СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках английского языка на основе технологии РКМЧП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД на уроках английского языка на основе технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Аннотация: использование технологии РКМЧП обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса, что является спросом современного общества.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, критическое мышление, рефлексия, прием «Корзина идей», ПОПС-формула, диаманта, синквейн.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках английского языка на основе технологии РКМЧП»

Анпилова Ирина Андреевна

Ушакова Наталия Николаевна,

учителя английского языка,

МАОУ «Средняя политехническая школа № 33

г. Старый Оскол, Россия

Формирование УУД на уроках английского языка на основе технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Аннотация: использование технологии РКМЧП обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса, что является спросом современного общества.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, критическое мышление, рефлексия, прием «Корзина идей», ПОПС-формула, диаманта, синквейн.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие иноязычной грамотности: большой лексический запас, знание грамматических структур, элементарное представление об иноязычной культуре. При этом немаловажно, чтобы предлагаемая для усвоения система уроков не носила жестко алгоритмического характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения английским языком. В 21 веке человек живет в условиях развития высоких технологий и Интернета. А это приводит к тому, что в современной культуре доминирует визуальный образ. Как следствие, происходит общее падение интереса к чтению, неумение анализировать, обобщать и структурировать полученную информацию, устанавливать связи между имеющимися знаниями и возникшей проблемой. А зачем все это делать, если есть компьютер. Современного ребенка уже с рождения окружает перенасыщенное информацией образовательное поле, ориентироваться в котором очень сложно. Как никогда важной становится проблема воспитания такой личности, которая несет с собой по жизни не только багаж энциклопедических знаний, но и обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющее находить крупицы истины в потоках информационного поля.

Начальная диагностика сформированности универсальных учебных действий показывает, что количество детей с низким уровнем гораздо больше остальных. Что это означает на практике? Низкий уровень познавательных учебных действий означает, что учащиеся испытывают сложности в поиске и выделении необходимой информации, в анализе и структурировании полученных знаний. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Современные условия развития общества доказывают, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа, применять имеющиеся знания в нестандартной обстановке – становятся более актуальными.

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции, - это технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках учащиеся являются не пассивными наблюдателями и слушателями, а находятся в постоянном поиске информации, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Критическое мышление может воплощаться в различных видах различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является письменная работа - как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения проблемы и предлагает найденный ответ читателям.

Однако для учащихся письмо – трудная, а точнее самая трудная часть процесса обучения английскому языку. Задача учителя помочь учащимся. В рамках технологии РКМЧП предлагается овладение умениями письма, опираясь на предварительно прочитанный текст-образец, который является источником языкового материала, речевых образцов и клише, и тем самым заложить основы текстового подхода к обучению письму.

Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Поэтому согласно данной технологии познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и рефлексия.

Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой модели критического мышления - рефлексия - особо значим, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Существуют конкретные приемы для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии. Каждый прием в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Одним из приёмов на начальной стадии урока является прием «Корзина идей». Данный приём позволяет учителю выяснить всё, что знают учащиеся по предлагаемой теме урока. Например, перечислите, пожалуйста, что мы делаем на уроках английского языка. Чем бы лично Вы сегодня предпочли заняться на нашем занятии?

Следующий прием, используемый в рамках данной технологии «Лестница успеха». Учитель предлагает учащимся выстроить ход урока в виде лестницы, на верхней ступени которой будет находиться вывод (понятие или утверждение) или ответ на проблемный вопрос.

На следующей стадии (осмысления) целесообразно использовать иные прием, например, кластер («гроздь»). Учитель предлагает учащимся расположить свои мысли по теме или проблеме урока в виде грозди, т.е. в определенном порядке. Система кластеров позволяет охватить большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной работе. Задачей этой работы является не только сформировать умение систематизировать материал, но и научить устанавливать причинно-следственные связи между частями «грозди».

Следующий используемый на уроках английского языка прием – диамант. Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Прием "диаманта" способствует развитию мышления и становлению навыка выражения чувств через письмо. Написание подобных стихотворений позволяет учащимся изучать или повторять новый материал более творчески. Кроме того, использование этого приема даёт возможность учащимся лучше понимать и усваивать сложные термины и категории, выделять их главные признаки. Используя такой алгоритм действий, учащиеся быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняют интересные стихи.

Целесообразно использование в рамках данной технологии прием «ПОПС-формула». Данный прием нацелен на рефлексию учащихся. Школьники выражают свою точку зрения по теме урока (прочитанному тексту) по схеме: позиция – объяснение – пример – следствие. Этот прием позволяет учителю оценить, насколько свободно учащиеся владеют материалом, насколько осознано он был воспринят. Например, в 5 классе на уроке по теме: «Как создать фильм? Работа с лексикой», учащимся предлагается высказать свое мнение на утверждение «Many people like to watch cartoons», выстраивая свое рассуждение по модели: «I think that …», «Because …», «For example …», «So …». При первом знакомстве учащимся предлагается выказываться только по одному предложению из модели или по принципу игры «снежный ком».

Реализация представленных приемов в процессе обучения английского языка обеспечивает положительную динамику формирования универсальных учебных действий. Такая деятельность дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, их выращивании до нового качественного уровня – одним словом, создать мощный банк способов действий, которые помогут учащимся в будущем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!