. наук – Челябинск, 2007. – 20 с.

  4. Слесарева Г.Д. Здоровьесберегающая деятельность учреждения // Психолого-педагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 9-11 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!