Кулешова Наталья Ивановна
учитель музыки
МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением английского языка
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Цель выступления: Через самоанализ урочной деятельности показать формирование основополагающей способности «умению учиться» посредством формирования учебных коммуникативных действий и системного применения современных педагогических технологий.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что сегодня я буду применять одну, а завтра – другую, выделяя какую - то отдельную технологию и говорить о том, что какая-то из них лучше, а другая чуть хуже.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является применение нескольких различных педагогических технологий. Исходя из всего вышесказанного, я думаю, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".
Тем не менее, главной задачей модернизации образования является формирование выпускника школы с новыми качественными характеристиками. Именно по этой причине: для формирования метапредметных УУД и способности «умению учиться», формой деятельности на заключительных уроках музыки (по различным темам ), мною была выбрана технология исследовательской и проектной деятельности, подразумевающая развитие способностей к совместным действиям в новых ситуациях.
При подробном самоанализе своей учебно –педагогической деятельности , хотелось бы особым образом выделить и остановиться на формировании и развитии у обучающихся на уроках музыки коммуникативных действиях, которые формируются посредством применения педагогических технологий:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Эти шесть технологий применяются системно на уроках музыки, но в различной степени.
Нет смысла изучать, постигать теорию без практического применения. И мы «отправляемся» в 4 класс на заключительный урок музыки по теме «Из чего состоит музыка?
Тип урока: Урок решения практических, проектных задач.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Образовательная цель: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика Эдварда Грига.
Формирование УУД:
Личностные действия: учиться самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и чувств и отвечать за свой выбор.
Регулятивные действия: учиться организовывать свою деятельность во время урока.
Познавательные действия: учиться результативно работать с информацией, решать логические задачи и находить лаконичные пути решения в проблемных обстоятельствах.
Коммуникативные действия: формировать умение общаться и взаимодействовать с одноклассниками, учиться с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, презентация урока, нотный материал.
Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр
Структура урока.
Организационный момент;
Введение в эксперимент;
Исследование;
Результат исследования;
Эксперимент;
Наши гипотезы;
Выводы эксперимента;
Мы слушаем: Э. Григ «Шествие гномов»;
Восприятие музыкального произведения;
Характеристика и анализ музыкального произведения;
Мы поем: Э. Григ «Заход солнца»;
Рефлексия.
Организационный момент.
"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока
Урок начинаем с игры. Класс разделён (по принципу комфортности) на три весёлые творческие группы: «Композитор», «Исполнитель» и «Слушатель» .Дети понимают и принимают алгоритм действий: они всё знают о профессиональной деятельности каждой группы, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель - слушает.
Введение в эксперимент.
Задание №1. (5мин.) У каждой группы на столе кластер с опорными словами:
нужно графически соединить их по профессиональному принципу, необходимому «Композитору», «Исполнителю» и «Слушателю».
Лидеры творческих групп характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.
Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.
Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору?
Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.
Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных?
Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.
Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно.
Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.
Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени. «….Пусть другой гениально играет на флейте,
Но зато гениальнее слушали вы!»
А.Дементьев
Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?
Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени.
Учитель. Цель нашего эксперимента ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.
Наши гипотезы:
Ученики (лидеры творческих групп). Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:
исполнитель - слушатель
композитор - слушатель
композитор – исполнитель
Ученики размышляют о том, насколько «жизнеспособны» наши гипотезы, а именно: если предположить…..
Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя, то фактически нечего будет исполнять.
Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя, то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.
И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя, то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь всё то, что создаёт композитор и исполняет Учитель. Да, совершенно верно!
Ученики. Делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско.
Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве : композитор – исполнитель- слушатель
«В пещере горного короля» Э. Григ
Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.
По окончании слушания беседа с учащимися.
характеристика и анализ музыкального произведения.
Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.
Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите , пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?
Ученики. Конечно, в качестве слушателя.
Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.
Контрольное исполнение заранее выученного музыкального произведения.(Во время исполнения производится аудиальная запись выступления для того, чтобы проанализировать свое исполнение: «Услышать себя..»
«Заход солнца» Э.Григ (слайд № 19).
Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать своё исполнение в записи.
В работе по проекту «Из чего состоит музыка» мы:
Провели исследование архитектоники музыки.
Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.
Проанализировали произведение Э.Грига «В пещере горного короля» с точки зрения средств музыкальной выразительности……
Продолжили работу над исполнительским мастерством.
В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность выбранной теме, ведь обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен ФГОС второго поколения.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология на науке.
С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.