Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Выступление на педсовете
"Формы работы внеклассной деятельности, направленные на приобщение младших школьников к русским народным ценностям"
Подготовила Кузьмич Юлия Сергеевна,
воспитатель МБОУ « НШ - ДС «Надежда»
Вязьма
2020 г.
Патриотические чувства не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Я считаю, что необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Необходимо прививать им любовь к своей стране через патриотическое и эстетическое воспитание.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов .
В нашем современном мире возрос интерес к истории и культуре нашего народа. Прививая детям традиции своего народа, культуры своей страны, уважение к истории России, взрастить патриотов своей страны.
На личность ребенка разностороннее влияние оказывают народные праздники. Их используют как сильное воспитательное средство.
Во внеклассной деятельности происходит знакомство учащихся с
народными промыслами, ремёслами России, родного края, традициями и
обычаями своего народа. Использование этнопедагогики в практике
предполагает формирование знаний об истории страны, родного края,
традициях и культуре народного быта, воспитание прежде всего
патриотизма.
Проведение различных внеклассных мероприятий даёт возможности
для воспитания патриотизма посредством разных жанров русской народной
культуры. Дети приобщаются к русским традициям и культуре через участие в традиционных праздниках.
В практике можно использовать различные методы и приёмы
знакомства с культурой нашего народа:
беседы,
народные праздники(Пасха, Масленица)
посиделки
организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся,
конкурсы рисунков по народным промыслам.
А также широко использовать современные компьютерные технологии. В рамках группы продленного дня, накануне праздника Рождества Христова я показывала детям презентацию о храмах на территории нашего города.
Для ознакомления учащихся с русскими народными традициями и
обрядами можно проводить праздники:
«Проводы русской зимы»,
«Проводы весны».
Дети знают и любят этот праздник, с удовольствием принимают участие
в организации этого праздника.
Для приобщение младших школьников к русским народным ценностям мо жно использовать загадки, сказки, пословицы.
Русские загадки очень разнообразны и по содержанию, и по происхождению. В основе древнейших загадок лежало желание человека познать мир, объяснить себе явления природы.
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную
идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое
и нравственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их
анализировать предметы и явления из разных областей окружающей
действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и
том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету
(явлению).
Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях, имеющий счастливый конец.
Из поколения в поколение сказки передавались как бы по цепочке. Эта
цепочка сказочная, потому что у неё нет начала. Ведь неизвестно, кто именно
первый сочинил ту или иную сказку.
Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и красочности немыслимо
без знакомства с народными пословицами и поговорками. Народные
пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. Первые
пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для
него раскрывается, прежде всего, смысл пословицы как общепринятого
поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной
очевидностью.
В приобщении ребёнка к народной мудрости и состоит большое
педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память,
Народные поговорки - это широко распространенные образные
выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорка
не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную
оценку.
Особенно актуальны для воспитания патриотизма пословицы и поговорки о
Родине.
Таким образом, используя все эти формы внеурочной деятельности, мы развиваем интерес учащихся к культуре нашей Родины, воспитываем бережное отношение к традициям русского народа.