СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса к изучению иностранных языков у учащихся на средней ступени обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка в школе остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса школьников к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к изучению иностранных языков у учащихся на средней ступени обучения»

В педагогике XXI века целью образования является личность ученика. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя  “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования.

В настоящее время английский язык приобрел статус международного языка. Он стал неотъемлемой частью современной культуры, экономики, политики, спорта, образования, искусства, туризма и науки. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации.

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса. В школе проверяются разные стратегии обучения, предлагаются альтернативные методические решения. Проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений педагогики, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Учителю, стремящемуся к педагогическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы, не оставаясь в стороне от новейших разработок. Необходимость внедрения в практику педагогических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и, особенно в отношении побуждений, их реализации. Назрела необходимость раскрытия внутренних тенденций интереса учащегося к изучению иностранных языков. Поэтому проблема формирования интереса является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.
     Одним из первых проблему развития интереса разрабатывал выдающийся философ-гуманист, педагог Я.А.Коменский. Огромную роль интересу придавали многие философы, педагоги, психологи, писатели. Изучением познавательного интереса занимались В.М.Кларин и А.Н.Джуринский, Дистверг, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, И.И.Бецкой и Ф.И.Янкович, К.Д.Ушинский, В.Б. Бондаревская, П.Ф.Каптерев, психологи В.И.Загвязинский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, Ю.К.Бабанский, Г.И.Щукина, П.И. Пидкасистый и Б.В.Горячев, О.В.Петунин, А.М.Смолкин и многие другие выдающиеся педагоги.

В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Становится очевидным, что не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. В этой связи всё более актуальными становятся поиски новых форм уроков, возникает необходимость из урока в урок использовать проблемные ситуации, диалоговые, игровые, задачные, проблемные технологии, а не преподносить материал как сумму фактов, не подвергшейся  критической оценке.

Формы и методы организации речевой среды разнообразны. На уроках в среднем звене, как и в начальной школе целесообразно применение интерактивного метода обучения – игрового. Ученикам интересны игры - соревнования, ролевые игры. Школьники охотно копируют речевые образцы, имитируют интонацию, с которой их произносит учитель, любят участвовать в хоровой работе. Ребята с удовольствием поют английские и американские песни. Детям нравятся фольклорные песни, которые отражают традиции народа, воздействуют на интеллект и эмоции ребёнка. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

Неоценимая помощь для создания условий практического овладения языком для каждого учащегося является предоставление ребятам возможности мыслить, решать какие - либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, важно, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, а язык выступал в своей прямой функции - формировании и формулировании мысли.

Интерактивные технологии обучения позволяют учащимся интереснее и легче учиться выражать свои мысли на иностранном языке. Творческие задания позволяют развивать механизмы творчества, что в свою очередь благоприятно влияет на учебно-познавательный процесс.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Технологий интерактивного обучения огромное количество. Под технологией интерактивного обучения (ТИО) понимается система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Таким образом, интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в средних и в старших группах.

Применение интерактивных технологий на занятиях английского языка является важной частью учебного процесса, которая помогает разнообразить методы работы, развивают интерес к предмету. Используя данные технологии, учитель осуществляет системно - деятельностный подход в обучении.

Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т. п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием. Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.

Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т. п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т. п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.

По данным исследования, проведенного С. В. Гурьевым, логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.

Очень важно, чтобы полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе учащихся среднего звена позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления школьника, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности, интереса к изучению иностранного языка, в общем.

Наличие интереса к иностранным языкам оказывает положительное влияние на восприятие, мышление, память и плодотворно сказывается на результатах учебной деятельности. При наличии интереса ученик легче и продуктивнее работает, так как все его внимание сосредоточено на работе. В интересе сосредоточено два элемента: осознанная значимость предмета потребности (непосредственный интерес) и его эмоциональная привлекательность (опосредованный интерес). Любой из элементов может преобладать в той или иной степени, но интерес к иностранным языкам присутствует только тогда, когда имеют место оба этих компонента.

Важное место в работе занимает проектная деятельность. Метод проектов является одним из современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию учащихся на уроках английского языка. Проектные работы пользуются неизменной популярностью у учащихся всех возрастов. На практике дело приходится иметь со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов одновременно.

В основе проекта лежит какая - либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Формирование многих из этих умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. Таким образом, работая над проектами, учитель формирует, совершенствует и развивает аудирование, письмо, чтение и говорение. В процессе работы над проектом ребята приобретают навыки международного, межкультурного общения.

Особого внимания заслуживают компьютерные презентации. Активное использование учащимися компьютера решает сразу несколько задач: во-первых, ребята учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе.

Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Для выполнения этой задачи учитель должен отлично владеть технологией  «Развития критического мышления» (РКМ), которая включает школьников в образовательный процесс. Основная идея технологии развития критического мышления – создание атмосферы учения при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Технология РКМ  представляет особенный интерес для уроков иностранного языка. Именно эта технология обращает внимание на текст. Основой её является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между учителем и обучающимися. Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Для того чтобы процесс адаптации к новым методам работы начался и прошел успешно, учащемуся необходимо выйти за прежние рамки «зоны комфорта», расширить ее границы, почувствовать себя в безопасности в новой ситуации. Преодоление страхов, неуверенности перед новой ситуацией, понимание и принятие учащимся новых требований будут в свою очередь влиять на эффективность его учебной деятельности.

Сегодня в организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя (закрытая) форма коммуникации, которая отражает репродуктивный характер обучения. Суть ее заключается в трансляции учителем информации и в ее последующем воспроизведении учеником. Основным источником обучения является опыт педагога. Учащийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда ученик что - либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация. Назовем лишь некоторые недостатки такого способа учения. Прежде всего – пассивность ученика во время занятия, его функция – слушание, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не останется и следа.

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10 % прочитанного; 20 % – услышанного; 30 % – увиденного; 50 % – увиденного и услышанного; 80 % – того, что говорит сам; 90 % – того, до чего дошел в деятельности.

Метод «Лови ошибку». Дается тест. Учитель намеренно допускает ошибку. Ученики ищут ее, корректируют и объясняют. Или учитель допускает ошибку в суждении. Ученики не должны соглашаться, при этом можно рассуждать вслух, побуждая к поиску правильного решения. 

Метод «Рука». Каждый на листочке обводит свою руку, пишет свое имя и передает листочек по кругу. Ученики пишут на руке определения. Например, smart, brave, merry, fat, pretty, strong, nice, shy, slim и т.д. (писать только положительные качества). 

Метод "Пять по пять". Данная технология позволяет одновременно включить в работу учащихся всей группы, ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятии, развивать письменную и устную речь учащихся, дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся и развивать умения работать с текстом.

Выбирается текст и делится на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Учащиеся делятся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести. Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста. Предлагается в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме, тем самым составляя в письменном виде план и тезисы.

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т.д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа длится около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала. По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста. Затем учитель собирает на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.

Главная идея обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Было выяснено, что если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Также по данному исследованию на уроках применялся интерактивный метод обучения под девизом "Учимся вместе” (Learning Together) как один из вариантов обучения в сотрудничестве, который был разработан в университете Минессота в 1987 году [17]. Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы по 3- 5 человек. Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Группа имеет двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели и социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

Метод "Идейная карусель".

Тема урока: « What are good things about being a girl/boy? »

Цель метода: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта.

Материалы: листы бумаги.

Проведение:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 учеников) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Например, What does it mean to be a good person? Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются.

3. В микрогруппе происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных для них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный список.

Игра "Star signs". Вариант 1.

Цель: Совершенствование грамматических, лексических навыков устной и письменной речи.

Языковой материал: словообразование: суффиксы и приставки un-, im-, -ful, -less, dis-.

Дидактический материал: список знаков зодиака (в случае, если у учеников возникают трудности в их нахождении).

Формы речевого взаимодействия: весь класс, малые и большие группы.

Ход игры.

1. Каждый ученик выбирает себе знак зодиака, о которой можно рассказать от первого лица, но не называет его.

2. По желанию один из учеников выходит к столу учителя (come to the front of class).

3. Остальные ученики задают ему вопросы, содержание которых зависит от уровня их подготовленности.

Например:

- When is your birthday?

- What are your good qualities?

- What are your bad qualities?

- How can you show your sign?

4. Задача ученика - стараться отвечать на вопросы несколько уклончиво и неконкретно, чтобы его не так быстро разгадали.

5. Если ученики догадываются, какой это "знак зодиака", они пишут свой ответ на листочке бумаги и отдают учителю.

6. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первым дал правильный ответ.

7. Подведение итогов может быть проведено в виде обсуждения.

Вариант 2. "Профессии" ("Professions").

Вместо "знаков зодиака" задумываются названия профессий. Ответы на вопросы даются от имени актера, врача, таксиста, режиссера и т.д. Учитель может попросить учеников выбрать себе профессию или раздать им названия профессий на листочках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!