СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе (Выступление на педсовете )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете в школе.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе (Выступление на педсовете )»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области















Формы и методы работы

с одаренными детьми

в начальной школе



Выступление на педсовете

учителя 4 класса В

Марищенковой И. В.












2017 год

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

(Выступление Марищенковой И. В. на педсовете 21.02.2017 года)

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы"Одаренные дети".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Для выявления одаренных детей я использую такие формы работы, как:

  • наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);

  • изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;

  • общение с родителями;

  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

При выявлении одаренных детей беру во внимание их успехи в любой сфере деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Выявлено: 3 ученика (в 1 классе) - 6 учеников ( в 4 классе) с высоким уровнем познавательной деятельности; 2 (в 1 классе) - 6 ( в 4 классе) с выраженной практической деятельностью; 3 (в 1 классе) - 8 (в 4 классе) с задатками художественно-эстетической деятельности...

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей;

2) адекватное содержание воспитания;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

4) побудительная деятельность учителя.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо использовать современные образовательные технологии. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:

технология проблемно-диалогического обучения;

технология проектно-исследовательского обучения;

технология дифференцированного обучения;

технология продуктивного чтения;

игровые технологии;

ИКТ;

обучение в сотрудничестве (групповая работа);

портфолио учащихся.

Методы работы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,

  • творческие задания,

  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

  • дискуссии,

  • диалоги.



На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребёнка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии обсуждаются не в жёсткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Всё же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Некоторые ученики любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи и сказки. Произведения ребят были отправлены на конкурс «Смоленское Поозерье».

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

Иногда на уроках использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся. На этапе закрепления часто использую решение задач разными способами и решение нестандартных задач, заданий на логику...

На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, рисунков, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нём человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Добиваюсь позитивных результатов в работе с одарёнными детьми по преподаваемым предметам. Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность. Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность. Вместе с учащимися занимаемся исследовательской деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации.

Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание я уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении. Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности – спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях, студиях.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система воспитательной работы в классе. Пять направлений работы классного руководителя : «Я - человек», «Мой мир знаний», «Я и семья», «Я и природа», «Я и Отечество», - помогают выявлять и развивать все виды одаренности (в практической, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и духовно-ценностной деятельности).

На классных часах готовим открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. Проектные работы отправляются на конкурсы.

Моя внеклассная работа помогает выявлять и развивать индивидуальные способности детей; создавать ситуации успеха; просвещать детей эстетически; выявлять индивидуальные способности детей; формировать потребность в самообразовании; формировать и развивать универсальные учебные действия.

Формы реализации: конкурсы, выставки, концерты, творческие мастерские, театральные постановки, вечера, акции и проекты, посещение музеев, выставок, спектаклей, вовлечение детей в кружки, студии...



В своем классе я работаю по двум направлениям внеурочной деятельности: «Эрудит» (общеинтеллектуальное) и «Весёлые бусинки» (духовно-нравственное).

Цель программы «Весёлые бусинки»: создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно-практической деятельности через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Цели программы «Эрудит»: подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам; развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, групповые творческие проекты и познавательные викторины...

Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!