СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы и методы работы с неуспевающими на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит рекомендации по работе с неуспевающими детьми, анализирует причины неуспеваемости, формы и методы работы на уроках (из опыта работы). Материал будет полезен учителям, воспитателям, классным руководителям.

Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы работы с неуспевающими на уроках биологии"»

Сидоренкова Юлия Васильевна,

учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Формы и методы работы с неуспевающими детьми на уроках биологии


Вопросы:

  • Проблемы работы учителя со слабоуспевающими детьми и как их решить

  • Какими формами и методами добиться успеха с такими детьми

  • Как организовать успех на уроке

  • Способы и формы стимулирования

Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Попробуем разобраться в этих вопросах

Что же такое неуспеваемость? НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;

-пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается  в стимулах для перехода к очередным видам работы);

-медлительность, либо постепенное снижение темпа  деятельности, быстрая  врабатываемость;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

- равнодушно относится к результатам  работы;не подмечает своих неудач и трудностей.

Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.

Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся? Их можно разделить на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, а также – недостаточное развитие процессов мышления, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.


Выделяют несколько главных причин плохой успеваемости школьников:

- педагогическая запущенность, пробелы в знаниях. Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни

отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников

плохое здоровье, частые и продолжительные пропуски уроков

отсутствие внутренней мотивации обучения

неумение организовать свою работу во время урока, несобранность, медлительность.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и постараться устранить их.

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников

Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи.

К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребёнка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к улучшению, а к ухудшению результатов деятельности.

В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки окружающих. Главное, что должны сделать взрослые (родители и учителя) в этом случае, – обеспечить ощущение успеха.

Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов в учёбе, значит, необходимо повышать мотивацию к обучению (мотивационные ролики, использование интересных фактов, загадок, практической направленности урока)

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.

Формы работы учителя со слабоуспевающими с использованием индивидуально-дифференцированного подхода:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

- Использование творческих заданий.

- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.


  1. Использование различных видов дидактического материала:

  • учебные тексты,

  • карточки-тренажеры;

  • карточки с выбором ответа;

  • карточки-конспекты;

  • карточки с образцом решения;

  • задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования на основе дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

  1. Многократное повторение изучаемого материала в разных формах

(устно, тестирование, в парах, по карточкам, таблицам и т.д.)



  1. Активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся

Использовать такие виды деятельности, как:

-Диспуты и дискуссии,

-Проектная деятельность

-Групповую работу, работа в парах

-Творческие задания

-Ролевые игры

Пример активизации:

Создание проблемной ситуации и ее разрешение в процессе поисковой работы.

Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов:

- «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах?

- Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь?

- Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний?


  1. Метод эмпатии означает «вживание» человека в состояние другого объекта

(применять при проведении предметно-коррекционных пауз).

«Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни».

Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников и создаваемый учителем настрой.


Примеры из опыта работы:

- Индивидуально-дифференцированный подход через проектную деятельность

- Экскурсии в рамках проектной деятельности

- Создание ситуации успеха – творческие работы детей, участие в конкурсах, олимпиадах, акциях

- Работа в парах, группах, ролевые игры

- Практическая направленность уроков

- Тесная взаимосвязь с родителями



Обязательным является проведение на уроке рефлексии:

На уроке я узнал(а)…

На уроке я понял(а)…

Самым сложным для меня было…

Больше всего мне понравилось…

Я самым важным я считаю…

На следующем уроке мне хотелось бы узнать



Способы поощрения.

"Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молодых людей".

С. Смайлс.

Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?

  • Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!

  • Ты на правильном пути!

  • Каждый может ошибаться! Попробуй еще!

  • Еще немного времени, и у тебя получится!

  • Ты постарался - и всё получилось!

  • Какое интересное решение

Заключение

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться.

Все дети, переступающие порог школы первоклассниками хотят стать «хорошими учениками и учиться на одни пятёрки». А когда появляются первые двойки, сначала пропадает желание учиться, затем появляются прогулы и наконец, мы получаем «трудного» ребёнка. Конечно, проще всего махнуть на неуспевающего ребёнка рукой, но давайте дадим ему ещё один шанс влиться в наше школьное сообщество.


Приложение:

100 способов поощрения.

Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?


Словесная похвала:

1. Молодец!

2. Правильно!

3. Хорошо!

4. Умница!

5. Замечательно!

6. Верно!

7. Это лучшее из того, что у тебя получалось!

8. Я знала, что ты сможешь сделать это!

9. Я верю в тебя!

10. Ты умный, находчивый, сообразительный!

11. Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!

12. Неплохо!

13. Я горжусь тобой!

14. Супер!

15. Ты на правильном пути!

16. Да!

17. Браво!!!

18. Ты превзошел сам себя!!!

19. Ты очень многое можешь!

20. Что бы мы без тебя делали!

21. Я радуюсь твоим успехам!

22. Каждый может ошибаться! Попробуй еще!

23. Мои поздравления!

24. Хорошая работа!

25. Великолепно!

26. Ты нас порадовал!

27. Отлично!

28. Это то, что надо!

29. Это намного лучше!

30. Красота!

31. Удивительно!

32. Ты близок к истине!

33. Наконец-то!

34. Ты быстро учишься!

35. Так держать!

36. Прекрасно!

37. Это лучше всего!

38. Здорово! Продолжай работать в том же направлении.

39. Это первая ступенька на пути к успеху, но какая!

40. Я не смогла бы сделать лучше!

41. Еще немного времени, и у тебя получится!

42. У тебя огромный потенциал!

43. Ты постарался - и всё получилось!

44. Ты сделал это лучше всех!

45. Фантастика!

46. Поздравляю!

47. Ты взял ещё одну вершину!

48. Ты победил!

49. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! Всё получилось!

50. Ты смог преодолеть (робость, неуверенность...)!

51. С каждым днем у тебя получается всё лучше!

52. Это - способ!

53. Невероятно!

54. Прекрасный ход работы!

55. Ты очень способный!

56. Восхитительно!

57. Терпенье и труд всё перетрут!

58. Необыкновенно!

59. Сенсация!

60. Первоклассная работа!

61. Твой мозг поработал на славу!

62. Мне нравится ход твоих мыслей!

63. Ура!!! Первая высота взята!

64. Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!

65. Твой успех сегодня - лучший подарок учителю!

66. И ты говорил, что не сможешь? Оказывается, еще как получается!

67. Гениально!

68. Какое интересное решение!

69. Ты сегодня сделал главное - вот он, ключик к ....

70. Ребята, давайте все вместе порадуемся за нашего победителя!

71. Мои аплодисменты!

72. Вот это класс!

73. Да ты просто ас в этом вопросе!

74. Я рада, что ты нашел в себе силы сделать это!

75. Молодчинка!

76. На тебя сегодня можно равняться!

77. С тебя можно брать пример!

78. Оценка 6 по 5-ти бальной системе!

79. Мне хочется слушать тебя снова и снова!

80. Я никогда не видела ничего лучшего!

81. Красивая мысль!

82. Да тебя сегодня не узнать!

83. Родненький ты мой!!!!!!!!!!!!!

84. Виртуоз!

85. Ты просто асс!

86. Ты просто гений!

87. Потрясающе!

88. Гордость ты наша!

89. Я восхищена!

90. Сегодня ты достиг цели!

91. Поразительно!

92. Лучше (точнее, красивее) не скажешь!

93. Молодец, потрудился на совесть!

94. Родители могут гордиться твоим поступком!

95. Это - высший пилотаж !

96. Расскажи, как тебе это удалось!

97. Ты позволишь показать твою работу ... (на выставке, собрании, ...)?

98. Ты сегодня удивил всех!

99. Я так рада за тебя!

100. Вот это финал!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!