СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках в начальной школе.

Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится  формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка). В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности  как самоконтроль.   Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками. Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, я  стараюсь   организовывать процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить задание по своим силам. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин. Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка, он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается. И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другим. Для этого просто необходимо было сотрудничество  учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса. Цель моей работы  заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться. Посмотрите на эти яблоки (слайд). Как можно сравнить эти яблоки? Разве что, по размеру или цвету?  Они оба хороши, нет третьего сорта. Также и  с детьми: мы должны оценивать не самого ребенка, а проделанный им  труд за определенный промежуток времени. И здесь мне помогает формирующее( формативное) оценивание на уроках. Формирующее оценивание позволяет учителю: -  четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

-  сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний.

Формирующее оценивание позволяет  для обучающихся:

- видеть свой учебный прогресс,

- чувствовать ответственность за свою учебную работу,

- стремиться выполнять ее качественно,

- понимать и использовать связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием.

В своей работе я использую приемы оценочной деятельности на уроке:

- волшебная линеечка(  палочка  Цукермана) На полях тетрадей учащиеся чертят   оценочную шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Заранее с детьми договорились, что, если соблюдали наш девиз урока «Пишу чисто, аккуратно, красиво и грамотно!», крестик на верху, если есть ошибки и исправления – в середине шкалы, а если неправильно, много исправлений и ошибок – внизу. Иногда дети меняются тетрадями и оценивают работу друг друга. При проверке учитель обводит ту оценку, с которой он согласен. Потом каждый ребенок, получив свою тетрадь, смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя,  если не совпала, выясняют, какие были ошибки.

- цветная оценка При изучении букв предлагаю детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. Можно под буквой нарисовать улыбочку. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зелёный - всё получилось, синий – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, белый – не могу оценить. В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

- игра «Учитель» На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, самостоятельно проверяют предложения, находят и исправляют ошибки. Затем сравнивают свою работу по образцу, данному учителем. На полях тетради ставят себе значок (если всё правильно +, если есть ошибки ?).

-  "Пальчики" Дети оценивают свою работу, работу своих одноклассников или всего класса:  палец вверх- все правильно, довольны - палец в сторону - правильно, но есть ошибки, подумай - палец вниз - недовольны, много ошибок На уроке математики ставлю перед детьми проблему.  На экране три птицы : воробей, соловей и орел. Спрашиваю у детей: Как вы думаете, что ты за птица? Когда они высказали свои предположения, говорю, в конце урока узнаем, правильно ли вы угадали птицу.  После сообщения темы и цели урока, даю задание: выпиши только те выражения, в записи которых есть число 4.  Оцениваем с помощью критериев : правильно выписал 2 выражения – 1 балл, 3 выражения – 2 балла, выписаны все  примеры – 3 балла.  Проверяем правильность решения примеров и оцениваем: ошибся в вычислениях 5 примеров- 1 балл, в 2-3 примерах – 2 балла, решил без ошибок- 3 балла. Следующее задание:  самостоятельно записать  и решить примеры с ответом 4.  Критерии оценивания: составил 1-2 примера -1 балл, 3-4 примера- 2 балла, 5 и более примеров- 3 балла. Суммируем баллы и смотрим: что вы за птица? После подсчета баллов рисуем смайлик:8 баллов- зеленый, улыбается; 5-7 баллов- желтый, довольный; 1-4 балла – красный, грустный. Для того чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

 1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

 3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

 4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

Учителю необходимо соблюдать:

- этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;

- использовать разнообразные способы и организационные формы действий контроля и оценки;

- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;  Конечно, пока у нас небольшой опыт, но детям нравится такая система оценивания. И мы будем придумывать новые критерии оценивания для того, чтобы определить текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке или/и дома, осуществлять  оперативную взаимосвязь между учеником и учителем в процессе обучения. Это  позволяет учащимся  заметить свои ошибки и вовремя их исправить.  понимать насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Ну и конечно же, позволяет преодолеть страх оценки, повышает мотивацию к обучению.  

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках в начальной школе.»

Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках в 1 классе Шириязданова Минзия Кагировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный

Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках в 1 классе

Шириязданова Минзия Кагировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный

ФГОС НОО Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка). В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль.

ФГОС НОО

  • Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка).
  • В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль.
Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, я стараюсь организовывать процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить задание по своим силам. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин. Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка, он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается. И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другим. Для этого просто необходимо было сотрудничество учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса.
  • Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, я стараюсь организовывать процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить задание по своим силам. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин. Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка, он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается. И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другим. Для этого просто необходимо было сотрудничество учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса.
Цель моей работы заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.
  • Цель моей работы заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.
Сравните яблоки.  Можно ли сказать, что одно яблоко лучше, а другое хуже?

Сравните яблоки. Можно ли сказать, что одно яблоко лучше, а другое хуже?

Формирующее оценивание позволяет учителю: - четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;   - сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности; Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний.   Формирующее оценивание позволяет для обучающихся:   - видеть свой учебный прогресс,   - чувствовать ответственность за свою учебную работу,  - стремиться выполнять ее качественно,   - понимать и использовать связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием.
  • Формирующее оценивание позволяет учителю:

- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

  - сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний.

 

Формирующее оценивание позволяет для обучающихся:

  - видеть свой учебный прогресс,

  - чувствовать ответственность за свою учебную работу, 

- стремиться выполнять ее качественно,

  - понимать и использовать связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием.

Волшебная линеечка( палочка Цукермана)

Волшебная линеечка( палочка Цукермана)

Волшебная линеечка(палочка Цукермана)

Волшебная линеечка(палочка Цукермана)

Цветная оценка

Цветная оценка

-

- "Пальчики"

«Пальчики»

«Пальчики»

Что вы за птица? воробей соловей орёл

Что вы за птица?

воробей соловей орёл

1. Выпиши только те выражения, в записи которых есть число 4

1. Выпиши только те выражения,

в записи которых есть число 4

Что вы за птица? воробей соловей орёл 8 баллов – для вас открылись тайны знаний 1-4 балла – собираете знания по зёрнышку 5-7 баллов – поведайте о своих знаниях другим

Что вы за птица?

воробей соловей орёл

8 баллов – для вас открылись тайны знаний

1-4 балла – собираете знания по зёрнышку

5-7 баллов – поведайте о своих знаниях другим

Для того чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:    1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;    2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;    3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;    4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;  
  • Для того чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
  •  

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

 

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

 

3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

 

4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

 

Учителю необходимо соблюдать:   - этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;   - использовать разнообразные способы и организационные формы действий контроля и оценки;   - иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;
  • Учителю необходимо соблюдать:
  •  
  • - этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;

 

- использовать разнообразные способы и организационные формы действий контроля и оценки;

 

- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!