СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков письма у детей со сложной структурой дефекта, в условиях обучения на дому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная метоическая  разработка была написана по результатам работы с обучающейся, имеющей сложную структуру дефекта.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков письма у детей со сложной структурой дефекта, в условиях обучения на дому.»

Формирование навыков письма у детей со сложной структурой дефекта, в условиях обучения на дому.


В последнее время число детей с церебральным параличом становится больше, они нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У умственно отсталых детей с детским церебральным параличом (ДЦП) мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинезы затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными.

Обучение первоначальным навыкам письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефекта. Эти трудности вызваны, прежде всего, несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей, в свою очередь, формирование способа удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание тех микродвижений, на основе которых строится двигательный акт письма.

Поэтому овладение графомоторными навыками детьми с сочетанными нарушениями таким, как церебральный паралич и умственная отсталость возможно при условии решения ряда специфических задач, которые связаны с наличием двигательных, речевых и психических нарушений.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У таких детей, как правило, нарушена общая моторика, т.е. ограничен объём произвольных движений. Ребёнок затрудняется в поднятии рук вверх, в вытягивании их вперёд, в стороны. Не может согнуть или разогнуть ноги. Вследствие этого страдают и наиболее тонкие и дифференцированные движения мелких мышц (изолированные движения пальцев рук), наблюдается неустойчивость кистей рук. Отмечаются нарушения и артикуляционной моторики. Затруднено произвольное открывание рта, голосообразование, движения языка. Вследствие этого ребёнок может произносить лишь отдельные слова, речь смазанная, малопонятная. С трудом выполняются какие-либо движения, слабо ощущается положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Когда семь лет назад началась работа с девочкой с данной патологией, запас сведений и представлений об окружающей действительности у неё был на низком уровне, т.к. контакты со сверстниками и взрослыми людьми ограничены в связи с трудностями передвижения. Манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, было нарушено. На уроках девочка была пассивна, быстро утомлялась, часто была капризна и упряма. Самостоятельные навыки письма у неё сформированы не были. Эти данные говорили о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики. На основании этого, я сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором подготовки кисти к письму. Вся работа строилась с учётом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей ребёнка.

На начало каждого года обучения выстраивалась система коррекционно-развивающей работы, составлялось перспективное планирование, намечалась главная цель работы на год.

Чтобы добиться необходимого для успешного письма уровня развития тонкой моторики, преодолеть нарушение манипулятивной функции рук, слабость, неточность движений и крайне низкий уровень координации, познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, которые отдавали предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), теневому театру (А.В. Мельникова), лепке и конструированию. Таким образом, пришла к выводу, что нужна система упражнений, формирующих, развивающих и совершенствующих тонкомоторные навыки. Упражнения, с одной стороны, должны быть динамичны и эмоционально приятны, с другой, строго дозированы и не допускать перегрузки, переутомления ребенка.

Каждый урок письма начинался с массажа. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики и оказывает общеукрепляющее дей­ствие на мышечную систему, повышая то­нус. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

После длительных тренировок перешли на самомассаж. При необходимости ребёнку оказывалась помощь. Использовались следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассив­ные движения. Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов, включавших 3-4 упражнения. Начинался и заканчивался массаж расслаблением кистей рук, поглаживанием.

На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений, которые были использованы: самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.

Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению навыкам письма является пальчиковая гимнастика. Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

При проведения пальчиковой гимнастики использовались пальчиковые игры с предметами. Поначалу обучала ребёнка несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляла упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполнялись в медленном темпе. При необходимости оказывалась помощь.

Хорошо зарекомендовали себя упражнения для развития точности движений пальцев и мышц кистей рук с использованием различных предметов, проводимые в виде игр-пятиминуток на уроках письма.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно было использовать ряд упражнений, которые постепенно готовили руку ребенка к письму.

Начиналась работа с удержания ручки (карандаша) в руке методом «рука в руке» и, таким образом, мы стали выполнять различные виды штриховки. При этом большое внимание уделялось правильной посадке при письме, постановке руки, ориентировке на листе и, конечно же, правильному движению руки по строке в заданном направлении. Обучение правильному способу удержания пишущего предмета: карандаша, ручки, предполагало:

1. Отработку правильного положения рук при письме.

2. Обучение принятию такой позы руки и пальцев, которая бы имитировала держание ручки.

3. Формирование удобного захвата ручки (карандаша), лежащей перед ребенком, принятие им положения для письма.

4. Обучение расслаблению и напряжению пальцев, одновременно с тем, как они удерживают пишущий предмет и сохраняют правильную позицию для письма.

5. Упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки.

После того, как обучающаяся начала самостоятельно удерживать ручку, карандаш и после подбора индивидуального способа удержания ручки и карандаша, использовались специальные графические упражнения для подготовки руки к письму, а именно различные трафареты, фигуры для обводки, штриховка, обведение по точкам и др., которые постепенно усложнялись.

Хорошую результативность на уроках по обучению письму показала работа по формированию навыка пространственной ориентировки, которая включала: формирование пространственной ориентировки на листе бумаги; маркировку (отметка) начала письма – левого верхнего угла листа; выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр.; “письмо” рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения; автоматизацию движений слева направо путем выполнения различных заданий.

Постепенно перешли к работе над списыванием печатными буквами – сначала слов и предложений с карточек, а затем и целых текстов.

Следующим этапом работы стало - письмо строчных букв, а затем и слов, сначала по точкам, а потом по образцу. Но так как у ребёнка сильные нарушения мелкой моторики и работа в обычной тетради для неё была недоступна, были разработаны для неё специальные листы с разлиновкой в которых мы и работали. С 7 класса мы начали работать в тетрадях.

Работа по развитию мелкой моторики рук, конечно же, не ограничивалась одними уроками письма. Например, на уроке развитие речи мы описывали снегиря. Сначала устно составляли рассказ, затем его записывали, а потом рисовали.

Рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность с одной стороны, позволяют судить об особенностях эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой способствуют развитию воображения, памяти, внимания, речи, тонкой моторики, а также формируют способность анализировать образец и соотносить с ним результат своей деятельности - это тоже способствует формированию навыков письма.

На уроках чтения, после знакомства с произведением и его разбора, обучающаяся выполняла рисунок. А на уроках труда использовались различные виды конструирования.

Таким образом, целенаправленная систематическая и разнообразная работа по формированию навыков письма дала стойкую положительную динамику.

При планировании работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребёнка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие часто приводят к отказу от занятий. Поэтому любое задание следует предлагать в игровой форме, которая вызывает интерес, и за счёт положительной эмоциональной стимуляции способствует повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.

Работа по формированию навыков письма у детей с ДЦП является эффективной при соблюдении специальных условий: учет степени тяжести заболевания; использование дифференцированных приемов в работе; введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (зрительно-моторной координации); введение в систему уроков специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, расширения функциональных возможностей кистей рук.


Литература.

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

  2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.

  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.

  4. Воронкова В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М. 1994.

  5. Воронская Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое руководство к прописям. – М.: Книголюб, 2006. – 40 с.

  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

  7. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.59-66.

  8. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.

  9. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. – М., Просвещение, 1994.

  10. Областной закон об образовании в Свердловской области от 21.12.2007. № 161- 03

  11. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под. ред. О.Б. Иншаковой. – М. – Воронеж, 2001.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!