Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Исаева Н. Г. учитель физики ГБОУ «СОШ №61 Имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»
2016 г
Г. Севастополь
Януш Корчак
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут»
В соответствии с ФГОС в программе в программе представлено четыре вида УУД
Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося- умения учиться
УУД – это умение учиться:
- Умение определять цели и задачи самостоятельно.
- способность учащихся самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации
- применение знаний за пределами школы
- готовность к сотрудничеству, самообразованию, познанию мира,
- освоение новых социальных ролей и норм поликультурного общества
Познавательные УУД:
- Осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
- моделирование;
- использование знаково-символической записи математического или физического понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение приводить контрпримеры.
Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле?
Ответ: При перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю
Умение грамотно и осознанно строить высказывания
Рассчитайте плотность сливочного масла (мыла), зная его массу
Этапы решения: Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее определения.
Действия со знаково-символическими средствами, формулами
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
- «Составление кроссвордов»
- «Брейн-ринг»
- « Квн» и т. д. и т.п.
Результатами такой деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на данном этапе являются:
- Умение детей учитывать позиции других людей.
- Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.
- Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные УДД:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
«Исключи лишнее»
- Сила, ньютон, время, масса. (Время)
- Масса, километр, килограмм, дециметр.(Масса)
- Плотность, движение, время, скорость. (Движение)
- Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. (Миллиметр)
- Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка. (Насос)
«Исключи лишнее».
- Цель : Мотивация учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: внимательность, логическое мышление.
- Форма выполнения задания : индивидуальная и работа в парах.
- Описание задания: Данное задание учит «слушать и слышать» друг друга, терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.
- Материалы: карточка с заданием, карандаши.
- Инструкция: В этом задании учащиеся должны каждый самостоятельно найти лишний термин и вычеркнуть его, а работая в паре проверить товарища и объяснить друг другу ошибки.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения, изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению физических понятий.
« Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.»
И. Кант
Пример цель исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Ход работы: Учащиеся ставят цель работы , ориентируясь на тему; выбирают оборудование (наводящие вопросы: Что исследуем? Что нам для этого потребуется? Далее делают предположение (прогнозирование ), что меняя (увеличивая или уменьшая) действующую силу увеличивается или уменьшается длина пружины( стержня). Выполняя измерения и построив график зависимости силы от удлинения приходят выводу что, модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела. Анализируя и сравнивая теоретические выводы с практическими результатами , делают окончательный вывод о зависимости и формулируют закон Гука. Оценивают свою деятельность: что получилось, что нет, что нужно знать и делать лучше (коррекция) , чтобы добиться более точных результатов.
Человек стоит на полу. Масса его 48 кг, площадь подошв 360 см 2 . Какое давление оказывает человек на пол? Как изменится его давление, если человек станет на одну ногу?
Раздел: Энергия. Работа. Мощность
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Сделать сообщение о достижениях России в области освоения космоса и мощности современного Российского космического корабля.
Раздел: Энергия. Работа. Мощность
Регулятивные УУД
Тест по теме « Энергия. Работа. Мощность. » с инструкцией по заполнению и самооценке. Таблица в листе самооценки.
Раздел: Энергия. Работа. Мощность
Объясните «Золотое правило механики» на примере одного простого механизма. Работа в группах.
Коммуникативные УУД
Раздел: Энергия. Работа. Мощность
Познавательные УУД
Вычислите механическую работу, которую вы совершаете равномерно поднимаясь с первого на второй этаж здания школы. Все необходимые данные получите сами, результат запишите в тетрадь.
Спасибо
за внимание!
http:// teen-portal.ru/images/news/20160712193958.jpg
http:// fs1.ppt4web.ru/images/2692/51878/640/img1.jpg
http:// www.metod-kopilka.ru/pedagogicheskiy-sovet-po-vospitatelnoy-rabote-principi-realizacii-vospitaniya-izlozhennih-v-fgos-ooo-65246.html
http:// uslide.ru/images/9/15522/736/img20.jpg
http://free-office.net/shablony-powerpoint /