СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о новых подходах к определению целей обучения, о формировании ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий.»

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий.

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция».

       Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию.

        Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

     Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

  • При освоении современной техники и технологии;

  • Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при    оценке собственных поступков;

  • В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;

  • При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

  • При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

 Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. При этом важно отметить, что первостепенную значимость приобретает обладание гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

    Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего  познавательную,    коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Специфика компетентностного обучения  состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

       В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. 

 В условиях обновлённой стратегии образования перед учителем русского языка и литературы  стоит задача   моделирования системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Так с чего же начать моделирование такой системы?

В основу её разработки должны быть положены следующие этапы:

1. изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

2.провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности ключевых компетенций;

3.осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета ;

4.разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

5.определить способы диагностики и показателей достижения результатов

6.спрогнозировать ожидаемые результаты.

             Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока, чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время. 

               В разработке частной модели реализации компетентностного подхода необходимо опираться на классификацию компетенций, основанную на социальном заказе общества и главных целях общего образования:

 - Общекультурные компетенции

 -  Ценностно-смысловые компетенции

  - Учебно-познавательные компетенции.

  - Информационные компетенции

  - Коммуникативные компетенции

  - Социально-трудовые компетенции

  - Компетенции личностного самосовершенствования

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Например, ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагают:

- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;

учебно - познавательные компетенции:

           -  планирование, анализ, рефлексию;

 -понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.

Такой подход позволяет  точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.

Реализации компетентностного подхода способствуют приёмы технологии РКМ, которые удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием «  Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился » - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

 Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаем  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.  

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

 «Составление кластера».

Приём «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

   Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Развивает умение задавать вопросы  прием

«Толстые и тонкие вопросы»:

       Тонкие       вопросы

Толстые             вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

 

Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

            К  приемам  письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

1.Написание эссе.

2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.

3. Стихотворение по алгоритму.

4.Письмо по кругу.

5. Синквейн

6. Диаманта    


   Таким образом реализация компетентностного подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. На наш взгляд, удачным является сочетание следующих  идей и  педагогических технологий, приёмы которых мы стараемся внедрять:

1) Идея личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская);

2) Технология Развития критического мышления;

 3) Проблемное обучение;

4) Здоровьесберегающая технология;

5) Элементы музейной педагогики;

6) Приёмы продуктивного чтения;

7) Применение ИКТ.

Не можем сказать, что учителя глубоко применяют какую-то одну конкретную технологию в своей работе. Однако применение элементов перечисленных выше технологий даёт определённые плоды. Поэтому одной из главных задач , стоящих перед нашим МО является глубокий анализ и критический подход к применению современных технологий. И от вас мы хотели бы услышать сегодня советы по применению современных технологий.

          

          





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!