СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроке русского языка при работе с фразеологизмами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме "Формирование УУД на уроке русского языка при работе с фразеологизмами".

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроке русского языка при работе с фразеологизмами»


Мастер-класс на тему:

«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка при работе с фразеологизмами»


Выполнила и провела : Учитель русского языка и литературы МБОУ ЦСОШ №1

Веретенникова Марина Николаевна

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий, организация пространства для коммуникации по обмену опытом работы.



Задачи:

  1. познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  2. раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  3. создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

  4. показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования.

Материально-техническое и методическое обеспечение: карточки с заданиями, доска, карточки с видами УУД для демонстрации на доске,

Продолжительность проведения: 25 минут

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках русского языка;

- предлагаемые на занятии приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.


Предполагаемый результат:

- участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках русского языка, обсудят возможности его применения в процессе обучения;

-коллеги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.



Ход проведения мастер-класса

1 . Постановка проблемы

1.Вступительная часть

-Добрый день, уважаемые коллеги !

Мастер- это значит Мудрость, Активность, Счастье Творчества, Единство, Результат! Сегодня я вам представлю на ваш суд мастер-класс по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение воспитанниками конкретных предметных знаний и навыков. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих воспитанников.

Традиционный урок направлен на заучивание учебного материала, и ведущая роль отводится учителю. Такой подход к обучению не достаточно развивает интеллектуальные, творческие способности детей.Учитель должен направлять на поиск правильного решения.Только тогда воспитанник перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них.

        Таким образом, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития воспитанника, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник воспитанника в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая все условия для формирования УУД.

Все УУД делятся на 4 группы:

-личностные

-регулятивные

-познавательные

-коммуникативные

Мы сегодня на этом занятии работаем все вместе таким образом:

-участвуем в обсуждении полученных результатов;

-задаем вопросы;

-предлагаем для обсуждения собственные проблемы, вопросы;

-высказываем свои предложения по решению обсуждаемых проблем;

-определяем, какие виды УУД формируются на каждом этапе работы.

На уроках русского языка мы работаем со словом.Слово и речь нам даны природой, Слова-это наша история, культура, память,- одним словом, это все. Еще великий педагог К.Ушинский сказал, что «в каждом слове , как в зеркале , отражается прошлое, настоящее, будущее».Мы должны научить детей не только говорить, но и знать, ценить и постоянно изучать каждое наше драгоценное слово.

Я хочу показать, как можно поэтапно, последовательно идти по выработке УУД у наших воспитанников. Тему нашего занятия пока не озвучиваю, для этого даю вам немного информации.Это группа особых слов, которая впервые была описана швейцарским ученым Шарлем Балли, а наш языковед Виноградов их разделил на 3 группы по особым признакам.Я составила текст, употребляя такие слова. Послушайте и определите нашу тему занятия:

Вот уже 2 недели мы, педагоги, крутимся, как белка в колесе. Ни свет ни заря каждый , наверное, просыпается с мыслью о том, что опять идем, засучив рукава работать в поте лица.Со всеми нашли общий язык и ищем золотую середину, ведь не первый год тянем лямку вместе. От корки до корки выучили новые стандарты, не моргнув глазом, можем назвать все УУД. На носу МО ,и все мы не находим себе места. Организаторы видят каждого насквозь, потому что они свою работу и нас знают как свои пять пальцев. Знай наших!

Значит, наша группа из коллег в роли воспитанников будет работать с фразеологизмами. Я приглашу 4 коллег по 2 человека в группе и даю им задания.

2.Основная демонстрационная часть (вопросы задаются как учителям из аудитории, так и коллегам в роли воспитанников)

Задания звучат таким образом:

Задание 1:назовите особую характеристику фразеологизмов как сочетаний слов (Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм невозможно перевести дословно теряется смысл, часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны, такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Часто грамматическое значение идиом не отвечает нормам современного языка. Примерами таких выражений в русском языке будут: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака», «точка зрения» «без царя в голове» и т. п.)

Определение вида формируемого УУД:

-какие УУД формируются у воспитанников при выполнении этой работы?


Задание 2: Решите кроссворд: по лексическому значе­нию определите фразеологизм и запишите в соответствую­щую строку кроссворда. Если вы правильно выполните задание, выделенная строка крос­сворда ука­жет особен­ность данных устойчивых обо­ротов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Образ пове­дения, при котором избегают крайностей, риско­ванных решений.

2) Заранее выяснять что-либо.

3) Окончательно, совсем; решительно.

4) Быть в трудном, опасном положении, когда неприятнос­ти угрожают с двух сторон.

5) Символ счастья.

6) Во всем подчиняться кому-либо.

7) Окружать вниманием, заботой человека, оказавшегося ко­варным, неблагодарным.

8) Быть в постоянной боевой готовности.

9) Использовать для объясне­ния необоснованные доводы.

10) Решительно дей­ствовать в отношении кого-либо.

11) Человек, по­лучивший большую власть лишь на короткий срок.

     12) Страдания от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть.

13) На неопреде­ленное время откладывать что-либо.

14) Сильное волнение, горячий спор из-за пустяков, по нич­тожному делу.


Ответы: 1) золотая середина; 2) зондировать почву; 3) раз и навсегда; 4) между молотом и наковальней; 5) синяя птица; 6) плясать под чью-либо дуд­ку; 7) пригревать змею на груди; 8) держать по­рох сухим; 9) притягивать за волосы; 10) брать на абордаж; 11) калиф на час; 12) муки Тантала; 13) откладывать в долгий ящик; 14) буря в стака­не воды.


Определение вида формируемого УУД:



Задание 3: назовите источники появления этих словосочетаний и докажите, что фразеологизмы несут информацию о нашей истории, культуре, национальное видение мира (2 примера из греческой мифологии)

Шиворот-навыворот-так называли расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного боярина, подвергшегося царскому гневу, сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду наизнанку и водили по улицам;

Большая шишка (из речи бурлаков, так называли самого опытного и сильного, идущего в лямке первым):

Положить зубы на полку(связано с производством пряжи. Выращивали лен и вычесывали дощечкой с зубьями. Если год был неурожайным и не было льна, дощечка лежала на полке и означало : нет денег и торговли, значит голодная будет зима)

Ахиллесова пята —(миф о том, как мать Ахилла , Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым. Для этого она окунула его в священную реку Стикс. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и пятка осталась единственным уязвимым местом Ахилла. Впоследствии, именно туда Парис попал ему своей стрелой, смертельно ранив героя.)

Яблоко раздора( в древнегреческих мифах золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей» , подброшенное Эридой на свадьбе Пелея и Фетиды и ставшее причиной ссоры Геры, Афиныи Афродиты. Парис присудил это яблоко Афродите, что косвенным образом привело к Троянской войне. Поэтому выражение «яблоко раздора» стало эвфемизмом для любой незначительной вещи или события, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям.

Определение вида формируемого УУД:


Задание4:

1 группа:нарисуйте рисунок 1 фразеологизма по данному примеру,

2группа:читайте рисунок фразеологизма (рисунки 2 примеров:заблудился в 3 соснах, между двух огней)


Определение вида формируемого УУД:


Задание 5: Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм. На другой нарисован фразеологизм с его лексическим значением. Отгадайте все фразеологизмы.

 

   




 (Подложить свинью)                                               (Шиворот-навыворот)                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              (выводить на чистую воду)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

(между молотом и наковальней)

                                         

 

 

 

 





 

 


 (лить как из ведра)

 

 

 

      

 

 



 

 Определение вида формируемого УУД:


Задание 6: .  Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их.

 

Голову морочить                                       Пойти на попятный

Биться как рыба об лед                          Одним лыком шиты

Бить отбой                                                Голова на плечах

Дать по шапке                                          Играть на нервах

Одного поля ягода                                  Белая кость 

Считать ворон                                       Гроша медного не стоит

Дразнить гусей                                        Рукой подать

Дать осечку                                              Дать по шее

Держать ухо востро                               Гнуть в бараний рог

Высоко летать                                          Горе мыкать

Два шага                                                    Заговаривать зубы

Утереть нос                                              Голубая кровь

Подложить свинью                                 Голубей гонять

Голова садовая                                        Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели                             Дать маху

Грош цена                                                 Держать ушки на макушке

Каши просят                                             Плыть по течению

Испустить дух                                          Кошки на душе скребут

Рубикон перейден                                   Есть просят

Другая песня                                          Другая история

Ждать у моря погоды                           Жребий брошен

Сердце не на месте                               Ад кромешный на душе

Душа болит                                             Жизнь оставить

 

Ответы: Голову морочить                                  Пойти на попятный

Биться как рыба об лед                          Одним лыком шиты

Бить отбой                                                Голова на плечах

Дать по шапке                                        Играть на нервах

Одного поля ягода                                  Белая кость 

Считать ворон                                           Гроша медного не стоит

Дразнить гусей                                        Рукой подать

Дать осечку                                              Дать по шее

Держать ухо востро                             Гнуть в бараний рог

Высоко летать                                          Горе мыкать

Два шага                                                    Заговаривать зубы

Утереть нос                                              Голубая кровь

Подложить свинью                                 Голубей гонять

Голова садовая                                        Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели                             Дать маху

Грош цена                                                 Держать ушки на макушке

Каши просят                                             Плыть по течению

Испустить дух                                          Кошки на душе скребут

Рубикон перейден                                   Есть просят

Другая песня                                             Другая история

Ждать у моря погоды                               Жребий брошен

Сердце не на месте                                Ад кромешный на душе

Душа болит                                               Жизнь оставить


Определение вида формируемого УУД:



3.Рефлексия

Уважаемые коллеги, давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе.


-Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось?

-Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

-Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе?

-Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

-Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно?

-Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.


Определение вида формируемого УУД


4.Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса; --уважаемые коллеги, скажите пожалуйста, какие учебные действия формируются у наших воспитанников-коллег;


5.Подведение итогов





































Приложения

Универсальные учебные действия



Познавательные УУД:

1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учимся делать схемы;

3) учимся делать выводы;

4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1) учимся слушать и понимать других;

2) учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учимся работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!